Sunday Science: почему пилоты не должны доверять инстинкту
Если вы видите слово авицация, и за ним "эффект газонного дартса", то это значит, что история будет не из счастливых. Но какая вообще связь между самолетами и газонным дартсом, тем более его эффектом? Удивительно, но как раз этот эффект доказал всем авиаторам, что управляя самолетом, лучше не полагаться на свою интуицию – и не важно, что ваша бабушка была гадалкой-экстрасенсом, тут это не поможет.
Как вы помните из истории, первые самолеты были сделаны из дерева, веревок, металла и двигателя посередине. Они были созданы для управления только самыми бесстрашными авиаторами, но даже эти авиаторы управляли самолетами только в хорошую погоду, когда была видна земля. Таким обрзом, в первые годы авиации сложился миф, что эти смельчаки отлично приспособились к навигации самолетом. О как они ошибались. Когда они начали летать ночью, или в облаках, это было необычно, и порой они вылетали из туч под совершенно неожиданным углом, а иногда даже вверх ногами!
Кто-то говорил, что всему виной то, что они теряли из вида землю, однако в действительности, это комбинация двух факторов. Конечно, частично мы ориентируемся на информацию от наших глаз, чтобы оставаться по курсу. Однако человек так же использует и силу притяжения, которая позволяет отличать верх от низа. Так как во время нашей эволюции, у нас не было особенно много возможностей испытать ускорение более одного g, так что мы привыкли к тому, что куда тянет – там и земля. Таким образом, в хорошую погоду пилоты корректировали курс, не обращая внимание на ускорение, но когда видимость ухудшалась, все было совсем плохо.
Закройте глаза и откиньте голову вверх. Откуда вы знаете где земля? Да-да, конечно же это все та штука, которая тянет вашу голову назад. Если вы отклонитесь в кресле, то сможете упереть голову в спинку. Сейчас ваша голова поддерживается, однако давление от этой поддержки позволяет вам определять где находится земля. А теперь представьте, что вы пилот и вы не видите землю. Вы удерживаете самолет прямо, но решаете немного поднять скорость. По мере ускорения, вы чувствуете, как вашу спину и голову прижимает к сиденью.
Это вполне ожидаемо – банальная задача на ускорение. Но все это хорошо выглядит на бумаге, когда же в жизни вас тянет назад, то ваше тело и подсознание думает – что именно там и должна быть земля – раз туда тянет сильнее. А это значит, что вы поднимаетесь вверх, а не удерживаете одну высоту. Тогда вы меняете курс, думая, что компенсируете подъем. Следующее что вы увидите – это приближающееся вам навстречу поле и пару овец.
Эффект Газонного Дартса – получил такое глупое название потому, что пилоты во время ускорения меняли курс, наклоняя самолет прямо в землю. Этот курс напоминал внешнему зрителю траекторию полета этого самого дарта. Ускорение заставляло пилотов думать, будто они постоянно поднимаются вверх, хотя они вполне нормально летели на одной высоте.
Именно это одна из главных причин, почему навигационное оборудование в самолете – жизненно важно. Внутренности и инстинкты слишком легко обмануть.
- Сайт компании Гейба Ньюэлла по нейроинтерфейсам получил обновление — а основатель Valve сильно похудел
- Исследование указывает, что использование стероидов мужчинами снижает их способность распознавать эмоции
- NASA выяснило, почему зонд Voyager 1 глючил в течение нескольких месяцев