Художник использовал ИИ для воссоздания картины Веласкеса, утраченной в пожаре 300 лет назад
В канун Рождества 1734 года в Королевском дворце Алькасар в Мадриде, известным своей экстравагантной архитектурой и богатой коллекцией произведений искусства, вспыхнул пожар. Быстро и неконтролируемо распространяясь, огонь бушевал четыре дня.
От огня удалось спасти более 1000 картин — среди них была "Менины" (1656), шедевр эпохи барокко Диего Веласкеса, считающийся одним из самых изученных произведений в истории западного искусства. Картину успели вынуть из рамы и выбросили в соседнее окно и сегодня она находится в Музее Прадо в Мадриде.
Другим произведениям повезло меньше. Около 500 картин были уничтожены пожаром, в том числе еще одна работа Веласкеса — "Изгнание морисков" (1627), на которой было изображено распоряжение Филиппа III об изгнании морисков, мусульман, обращенных в христианство, из Испании.
Спустя почти три столетия после катастрофы художник с помощью искусственного интеллекта воссоздал "Изгнание морисков" в цифровом виде.
Фернандо Санчес Кастильо, художник из Мадрида, чьи мультимедийные работы исследуют историю и власть, создал четырехминутное видео, показывающее, как чистый холст превращается в приближенное изображение оригинальной картины Веласкеса.
Для создания своей интерпретации Кастильо начал с исторических ресурсов. Подробное описание картины, которое историк и художник Антонио Паломино сделал до пожара, было важной частью проекта. Кастильо также обратился к предварительному эскизу, который Веласкес сделал для "Изгнания морисков" и который испанский историк искусства Уильям Джордан обнаружил на лондонском аукционе в 1988 году. Иллюстрация, ошибочно приписанная фламандскому художнику Юсту Сустермансу, была отреставрирована, и исследователи подтвердили, что это эскиз Веласкеса для "Изгнания".
Вооружившись этими материалами, Кастильо объединился с Паулой Гарсией, специалистом по ИИ, работающей в сфере дизайна видеоигр. Они загрузили свои документы и другие картины эпохи барокко в Midjourney — инструмент ИИ, который генерирует изображения по текстовым запросам.
Гарсия рассказал газете El País о процессе работы:
Чем точнее запрос, тем лучше работает ИИ. Если писать без подробностей, например, "аллегория Испании" для нашей картины, на экране появятся испанские флаги. Это трудоемкая работа, требующая терпения. Двигаешься вперед, возвращаешься назад, проверяешь изображения в интернете, затем снова шаг вперед".
Получив строительные блоки для своей интерпретации, они обратились к последней версии Adobe Photoshop, которая включает функцию ИИ под названием генеративное заполнение, чтобы завершить работу. Пара рассказала El País, что получившееся произведение на 80 процентов является "художественным творением" и на 20 процентов — ИИ.
Этот случай — не первый, когда ИИ используют для воссоздания утерянных произведений искусства. В 2021 году пара ученых воссоздала пейзаж Сантьяго Русиньола, который Пабло Пикассо закрасил. В том же году исследователи использовали алгоритм ИИ для раскраски черно-белых фотографий трех утраченных картин Густава Климта.
- Директор по квестам Cyberpunk 2077 говорит, что CD Projekt RED экспериментировала c ИИ — результаты ИИ-NPC пока не впечатляют
- OpenAI обеспокоена, что ее новый ИИ-клонировщик голоса будет золотой жилой для мошенников
- В каждом федеральном агентстве США теперь должен быть главный директор по искусственному интеллекту