Обзор от Одина: Варшава, хардкор и шнапс
Увлекательная и хардкорная ролевая игра про Вторую Мировую.
АХТУНГ ПАТРИОТЕН! Некоторых особо рьяных игра может задеть своей подачей истории, где СССР враг номер два.
По словам разработчиков игра должна не только отображать Варшавское Сопротивление, но и быть превосходной тактической ролевой игрой. Ну что ж, посмотрим так ли это.
Нам нужны боеприпасы. Уже два дня мой группа рыщет по городскому району Вола. Дома в руинах, а из каждого угла выглядывают вооружённые до зубов нацистские патрули. На одном из перекрёстков моя группа находит сломанный грузовик и там есть достаточно всего, что бы пережить несколько следующих дней. Достаточно то достаточно, но к грузовику ещё надо незаметно подойти. Соответственно, у меня это не выходит и откуда-то сбоку я слышу "HALT!", то есть "стоять!".
В игре на меня легла ответственность за поддержание польских повстанческих отрядов времен Второй Мировой. Смесь из ролевой игры и стратегии, которая базируется на пошаговых боях, рассказывает историю где переплетаются глобальные сражения, стратегические решения и даже личные истории героев. Разработчики не стали сдерживать себя цензурой — в Германии и Австрии игра получила статус "uncut". То есть никакой замены свастике, никакого запикивания "загхайля" и прочих "неудобных" моментов. Мои бывшие коллеги по обзорам как обычно закатывали глаза и сокрушались, мол, беда — беда, запрещёнка, пропаганда, герр Гитля... но на том, что игра играется аутентично и вся "атрибутика" способствует погружению, сошлись единогласно.
Вторая Мировая в комиксах
Игра остаётся игрой, пусть и жуткой. И это благодаря визуальной составляющей. Точно так же как и в Valiant Hearts игрушка делает ставку на стиль комикса. Благодаря этому многие персонажи приобретают яркую и запоминающуюся внешность. Становится сразу видно "ху из ху". Например, светлая и отважная Ядвига как пример санитарки тех времён, на которую, я полагаю, хотели равняться многие. Или же Криштоф, мужественный солдат с метким глазом и твёрдой рукой.
Нацисты и офицеры Вермахта сделаны тоже своеобразно. Их лица угловаты, уголки губ опущены, выкрики напоминают лай, а глаза всегда скрывает тень. С ними не пошутишь. По моему мнению игру можно бы было сделать вообще без слов, так как всё что происходит на экране, говорит само за себя и не нуждается в каких-то комментариях.
Откуда ноги растут
Моей точкой сборки был штаб Восстания. Здесь я прокачивал персонажей, распределял ресурсы, планировал вылазки и атаки. Сначала мне принадлежал весь город, но со временем я стал утрачивать контроль. Говорят, если утратить все районы, то придётся увидеть Game Over и начинать всё сначала. Удивительно, что я до этого не дошёл. Мне приходилось постоянно совершать вылазки и набеги, собирать провиант и припасы и решать на ходу, какой район больше всего нуждается в моей помощи СЕЙЧАС.
Вид сверху
Районы на карте выглядят одинаково. Сильно одинаково. И пусть, по словам разработчиков, это всё точь-в-точь как было на картах 1944 года, всё равно это игра, а не документальный фильм и разнообразие вносить надо. Меня под конец стала сильно раздражать однообразная картинка, хорошо что бои оказались совсем не похожими на карту. Что бы закончить миссию мне надо было найти определённое количество меток. Это были ящики с чем угодно (ресурсы в виде аптечек, патронов и.т.д) или же события. Или же враги.
Последние были самыми нежелательными, так как ближе к середине они становились очень сильными и бой мог закончится поражением из-за малейшей ошибки или промаха. С промахами в игре особая беда и XCOM со своими фейлами из дробовика в упор, передаёт свой пламенный привет. Да, на каждую миссию дают определённое количество пунктов активности. Если они закончатся до выполнения задания — операция считается проваленной. Поиск всех этих ящиков и меток тоже весьма однообразный, но хорошо разбавляется боями и "случайными" событиями.
Улицы Варшавы кишат патрулями. Обойти их можно, но это стоит пунктов активации, а вступить в бой рискуя потерять хотя бы одного из повстанцев, тоже дело нежелательное. Вступая в схватку надо всегда держать в голове, что противник всегда превосходит тебя по силам. Баланс между "стелсом" и боями я так и не нашёл, а вот рассчитывать надо буквально всё. Хватит ли патронов что бы завалить жирного во всех смыслах генерала Гестапо? Хватит ли пунктов для похода к ещё одному и последнему ящику? Пожертвовать ли одним товарищем ради схватки и победы или же это обычный патруль и смерть пройдёт в пустую? Эти решения надо принимать быстро и точно. На что опираться в этих решениях я тоже не совсем понял и кроме как "пальцем в небо" не мог определить важность заданий.
Как в Darkest Dungeon
Сражения проходят в двухмерной перспективе и в пошаговой схеме. Каждое движение стоит пунктов выносливости, а атаки стоят ещё и патронов. Закончатся одни из них — персонаж не сможет больше выполнить действие. Умирают тут навсегда и это придаёт игре неимоверную хардокрность. Новичкам, таким как я, тут делать нечего и я рад что у меня были "хардкорные" друзья, которые в определённые моменты брали управление на себя и помогли мне насладиться игрой. А я в это время брал на себя шнапс. Вот как-то так.
Всё происходящее в игре имеет последствия. Например, если потратить много патронов или потерять "нужного" героя, то в дальнейшем это может стоить всей игры. Проще говоря, потерять единственную санитарку, надеясь, что подвезут ещё, глупо. Не подвезут, даже если до этого подвозили. В этом плане игра беспощадна. Она скорее на стороне врага, чем на твоей и на "счастливые случайности" тут не приходится надеяться.
Городу нужны герои
Когда очередная миссия завершена, то группа возвращается в штаб и всё идёт по новой: прокачка, распределение кадров, планирование очередной вылазки. Иногда приходят новые герои, но кто и когда неизвестно, а как я уже писал выше, игра не делает поблажек в сторону игрока. Лично мне бы не хватило умения (нервов) пройти всю игру, а оно того стоит. И за это ещё раз спасибо знакомым. И ореховому шнапсу. Но даже им всем, кроме шнапса, пришлось увидеть gameover и передумать свою тактику.
Личное:
Это вечное "что же делать?", а чаще чувство потери вместе с тяжёлой и гнетущей атмосферой, пробуждает сильные эмоции к игре. Даже в те моменты, когда я сидел не за игрой в удобном кресле, а за шнапсом на 5 метровом диване, меня не покидала эта самая атмосфера и трепетное чувство присутствия в игре. Не говоря уже о том, что сама тема очень тяжёлая, а игра заставляет страдать даже ветеранов жанра.
Что понравилось:
- запоминающиеся, как сказали другие, "марочные" персонажи
- разнообразные сцены в боях
- много атмосферных деталей
- тактика и продумывание боёв всегда вознаграждается
- менеджмент ресурсов и персонажей
- каждый герой со своими сильными и слабыми сторонами
- хорошее обучение
- потрясающая атмосфера
- у каждого героя своя маленькая история
- Варшава меняется в ходе событий
- много классов героев
- приятная анимация и озвучка
Что не понравилось:
- скудные на идеи миссий
- карта Варшавы однообразна
- история как таковая отсутствует
- слишком большой упор на "повезёт — не повезёт"
- скучный саундтрек
- спецэффекты типа взрыва гранаты могли бы быть сочнее
- Взгляните на новую инди-RPG с реалистичным разрушением и интересной механикой управления в бою
- Официального продолжения Disco Elysium не будет, но некоторые из ее разработчиков работают над чем-то похожим
- Traveller's Hymn — бесплатная RPG с открытым миром уже доступна