[Review] Hatred
Феномен жестокости в играх волнует доблестных правозащитников относительно недавно и особенно они активизируются, когда анонсируется или уже выходит в тираж особо громкие проекты с его наличием. Сколько было разных протестов, громких статей и просто нелестных высказываний в адрес разработчиков последних частей GTA, Postal, Manhunt, MK и вообще любых игр с насилием. Сколько было всякого рода научных статей, которые говорят, мол, насилие в играх повышает агрессивность и сильно влияет на психику людей, в особенности детей. Ведь после убийства обслужившией игрока шлюхи бейсбольной битой, с целью вернуть вложенные средства, велика вероятность того, что бедный школьник или работяга слетит с катушек и поубивает коллег или одноклассников из дробовика.
Многие почему-то забывают, что для игр есть специальная рейтинговая система, которая по идее не должна допускать неокрепшие умы к подобного рода контенту, но это уже отдельная тема. А вспомнит ли кто-нибудь, были ли подобные претензии к жестокости во времена первых частей GTA, например? Или первого Postal? Карателя? Нет? В каких-нибудь особенно чувствительных странах без особого шума просто не выпустят, вырежут что-нибудь или просто изменят цвет крови. А в основном, все весело резвились и в ус не дули. А ведь психов, маньяков и убийц в те времена было не меньше. Собственно, как и до появления игр вообще. Как и до кино. И до телевидения. И до книг. Ну вы поняли. Видимо тогда у них просто не было Джека Томпсона, который сказал бы откуда берутся маньяки и убийцы. Зато после релиза Manhunt скандалы и запреты посыпались как из рога изобилия. В общем, ситуация неоднозначная, а многих участников этих споров легко можно уличить в лицемерии и наличии корыстных мотивов.
К чему я вообще поднял эту тему? А к тому, что после анонса Hatred тоже поднялась волна возмущения, конечно не такая большая, но все-таки. И вроде бы в этот раз скандалы не на пустом месте, ведь разработчики поставили перед игроком одну единственную цель – успеть забрать с собой в ад как можно больше мирных мужчин и женщин, ладно хоть детей в игру не добавили, вроде. Раньше такого никогда не было. И по понятным причинам игре присвоили рейтинг «Только для взрослых», что автоматически закрыло игре путь на все консоли.
А вот со Steam все вполне сложилось, не с первого раза, правда, но игра все-таки попала в «Ранний доступ» и уже первого июня вышла в продажу. Вполне разумно было бы ожидать новой волны скандалов, гневных новостей и новых запретов, но… ничего этого не было. Просто еще один инди-релиз в Steam, никаких громких новостей по этому поводу, вообще. Тем не менее, игра в первый день продаж вырвалась в топ стима, очевидно из-за большого и удачного черного пиара, правда быстро оттуда слетела. Зарубежные рецензенты говорят, что игра на самом деле не такая уж и жестокая, да и как игра тоже так себе, мол очередной дерьмовенький шутерок, пытающийся выехать на скандальной теме. Так ли страшен черт как его нам преподносили или это простой черно-пропиаренный проходной продукт? Рассмотрим все по порядку.
Сюжета в игре как такого нет. Есть просто длинноволосый мизантроп-фаталист, собравшийся в увлекательное путешествие прямиком в ад, по пути забрав с собой как можно больше жалких червей терпящих никчемное существование на этой грязной земле. Для достижения своей цели наш «герой» складывает к себе за пазуху нехитрый арсенал из калаша, ножа да пары гранат и отправляется очищать один жилой район за другим. Спасая всех встретившихся от их никчемности и наказывая всех, кто пытается встать у нас на пути и защитить недостойных, то бишь, полицию, спецназ и даже военных.
Причем нет никакого сатирического, как в Postal, или даже политического, например по мотивам истории о Брейвике, подтекста. Просто какой-то странный чувак устал от жизни и решил самоубиться таким вот изощренным способом, забрав с собой побольше народа. Так что завязка, откровенно говоря, так себе, как с моральной так и с отстраненной от морали точки зрения. Тупое, безыдейное и бездумное месиво. Но в подобные изометрические шутеры играют все-таки не из-за сюжетов. Так что если аморальность происходящего вас еще не отпугнула, то идем дальше.
В сфере инди-игр сложилась довольно забавная ситуация. Многие разработчики почему-то кидаются из крайности в крайность. Когда одни делают настолько пикселизированную картинку, что даже графика на денди кажется некстгеном, другие зачем-то пытаются совладать с новейшими графическими движками, которые не все крупные разработчики то в состоянии освоить как надо.
В данном случае, поляки из Destructive Creations закупились аж Unreal Engine 4. Первой игрой на котором была печальная Daylight. Получилось ли у американцев из Zombie Studios совладать с мощью движка? Разумеется нет, игра тормозила мама не горюй. Был ли вообще смысл лицензировать именно этот движок? Конечно нет, потому что Daylight это обычный хоррор, где игрок проводит большую часть времени в кромешной тьме. Поляки наступили на те же грабли.
Они лицензировали крайне сложную и наверняка не до конца отлаженную технологию, способную выдавать суперреалистичную картинку, чтобы сделать обычный изометрический черно-белый шутер с темно красным соусом вместо крови. Более того, есть повод думать, что они остались без квалифицированной поддержки в разработки от создателей движка, Epic Games. Откуда такие мысли? А оттуда, что Epic Games после публикации дебютного трейлера игры в ультимативной форме потребовали убрать любые упоминания о них в роликах и в самой игре. Вряд ли после этого создатели движка консультировали поляков как бы сделать так, чтобы массовый геноцид работал как можно плавнее и выглядел получше.
Хотя отвратительной визуальную составляющую точно назвать нельзя. Выглядит все довольно атмосферно, можно даже сказать стильно. Депрессивные черно-серые тона, постоянная ночь, непрекращающийся дождь, неплохая детализация и пристойные модельки персонажей. Но все-таки необходимости в Unreal Engine 4 для создания игры просто не было. И игрокам придется платить за просчет поляков, терпя на своих конях тормоза и ожидая патчей, которые, кстати, пока что выходят довольно регулярно.
А вот с чем в игре проблем точно нет так это с физикой и разрушениями. Тут Destructive Creations очень приятно удивили. Местной разрушаемости стоит поучиться всем последним частям Battlefield. Почти все простреливается, взрывается и разбивается. Ну в какой еще игре можно взять и протаранить машиной здание насквозь размазывая кишки обитателей шинами по полу? А уж какие тут взрывы, просто загляденье. Хотя, это наверно, как раз относится к графической части и Unreal Engine 4. Но все равно, кинуть гранату в кучу людей внутри здания и наблюдать как раскидывает ошметки тел и обломки одно удовольствие. Сомнительное правда, но удовольствие.
В плане геймплея игра простая как два рубля. Это типичный изометрический шутер. Такие еще называют твин-стик шутерами, то есть левый стик на геймпаде отвечает за движения персонажа, а правым стиком мы выбираем направление стрельбы, плюс две кнопки для прицеливания и стрельбы соответственно. Хотя… на консолях же игру зарезали, так что пусть будет просто изометрическим шутером. К слову, некоторые зарубежные обозреватели, почему-то жалуются на неудобное управление. Довольно странная претензия, потому что трудно себе представить более удобное управление в подобного рода шутерах. Зона обзора и правда маловата, но спасает радар, плюс возможность прицеливаться, что позволяет смотреть несколько дальше. Немного похоже на то что было в Hotline Miami, только с наклоном к земле. Так что управление здесь весьма комфортное, для изометрической стрелялки.
Итак, геймплей. Главная цель в игре – убить как можно больше народу. Но по ходу действа появляются небольшие задания, вроде испортить шумную вечеринку или перебить группу местных браконьеров. За выполнение этих заданий дают очки воскрешений, которые позволяют в случае смерти не начинать уровень заново, а появиться в случайном месте на локации и продолжить бесчинства. Не очень реалистично, но эта штука действительно нужная, потому что даже на средней сложности игра довольно тяжелая и если не перекатываться аки ведьмак, недостаточно метко стрелять во всех направлениях и вовремя не сваливать из особо горячих зон, то вас легко окружат и расстреляют. И если при этом у вас не будет этих самых очков воскрешений то все придется начинать с начала уровня, а учитывая, что здесь все что нужно делать это убивать, то интерес к игре терялся бы в разы быстрее.
Чтобы этого не случалось, помимо очков воскрешения есть способ пополнить здоровье и не умирая. Для этого нужно казнить недобитых жертв. Добивание сопровождается разнообразными анимациями и репликами «героя». Должен сказать, что добивания очень хладнокровные и жестокие. Правда «лечиться» таким образом, когда в вас стреляют со всех сторон не лучшая идея, поэтому приходится искать подходящую жертву вдали от стражей порядка, что со временем становится довольно затруднительно, так как как только начинается бойня, народ в большинстве своем рассыпается во все стороны. Но, искусственный интеллект в игре особо этим самым интеллектом не блистает, так что подходящих жертв найти вполне реально. За своим боезапасом тоже нужно внимательно следить. Как уже говорилось выше, в начале у нас есть только калаш с парой обойм да несколько гранат, все остальное оружие и патроны нам придется отбирать у тех, кто будет пытаться нас остановить или в специальных местах, вроде полицейского участка.
Арсенал довольно обширен, от обычного пистолета до эффектного огнемета. Можно даже садится в машины военных и расстреливать всех из стационарных орудий. Правда носить все оружие сразу вам никто не позволит, с собой можно взять только три пушки, так что патроны все-таки стоит расстреливать с умом, вы точно не захотите встретить отряд спецназа с парой обойм в пистолете. Причем выискивать брошенные пушки на земле будете не только вы, особо храбрые жители тоже могут подбирать оружие и пытаться вас пристрелить, вот они самые настоящие герои в этой игре, но против вас у них все равно мало шансов. Так что в этой игре нужно смотреть в оба и почаще поглядывать на радар, осторожность еще никого не убила.
В общем-то, разработчики сделали именно то что обещали – бессмысленное и беспощадное мочилово ни в чем неповинных людишек в депрессивных декорациях с видом сверху. С оптимизацией правда оплошали да и долго играть не получится из-за не особо разнообразного действа. Депрессивный и в каком-то смысле атмосферный и стильный внешний вид, довольно однообразный геймплей с весьма сомнительной моралью, отличная разрушаемость и эффекты.
Это однозначно не пустышка, завернутая в скандальную обертку, но в целом игра довольно средняя. Многие зарубежные обозреватели, помимо якобы неудобного управления отметили, что игра не такая уж и жестокая и в этом плане не повергает в шок. Конечно, методы убийства здесь не такие уж и брутальные, если сравнивать например с Карателем 2005 года, но то что жертвами нашего персонажа становятся мирные мужчины и женщины, которых он хладнокровно убивает прорубая животы ножом или простреливая голову дробовиком довольно сильно меняет ситуацию. Так что появляются вполне обоснованные сомнения в моральной чувствительности этих самых обозревателей и комментаторов.
Дело усугубляется еще и всей бессмысленностью действа, плюс открытые высказывания разработчиков против устоявшихся норм моралей. И судя по утекшим названиям DLC для Hatred, Destructive Creation планируют и дальше форсировать все это. Названия у них, кстати, следующие: Feminist Place, Zoo, Occupie WallStreet, Ukraine. Правда это все пока не официально. Как вечернее развлечение после рабочего дня, чтобы выпустить пар игра вполне хорошо подойдет. В крайнем случае потраченные на игру в стиме деньги можно будет легко вернуть, если после обзора вы решите ее все-таки купить, но поиграв передумаете. Кто бы мог подумать, что Гейб даст нам такой неожиданный и забавный аналог так нужных нам демо-версий?
Но все-таки, будьте осторожны, вдруг после проведенных подряд в игре 20 часов у вас в голове незаметно что-то щелкнет и вас потянет скормить блендеру с микроволновкой новорожденного ребеночка. А потом вдруг вспомнится, что глубоко в дебрях вашего балкона лежит дедовская двухстволка. Может все-таки не зря так усердно пытаются запретить неоправданную жестокость в видеоиграх?
- Игроки Helldivers 2 хвалят гениально простую тактику убийства желчных титанов
- Глава Helldivers 2 о DLSS и FSR: Если вопрос между новым контентом и новыми технологиями — выбор очевиден
- Из-за фармеров опыта в Helldivers 2 сообщество теряет планеты в пользу Автоматонов