Чему Mass Effect 5 может научиться из предыдущих игр серии
Первая Mass Effect была невероятно амбициозной игрой. Тогда BioWare пошла на риск, уйдя от изометрических ролевых игр, которые принесли успех канадской студии. Оригинальная IP, созданная при помощи обновленного тогда движка Unreal Engine, вручила геймеру собственный звездолет и велела исследовать целую галактику.
Команда сценаристов страстно увлекалась научной фантастикой, черпая вдохновение из "Чужого", "Бегущего по лезвию" и "Звездного пути". В результате получился впечатляющий кладезь идей. Ведущий сценарист Дрю Карпишин сделал Mass Effect приключением с политической интригой. Его коллега, мастер слова Крис Л'Этуаль добавил достоверную научную фантастику в "Кодекс" и описания планет. А руководитель проекта Кейси Хадсон придумал основополагающие концепции, которые в дальнейшем определили ход всей трилогии, включая Жнецов — вражеских инсектоидов, с которыми сражается капитан Шепард вместе с командой.
Творческие усилия BioWare принесли свои плоды. Mass Effect была позитивно встречена критиками, оставив после себя столь же яркое наследие, как и звезды, которые можно было наблюдать в игре.
Учитывая то, какую роль Mass Effect сыграла в формировании игровой индустрии, а также тот факт, что новая игра серии уже в разработке, самое время взглянуть на то, чему BioWare может научиться из каждой из частей серии.
ВНИМАНИЕ! В статье есть сюжетные спойлеры, связанные с каждой из перечисленных игр.
MASS EFFECT
Млечный Путь BioWare — дом для самых разнообразных рас, каждая из которых имеет свои уникальные культуру, технологии и систему правления. Развивающиеся космические станции служат центрами межгалактической политики и торговли; старые обиды приводят к межвидовой ненависти; подрывные корпорации экспериментируют с рабочими, используя древние технологии пришельцев; а вокруг рушащихся Шпилей забытых цивилизаций вновь и вновь вспыхивают перестрелки.
Исследование — то, что делает оригинальную Mass Effect такой особенной. Почти на каждом углу есть шанс потеряться в этой галактике. Главный антагонист серии — все еще огромная загадка. Впрочем, игра буквально наполнена тайнами, которые ждут подходящего времени.
Mass Effect забрасывает игрока вглубь происходящего, представляя более дюжины разумных форм жизни, мириады родных для пришельцев миров и Кодекс, вводящий в курс дела. Для новичка даже попытка запомнить названия каждой инопланетной расы — сложная задача. Лор сложен и включает множество аспектов, что позволяет сохранить ощущение аутентичности.
Сюжет игры встроен в геймплей с длинными отрезками экшена, намеренно подчеркнутыми экспозицией и исследованием, что, в свою очередь, улучшает общий темп. Взять хотя бы исследовательские центры Новерии, принадлежащие корпорациям. Оценив ситуацию на планете, игрок узнает о серии секретных экспериментов, проводимых в лабораториях "Вершина 15". Цель состоит в том, чтобы добраться до лабораторий и найти матриарха азари, но прежде придется подготовиться к путешествию и выяснить, с чем вы столкнулись. Пройдя по корпоративной изнанке в порту Ханьшань, готовясь к операции, вы, наконец, получаете желаемый результат: экшен. Шепард пробивается через оккупированные гетами склоны Алеутской долины и, в конце концов, оказывается в лабораториях рахни. В перерывах между сражениями узнаете о самих рахни, их легендарном прошлом и о том, как они вписываются в общий сюжет.
Уровни Mass Effect созданы вокруг сюжета. И прежде всего — не как простые стрельбища, а жилые пространства, способные рассказывать истории подобно неловким беседам в лифте "Нормандии". Mass Effect 4 (или Mass Effect 5, смотря как считать) необходимо заново найти для себя этот темп и приверженность последовательному повествованию.
MASS EFFECT 2
Дотошное внимание к деталям вселенной также относится и к Mass Effect 2, впрочем основной упор разработчики сделали на спутников и формирование отношений с разношерстной командой Шепарда.
Движение через частично достроенные небоскребы в погоне за дреллом-убийцей — лишь одна из многих особенностей игры, и все это делается просто для того, чтобы получить еще одного члена команды. В перерывах между уничтожением наемников "Затмения" на фоне неоновых огней мегаполиса Нос Астра напуганные строители предоставляют важную информацию о целях миссии. Все это завершается незаметной атакой киллера Тейна, который эффективно уничтожает ближайших телохранителей и, наконец, на глазах у Шепарда ликвидирует свою цель. Это внушительное вступление, учитывая тот факт, что Тейн — лишь один из нескольких компаньонов, которых мы встречаем в рамках истории.
Основная кампания Mass Effect 2 дополнена одними из лучших в истории видеоигр побочных квестов, но своему развитию игра обязана не научно-фантастическому сюжету, а спутникам. В Mass Effect 2 мало что происходит без непосредственного участия компаньона — в определенный момент каждый из них сыграет свою роль в путешествии.
Миссии лояльности расширяют основу игры, напоминая всем, что Млечный Путь — обширное пространство, которое мы рассматриваем через небольшую щель. Через наших компаньонов мы узнаем о юстициарах азари, отношениях между дреллами и ханарами, участии Группы особого реагирования в развертывании генофага, природе фракции гетов и многом другом.
По мере заключения союзов открываются новые загадки: шокирующее происхождение Коллекционеров, заброшенный Жнец, попавший в гравитационный колодец неудавшейся звезды и неизведанный космос за пределами реле Омега-4. В отличие от первой игры, Mass Effect 2 предлагает миссии лояльности для каждого компаньона, поэтому есть огромные возможности более глубокого взаимодействия и общения с каждым товарищем.
Вторая часть рассказывает захватывающую историю через союзников Шепарда, и Mass Effect 4 может подчерпнуть многое из того, как ME2 развивает и позиционирует этих персонажей как движущую силу повествования.
MASS EFFECT 3
В последней части трилогии BioWare совершает кардинальный грех, вводя новые сюжетные приемы для разрешения центрального конфликта. Катализатор, искусственный интеллект, прикрепленный к Цитадели, появляется только в последние минуты игры, внезапно затмевая Жнецов и становясь еще большим злом.
Mass Effect 3 должна аккуратно связывать все свободные ниточки из двух предыдущих космических игр. Остро нуждаются в объяснении некоторые загадки: интерес Сарена к Торианинам, идеологии рахни, чума на Омеге, рожденная Коллекционерами, темная энергия вокруг Хестрома, гибрид человека и Жнеца, и так далее. Mass Effect 3 отказывается от своих основных идей и практически полностью сосредотачивается на идее технологической сингулярности, уничтожающей всю органическую жизнь — финале, к которому ничего не шло и который имел большие дыры в сюжете.
В третьей части есть несколько действительно ярких моментов. Менее разнообразная боевка кажется более внушительной. Миссии могут похвастаться несколькими радикальными результатами, зависящими от выбора игрока — и это, без сомнения, указывает на то, что прямого сиквела быть не может. Да, превосходно выглядят кат-сцены и анимация, но этого и следовало ожидать от сиквела. А теперь кульминация…
Пытаясь завершить трилогию, ME3 устраивает бардак. Нет новых инопланетных рас или хабов для исследования. Миссии в основном сводятся к бегу и перестрелкам, изобилующим бесконечными волнами солдат Цербера и прочей инопланетной шелухи. Без новых членов экипажа "Нормандия" ощущается какой-то устаревшей, за исключением Явика, доступного через дополнение From Ashes. Хуже всего то, что побочные квесты в основном состоят из извлечения предметов при сканировании планет и их передачи на Цитадель. Как же они далеки от невероятных миссия лояльности из Mass Effect 2!
Разработчики могут сделать выводы из многого: как из неспособности ME3 сделать удовлетворительное заключение, так и из того, что игра ставит превыше всего главную историю, забывая про важность нюансов и развитие вселенной.
MASS EFFECT ANDROMEDA
Andromeda пытается воссоздать магию оригинальной Mass Effect, забрасывая игроков в совершенно новую галактику и предоставляя для исследования большие открытые миры. Это новое начало для серии, которое позволило BioWare игнорировать далеко уходящие последствия третьей части.
Тем не менее, геймеры попросту получили несколько иную от оригинала версию хабов, рас и сюжета. Нексус — новая Цитадель, Первопроходец — новый Спектр, Буря — новая Нормандия, Кетты — новые Коллекционеры, Джардаан — новые Протеане и так далее. Сюжет Andromeda разыгрывается подобно оригинальной Mass Effect — бит за битом, вплоть до финала.
Andromeda не добавляет ничего нового. Наблюдение за закаленным панцирем воина-турианина, величие проходов Президиума Цитадели или синий коридор масс-ретранслятора поражали воображение еще в 2007 году. Вряд ли можно удивляться другому представлению все тех же элементов, но уже на новом движке. В то время как Mass Effect 2 берет эскиз первой игры и существенно его расширяет, Andromeda просто перефразировала то, что игроки уже смогли испытать ранее.
Andromeda также не в состоянии решать какие-либо серьезные этические и социально-политические проблемы, предпочитая вместо этого сосредоточиться на простых вопросах, вытекающих из усилий по колонизации. Большинство миссий кампании разворачиваются по одному приблизительному шаблону: приземлиться на планете, пострелять в кеттов или других врагов, активировать убежище. Andromeda улучшает управляемость вездехода, делая исследование планет более приятным, но замечаешь это только по той причине, что раз за разом приходится делать одно и то же.
Во многих отношениях Andromeda — урезанная версия того, что было до нее. К примеру, Млечный Путь — дом для ханаров, элькоров, ворков, кварианцев, волусов, дреллов и батарианцев — все эти расы отсутствуют в Andromeda. На их месте появляются ангара и кетты, но этого недостаточно. Можно утверждать, что это могло быть сделано по причинам, связанным с историей, но значение имеет лишь то, насколько пустой ощущается Andromeda по сравнению с оригинальной Mass Effect.
Множество технических недостатков игры на запуске только усугубили восприятие. Хотя разработчики исправили проблему, бесцеремонный научно-фантастический подход Andromeda кажется попыткой начать все сначала, но это никак не связано с чувством исследования и интригой, которые должны были стать естественным итогом такого стремления. Если BioWare когда-нибудь вновь окажется на туманных берегах Andromeda, она должна вспомнить о ключевом ингредиенте игр Mass Effect — чувстве, что действительно открываешь что-то новое, снимаешь слои, вскрываешь планы и действительно погружаешься в жизнь галактики.
Оригинал публикации: PCGamesN
- Ветеран Mass Effect намекнул на "несколько концовок" в предстоящих играх BioWare
- Dragon Age: The Veilguard будет включать фоторежим
- В Dragon Age: The Veilguard не будет открытого мира — игра собрана из отдельных миссий