Shazoo-Discussion : Душа в игре. Что это ?
Лирическое вступление автора.
Добрый вечер всем Shazooвцам. Когда-то в "Геймерском Блоке" одним из советов Cohen'a про усталость от игр было.. писать. Сегодня я впервые решил им воспользоваться. И на повестке дня у нас очень серьёзная и глубокая тема, мысли про которую возникли у меня после прохождения 1 душевной игры..
А что это такое - "Душа в игре" ? Что есть "Душевные игры" вообще, и чем они отличаются от тех, в которых "нет души", ведь вы тоже часто слышите эти сочетания слов ? Про какие игры говорят "вот она сделана с душой", и чем они отличаются от игр, к которым прикладывается не меньше усилий. Часто мы слышим, что многие игры по механике могут быть кривыми или в отдельных элементах слабыми, но "там есть душа" - почему и как это определяют ?
Для каждого человека понятие "души в игре" будет совершенно разным и применимо оно будет к определенным, лично его тронувшим, зацепившим или ещё по какой-то причине персонально важным играм.
Проанализировав моё и нескольких моих знакомых и друзей мнение, я вывел несколько моментов, которые, как мне кажется, близки к истине, и в каждом есть доля правды о том, что "привносит душу" в игру (и, разумеется, это разные элементы, которые могут привнести в разные игры частичку этой самой "души"), о них мы ниже и поговорим (сразу предупреждаю - никаких имён и конкретных игр, дабы не превращать всё в спор о том, где есть душа, а где её нет - тем более, как вы ниже убедитесь, это очень субъективно для каждого в том числе, поэтому я и решил подойти к вопросу более обширно и обстоятельно) :
Разработчики вкладывают всего себя и душу в проект, когда не ставят главной своей целью лишь заработать. Это 1 из самых важных вещей, ведь всё зависит от самих творцов, которые дарят нам эмоции, впечатления, игры.. душу. Важно понимать, что не только инди-игры сделаны с душой - и об этом нужно помнить, порой, я уверен, даже в крупнейших компаниях и в рамках конвейерных серий люди выкладываются на 200 % - поэтому и важно понять, в чем же разница. Я, например, считаю, что почти все проекты за редким исключением делаются с душой (как ни странно, изначально, но я как раз и пытаюсь разобраться в том, с какой - подразумевается сам подход, вкладываться в работу - вкладывать душу, даже если это изначально рассчитанный на получение прибыли проект), а уж получается ли это на выходе - совершенно другой вопрос. Я специально не говорю про творческий подход - в любом творчестве другого подхода быть и не может. Если для автора игра - это способ самовыражения, то дьявол будет скрываться в деталях, и не важно, в чём они (музыка ли, сюжет или игровая механика), в которых разработчик говорит с вами "по душам". Мне кажется, тут в первую очередь важна сама любовь к тому, что ты делаешь, и даже не важно, коридорный ли это шутер или инди платформер, особенно когда не стремишься за тенденциями, не смотришь на кого-то, а делаешь что-то авторское, оставляешь свой посыл, своё видение игры. Когда есть то самое ощущение, что игру сделали с душой, если хотите.
Игра должна быть индивидуальна. У неё должно быть "своё лицо", отличительные черты, оригинальность (разумеется, не всегда, как и всё то, что изложено здесь), внимание к деталям, возможно, новые элементы механик, отличающие игру от других (геймплей не материален, как графика или музыкальное сопровождение), детализация и ситуации, которые можно случайно пропустить, но после них понимаешь, что это игра сделана с душой (я специально предупредил, что всё мной написанное будет без конкретных примеров, дабы не вызывать споров и обсуждений о конкретных играх, но здесь я просто вспомню о примере гитары в BioShock: Infinite, дабы понимать, о каких деталях я веду речь)
Сюжет/повествование/нарратив. 1 из главных вещей, которые символизируют всю душу, которую вложил автор в своё произведение, что заставляет вас переживать за любимых персонажей (по сути это такой же отдельный элемент, ибо могут быть душевные персонажи не в душевной, плохой игре) и отождествлять себя с ними, проникаться историей, диалогами, хорошим (юмором) или плохим (драма) настроением, то, что, по сути, дарят нам книги - ведь в них тоже есть душа ?)
Атмосфера. Такое же размытое понятие, которое, я думаю, в разъяснении всё же не нуждается, которая обволакивает и погружает в себя (точнее, способность погружения), когда ты можешь "резать воздух ножом и дышать ей".
Проработанный мир, вселенная. Cам lore, чтобы игра ощущалась не пустой, а будто этот мир реален, в который ты веришь, в котором ты существуешь и живёшь.
Музыка, звук. Я считаю, что удачное и точное попадание музыки в самое сердце - залог душевной игры, достаточно вспомнить, какие порой эмоции возникают после того как, вы слышите давно забытый и горячо любимый вами саундтрек или песню, эти впечатления, на мой взгляд, очень близки к самой "душе" в произведении, отражает её.
Визуальный стиль. Я говорю не о технической графике, а об арт-дизайне, который во многих играх просто шедеврален и важен не меньше, чем остальные компоненты, вспомните свои любимые душевные игры, и вы поймёте, что я имею ввиду (важна сама стилизация, чтобы отличительные дизайнерские черты угадывались вне самой игры).
Что касается лично меня, то я считаю, что Душа - это совокупность всех отдельных, персонально для каждого человека, важных лично ему элементов, и в первую очередь это сами эмоции, впечатления, ощущения, переживания от произведения. Когда после прохождения в тебе остаётся частичка той души, которую вложил автор, когда тебя порой переворачивает изнутри, когда играет на струнах уже твоей души и трогают за сердце, не важно, каким способом это достигнуто - важно, что это субъективно персонально будто создано для тебя, когда игра становится уже не игрой, а чем-то гораздо большим. Когда эти самые лейтмотивы, которые я описывал, соприкасаются, вызывая резонанс. Если хотите, это момент катарсиса, то есть явления этой самой души произведения. Как "Магия" в Кино. Это невозможно пощупать, это можно лишь ощутить на себе. Хотя для каждого это абсолютно субъективно, поэтому нет смысла объяснять каждому, что в этой игре есть душа, а в другой её нет. Наличие души определяет каждый сам исходя из своей системы личных координат. Что-то незримое, живое, настоящее, что-то что поражает, восхищает, погружает и не отпускает.
А вообще, я считаю, что это невозможно обозначить в каких-то буквенных словосочетаниях - этот тот случай, когда для каждого само понятие, как и наличие в том или ином произведении души абсолютно индивидуально и субъективно.
А как считаете вы ?
*UPD* Art by Erik Shoemaker http://erikshoemaker.deviantart.com/gallery/?offset=0
*/ Это была проба пера, не обессудьте.