ShaBook: "Гиперион" Дэна Симмонса
Почти двести лет назад в 1819 году классик английского романтизма Джон Китс написал несколько од и поэму «Гиперион». Включавшая её и несколько самых выдающихся его произведений книга была тепло встречена даже критиками, часто ругавшими Китса. Но поэту не суждено было об этом узнать, ведь умер он в чахотки в 1821 году. Смерть его, наверняка, была бы легче, знай Китс о том, что столетия спустя его идеи и образ найдут отражение в, пожалуй, лучшем произведение Дэна Симмонса – философской космоопере «Гиперион».
«Гиперион», как ознакомительный роман тетралогии «Песни Гипериона», знакомит нас с Галактической Гегемонией, чьи миры населены выходцами со Старой Земли. Они готовятся к решающей битве с Бродягами и по пророчеству Избранные должны отправиться на планету Гиперион, где их ждут Гробницы Времени. Там им предстоит раскрыть тайну Повелителя Боли Шрайка, но и она и незатейливый посыл об Избранных и пророчестве лишь ширма. За ней скрывается полноценный философский труд с роскошным фантастическим, мистическим, религиозным и даже поэтическим обрамлением.
Эта интеллектуальная фантастика состоит из шести гармонично связанных новелл, посвященных совершенно разным персонажам, и содержит в себе колоссальное количество актуальных тем прошлого века. В некотором роде «Гиперион» можно считать неким подведением итогов фантастики двадцатого века. Здесь нашли отражение и колонизации планет, и инопланетные цивилизации, и ИскИн, и виртуальная реальность, и многое-многое другое. Каждая из этих тем достаточно раскрыта и идеально вплетена в повествование. Роман Симмонса эпичен по своим масштабам, колоссален по детализации и проделанной работе, а также гармоничен, так как ни одна из тем не перекрывает другую, а наоборот дополняет и порой раскрывает с неожиданного ракурса.
Всю эту россыпь «бусин» объединяет один заглавный тезис – наше бытие, сколь бы футуристичным и необычным оно не было, всегда будет наполнено болью и страданиями. Воплощением этой идеи Симмонса служит Шрайк, будто сошедший с полотен Босха, Бексиньского и Барлоу одновременно, и его Древо Боли. Каждый из героев, будь то полковник Федман «Мясник Южной Бреши» Кассад, престарелый поэт Мартин Силен или ученый Сол Вайнтрауб, несет на себе отметку Шрайка. Каждый из них ранее с ним встречался и у каждого есть своя история. Своя боль. Боль простая, но от того не менее правдивая и легко переносимая на нашу действительность. Шрайк и его персональная связь с каждым из персонажей создает мощный и очень личный, почти интимный, эмоциональный посыл.
О литературных отсылках стоит сказать отдельно, так как Симмонс, будучи весьма образованным бывшим преподавателем английского языка, привнес в «Гиперион» очень много «пасхалок», как прямых, так и не очень. Помимо этого автор наполнил свое произведение размышления о месте литературы в человеческой жизни и культуре. Инструмент для этого Симмонс подобрал замечательный – герои в лице поэта Мартина Силена и клона, контролируемого искусственным человеком, Джона Китса. Да, того с кого всё началось. Разноплановая ирония присуща произведению Симмонса не меньше, чем многослойность и интеллектуальность, и это по-своему прекрасно. В современной жизни, где страдание зачастую сопровождает каждый наш день, без иронии никуда.
******
«Гиперион» достоин прочтения даже в отрыве от тетралогии. Это удивительное по своей композиции и наполнение произведение, способное привнести в жизнь прочитавшего какие-то свои уникальные мысли и выводы. Продуманные герои, интересные истории, логика повествования и неоднозначность поступков в тандеме с мощным философским, литературным и тематическим пластом делают «Гиперион» Дэна Симмонса книгой, которую всякий обязан прочитать хотя бы раз.
- Сапковский завершил работу над следующей книгой в серии "Ведьмак" — она заняла два года
- Писатель-фантаст выпустил бесплатный архив легендарного текстового редактора WordStar — его до сих пор испльзует Джордж Р. Р. Мартин
- Кто-то потратил 21 тысячу долларов для манипуляции голосами на книжной премии "Хьюго"