Загнанных зверей пристреливают: рецензия на фильм "Хищник"
В российском прокате идёт новый "Хищник" — прямое продолжение фильма 1987 года с Арнольдом Шварценеггером. На наш взгляд, современная версия — непримиримый и остроумный боевик, которому удалось совместить ДНК вселенной "Хищника" с режиссёрским стилем Шейна Блэка, сценариста "Смертельного оружия" и автора "Славных парней" и "Железного человека 3".
После очередного боевого задания Куинна Маккену разжаловали из офицера в психопаты и отправили вместе с группой таких же в дом соответствующей окраски. Кто-то из его новых товарищей пристрелил командира, другой — подорвал целый вертолет с братьями по оружию. И всё же Маккена самый безумный — он будто бы видел в мексиканском лесу сбитый космический корабль и пришельца-охотника (а вовсе не хищника) и даже умудрился стащить у него пару занятных вещиц. Выдумал тоже, фантаст чёртов. А может, и не выдумал.
К новому «Хищнику» и его автору Шейну Блэку ("Поцелуй навылет", "Славные парни", "Железный человек 3") изначально было много претензий. Слитый сценарий фанаты признали непригодным. Напряженность и пугающую атмосферу оригинальной дилогии критики в фильме не увидели. Даже старик Шварценеггер от камео отказался — хотя ему ли важничать после художественной, так сказать, картины "Терминатор: Генезис". В общем, все единогласно и по большей части заочно признали "Хищника" пустой чёрной комедией, которая, мол, через десяток лет не образует культа. Да что вы, девочки, какой кошмар.
Единственный, похоже, у кого претензии нет — сам «Хищник». Вместо попыток сделать страшное лицо 30-летней давности фильм Блэка показывает охоту абсурдную, жестокую и циничную. Не зря ведь её смысл — убийство ради забавы. Заметить это сразу не удастся — несколько сумбурным получился скорее первый акт, чем переснятый третий — но потом Маккену загоняют в автобус с психами — и дальше "Хищник" уже не сбавляет.
Сцена с автозаком служит не только точкой отсчёта, но и иллюстрацией одного из центральных мотивов. Со всеми напастями приходится сталкиваться в одиночку — будь ты отставной солдат, сообразительный ребёнок с синдромом Аспергера (таков сын Маккены) или сам Хищник. Разумеется, режиссёр Шейн Блэк продолжил бы этот ряд и своим именем. В мире, где за сказанные десяток лет назад неосторожные шутки могут изгнать отовсюду, Блэк — последний бойскаут и киногерой. Он всегда отпускал меткие и неудобные комментарии, и в "Хищнике" не сдерживается — достаётся гомосексуалам, женщинам, афроамериканцам и всем-всем-всем.
Хотя другие свои правила Блэк местами всё же нарушает. Экшен в фильме подаётся не точными ударами, а неразборчивым огневым валом — глядишь, что и попадёт в нужные рецепторы. Большинство драк и перестрелок всё же бьют навылет. Слабость оружия, впрочем, компенсируется характерами, которыми Блэк наделил персонажей. Они и держат фильм — на остроумии, достоинстве и непримиримости, какие бывают у загнанного в ловушку зверя — который, как известно, опаснее остальных.
Старомодные манеры привели Маккену и его знакомых в ряды сумасшедших (а затем и на гибель) и, возможно, отправят туда же и самого режиссёра — слишком сокрушительны рейтинги нового "Хищника", что дорогостоящим фильмам обходится соответственно. Но если Блэку и уготована дорога из киноиндустрии прямиком в психушку, то уж лучше отправиться вслед за ним, чем остаться там, где мы все сейчас оказались.
- Режиссер "Черного телефона" снимет триллер "Ночь охотника" по роману Дэвиса Грабба
- Дверь из "Титаника" продали за 718 750 долларов — дороже, чем хлыст Индианы Джонса
- Сценарий автора "Дюны" Фрэнка Герберта для экранизации содержит очень странные части — в том числе оргию фременов