Ужасы охоты на ведьм в 16 веке: мрачное прошлое для Assassin's Creed Hexe

Одна из следующих игр серии Assassin's Creed от Ubisoft носит рабочее название Hexe (с немецкого "ведьма") — о ней толком ничего неизвестно, но уже известно, что события ее развернутся в один из мрачных периодов европейской истории — эпоху беспощадных гонений на ведьм в 16-17 веках.  

Причины волны репрессий кроются в религиозных конфликтах эпохи Реформации и социальных потрясениях от эпидемий и войн тех времен. Паника и истерия охватили общество, и в качестве козлов отпущения использовались наиболее беззащитные группы людей. К 17 столетию охота на ведьм оставила глубокие шрамы в Центральной Европе — последствия того, как для укрепления власти элит и отвлечения внимания использовался инквизиторский террор. 

Хотя Ubisoft пока точно не сказала, в какое время и в каком месте будут развиваться события Hexe, сегодня мы можем вспомнить реальную историю этого периода.

Распространение Реформации и подготовка "кодекса"

Хотя вера в колдовство и магию существовала во все времена, 16 век ознаменовался беспрецедентной вспышкой преследования так называемых ведьм. Это было связано с рядом социальных потрясений и религиозных конфликтов в Европе.

Еще в Средние века за колдунами и ведьмами закрепилась репутация виновников неурожаев, болезней скота и детей и всех прочих бед. Однако до 1500 года обвиняемых редко казнили, ограничиваясь запретом на использование простейших средств лечения и гадания. Их "белую магию" терпели как попытки бороться с порчей.

Отношение резко изменилось благодаря нескольким факторам:

  • В 1487 году вышла книга "Молот ведьм", написанная католическим духовенством — она объявляла любое колдовство ересью и расширяла основания для преследования

  • Реформация Мартина Лютера подорвала авторитет католицизма и вызвала волну взаимных обвинений между конфессиями, якобы заключившими сделку с дьяволом

  • Приток протестантских беженцев из Франции на фоне постоянной османской угрозы посеял тревогу в обществе Священной Римской империи, что привело к поискам виновных среди групп населения

Поразившие Центральную Европу голод, нищета и болезни в начале 16 века превратили навязчивую подозрительность в истерию. Так называемые слуги дьявола, якобы стоявшие за всеми бедами, нашлись в лице местных "ведьм".

Первые жертвы и зарождение истерии

Хотя индивидуальные обвинения в колдовстве случались на протяжении всего Средневековья, систематические массовые казни за колдовство начали набирать обороты в Европе в конце 16-го века.

Средневековые суеверия и вера в магию существовали на протяжении многих веков, но именно в это время они превратились в широкомасштабные преследования. А издание "Молота ведьм" легализовало охоту на ведьм и обеспечило теологическое и юридическое обоснование для преследования предполагаемых ведьм.

В 16 веке, на фоне Реформации и религиозных войн, общество было охвачено страхом и неопределенностью. Эпидемии, как Черная смерть, и военные конфликты способствовали распространению массовой паники — население, в поисках стабильности или ясности, начало искать виновников.

В этой атмосфере внимание часто обращалось на маргинализированные группы, включая женщин, особенно тех, кто занимался лечебными практиками или гаданием. Их знания и умения иногда трактовались как доказательства связи с нечистой силой. В результате многие невинные люди были обвинены в колдовстве и подвергнуты жестоким пыткам и казням.

Охота на ведьм распространилась по всей Европе, но особенно сильно она затронула Центральную и Западную Европу. В Германии, Франции, Швейцарии и других странах начались массовые суды и казни, подпитываемые страхом, суевериями и социальным давлением.

Затишье перед бурей

К середине 16 века, после первой волны преследований, в Европе наступил относительный период затишья в охоте на ведьм. Это было время, когда массовые судебные процессы стали менее частыми, и казалось, что самые страшные гонения остались в прошлом. Различные регионы Европы переживали свои потрясения, но масштабные охоты на ведьм временно сократились.

Однако этот период относительного спокойствия закончился в 1560-х годах. В это время началась новая волна преследований, особенно интенсивная в некоторых регионах Германии. Заметной стала активность в южно-германских княжествах, где местные власти начали новую кампанию против предполагаемых ведьм.

Одним из ключевых фигур этого периода был Питер Бинсфельд, епископ Трира, который активно пропагандировал идею охоты на ведьм и участвовал в судебных процессах. Его действия способствовали распространению массовых гонений в таких городах, как Кельн, Вюрцбург и Бамберг. В этих местах обвинения в колдовстве часто основывались на религиозных и социальных напряжениях, усиленных Реформацией.

Религиозные конфликты между католиками и протестантами осложняли ситуацию, приводя к взаимным обвинениям в ереси и сговоре с дьяволом. Ситуация была настолько напряженной, что никто не мог чувствовать себя в безопасности от обвинений в колдовстве, что создавало атмосферу страха и подозрительности в обществе

Механизмы террора

Обвинения в колдовстве редко тщательно проверяли. Судьи зачастую просто полагались на доносы и показания "свидетелей", которые нередко действовали из личной неприязни или корысти. А под страшными пытками и угрозами обреченные говорили всё, что угодно.

Признавшись под давлением, жертвы обрекали на ту же участь десятки знакомых, друзей и соседей, которых они называли якобы сообщниками. Так порочный круг доносов и репрессий лишь набирал обороты.

Для оправдания массовых расправ власти активно использовали пропаганду через памфлеты, проповеди и слухи. Например, Мартин Лютер и папа римский Каликст III публично обвиняли друг друга в тайном союзе с Сатаной и Антихристом. Предрекался скорый Судный День как наказание за "развращённость нравов", вызванную якобы распространением все той же ереси и колдовства при попустительстве врагов.

Такая риторика ещё больше разжигала и без того истеричные настроения в народе. Обыватели под давлением доносили на соседей по малейшим подозрениям, а местные судьи, опасаясь обвинений в сочувствии еретикам и колдунам, выносили суровые приговоры.

Пик преследований

К началу 17 века организованная охота на ведьм с участием специально нанятых инквизиторов распространилась на шотландские города и английские деревни. Но самым смертоносным эпицентром оставались немецкие княжества.

Особенно кровавую бойню устроили в Бамберге и Вюрцбурге. В Бамберге, при епископе Иоганне Готфриде фон Ашхаузене, между 1626 и 1631 годами прошли масштабные процессы против ведьм, в результате которых были казнены сотни мужчин и женщин. Эти процессы были частью более широких охот на ведьм в Германии, охватывающих множество территорий.

В Падерборне одна из последних вспышек истерии в 1652 году унесла 51 жизнь.

Последней казненной по обвинению в колдовстве в Германии стала Анна Шнеллингин в 1775 году, но линчевания периодически случались вплоть до 19 века. Всего же в период с 1560 по 1630 годы наиболее активного периода гонений официально было казнено от 40-50 тысяч человек.

Последствия

К 1700 году по обвинениям в колдовстве и сговоре с нечистой силой предстали перед судами десятки тысяч человек по всей Европе. При этом большинство обвиняемых, около 75-80%, были женщинами, часто из уязвимых слоев общества.

С приходом Просвещения и идей гуманизма в 18 веке, интенсивность охоты на ведьм постепенно уменьшилась, но ее последствия оставались ощутимыми на протяжении долгого времени. Многие сообщества испытали глубокие психологические травмы, а некоторые населенные пункты были сильно поражены или даже исчезли в результате истерии.

Центральная Германия, ослабленная войнами и религиозными конфликтами, сильно пострадала от охоты на ведьм. Хотя данные о том, что приличная порция населения некоторых княжеств погибла или была вынуждена бежать, могут быть преувеличенными, масштаб трагедии был значительным. Страх и ужас, охватившие оставшихся жителей, привели к подавлению многих форм народной культуры и верований.

Охота на ведьм, в конечном счете, была использована как инструмент устрашения и укрепления власти, особенно для поддержания патриархального порядка. Обвинения в колдовстве и ереси часто применялись для усиления контроля над населением, используя страх и насилие.


Погружение в мрачную атмосферу охоты на ведьм открывает для франшизы Assassin’s Creed совершенно новые возможности. Помимо привычных политических заговоров, здесь в центре внимания могут оказаться обычные люди, затянутые в водоворот безумия.

Убийства на сей раз совершаются открыто под одобрение властей и церкви. И виноваты в гибели тысяч "подозрительных еретиков" как раз тамплиеры, исповедующие крайний религиозный фанатизм. А противостоят им одиночки из ордена ассасинов.

Следуя этой логике, в Assassin's Creed Hexe игроки смогут не только свободно исследовать различные города и деревни той эпохи, реконструированные с помощью движка Anvil, но и повлияют на судьбы конкретных персонажей. Что же до конкретных механик, то некоторые идеи мы уже рассмотрели в прошлом материале по Hexe.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Читать комментарии на сайте