Колонка: О мягкой силе и имидже России в будущем — что делать
В октябре 2019 года, когда поднялась шумиха вокруг "антироссийской" кампании Call of Duty: Modern Warfare, я опубликовал колонку. Она была посвящена тому, что недовольство сюжетом и персонажами может быть оправдано, но в конечном счете не какие-то западные разработчики формируют образ России и россиян, даже если образ злодея-Ивана закрепился в качестве клише.
В колонке я писал:
Забудьте про то, как Infinity Ward марает образ российских солдат, изображая их скорее в качестве преступников и террористов. Потому что сильную страну создает не калифорнийская студия в кондиционируемых офисах — сильная страна, которая вызывает уважение, привлекает к себе, очаровывает и захватывает, может быть построена только нами. Будь то при помощи картин мирового уровня, передовых технологий, открытий в области медицины, новых парадигм жизни, культурного и экономического экспорта, духовной и физической умеренности.
Даже после прохождения кампании Modern Warfare, которая явно вдохновлялась американской кампанией на Ближнем Востоке, я остался при мнении, что это не ответственность Infinity Ward, выступать в качестве пиарщиков той или иной страны, организации или человека.
И сегодня, спустя более месяца, я с сожалением осознаю, что никакого позитивного образа на долгие годы нас не ждет. Более того, количество фильмов, сериалов, книг и игр, посвященных российской армии, народу и политикам, станет еще больше. И они будут вовсе не позитивными, затрагивая самые разные направления жизни, людей во всех слоях общества. Ведь людям со всех уголков света будет интересно узнать, как самая большая страна в мире, самая богатая на ресурсы страна, как дети и внуки тех, кто погиб во Второй мировой за свободу, самостоятельно заковали себя в кандалы пропаганды.
Это будут смотреть. Будут слушать и будут играть. Но это будет уже не выдуманная кампания Modern Warfare, а истории, основанные на реальных событиях. Популярности им будет не занимать — достаточно вспомнить, как сериал "Чернобыль" от HBO захватил внимание зрителей по всему миру.
Я понимаю, что все это звучит упадчески и депрессивно. Беспросветно. Однако такова реальность — мы не живем в сказке со счастливой концовкой. Приходится признавать реальность такой, какая она есть. И эта реальность, в своей массе, будет включать образ России, на который мы едва ли сможем повлиять.
Что же делать? Особенно тем, кто понимает весь кошмар ситуации, кто выступает против "спецоперации", кто рисует на себе метку словами или действиями? Не может же быть все потеряно — ведь достаточно взглянуть на ту же Германию или Японию.
Сразу необходимо понять, что процесс этот будет медленным и болезненным. Избежать этого будет просто невозможно. Также важно учитывать, что слова будут бесполезны. Изменить образ можно только через те или иные действия. Нет смысла спорить о том, что не все мы сшиты из одного лоскута, не слеплены из одной глины. Только стоическое принятие и планомерное использование так называемой "мягкой силы" позволит со временем показать, что мы не окончательно потеряны где-то на дне темной ямы.
Я несколько лет работал в сфере "мягкой силы" — суть этого подхода в том, чтобы не навязывать силой какие-либо образы, а формировать представление о предмете путем демонстрации привлекательных сторон и создания влечения. Посмотрите на японцев, как за десятилетия после войны они создали себе совершенно иной имидж.
Мягкая сила не работает быстро, она не служит антидотом для ядовитых идей, которые укореняются в умах при виде ужасов. Это лечит только время. Однако что может сделать мягкая сила — это показать альтернативу. Не словами, а делами продемонстрировать, что даже из одного источника ручьи могут течь в кардинально разных направлениях. Есть те, что заводят в болото, а есть те, что становятся началом больших и могучих рек.
Что делать конкретно?
Первый способ, как уже сказал выше — не надо пытаться доказать кому-то, что вы не такой. Достаточно вести себя вежливо и учтиво. Это сложно, когда о твоей национальности и родине говорят критично или напрямую негативно. Придется запастись терпением и пониманием. Даже если вы лично всю жизнь были против режима, ходили на акции и получили штраф.
Второй способ — это при помощи искусства и культуры показывать, что не разрушители создают образ, а те, кто занимается созиданием. Творцы, писатели, художники, актеры, музыканты, разработчики игр, ютуберы и блогеры — художественная работа, в том или ином направлении, лучше всего помогает в деле укрепления позитивных ассоциаций.
Третий способ — помогайте. Кому и как, решать вам. Можно быть добровольцем в центре беженцев. Можно стать волонтером и несколько часов в неделю помогать домашним питомцам, оставшимся без крыши над головой. Можно помогать другим, выступая переводчиком или заполнив какую-нибудь форму на сайте. Только делать это нужно искренне и безвозмездно, не ради себя, а ради других. Не потому что это нужно делать, а потому что это правильно.
Четвертый способ — говорить правду. Тут уместно привести цитату из "Чернобыля":
Когда правда оскорбляет, мы лжем, лжем, пока не можем вспомнить, что правда есть. Но она есть все же. Каждая наша ложь составляет долг правде. Рано или поздно долг надо оплачивать.
Ложь может быть эффективным методом пропаганды на короткие промежутки, но скорее внутри. Ведь снаружи гораздо больше позиций и мнений. И как говорил народный "антигерой" Данила Багров: "Сила в правде".
Нам предстоит долгий путь. Я прекрасно понимаю тех, кто уже разрывает все связи с Россией, сжигает паспорта и отрекается. Когда смотришь на все со стороны, то сложно принять то, что тебе придется разгребать ужас, созданный кем-то другим. Кого ты не выбирал, не поддерживал и избегал.
Когда у тебя дети и ты хочешь им счастливой жизни, без черной метки стыда за деяния взрослых, то можно отречься даже от родного языка. И это их право. Возможно, они смогут вырастить достойных людей. Личностей мира, а не одной конкретной нации.
Я даже понимаю моих критиков — тех кто утверждает, что я рисую слишком мрачную картину будущего для нас. И я говорю этим людям — я буду счастлив ошибаться. Я буду рад, если мои прогнозы окажутся огромным провалом и все будет гораздо лучше. Я понимаю желание стабильности, отрицание надвигающейся угрозы и закрытые глаза на месяцы и годы. Сам иногда просыпаюсь и в полусне думаю, что у страха глаза велики. Но лучше я скажу один раз правду, чем буду заверять вас, что через месяц или два все будет хорошо.
Что будем делать мы?
Сейчас наша главная цель — поддержать работу Shazoo, как русскоговорящего сообщества геймеров, киноманов, любителей сериалов, книг, науки, технологий и другого. Без привязки к национальности или стране, но к языку.
Мы постараемся поддержать русскоговорящих разработчиков, чтобы хотя бы наше маленькое сообщество знало, что игры не кончились, даже если команды перебрались в другие места. То же касается художников и иллюстраторов.
Если вы знаете людей, которые продолжают творить несмотря на все трудности, напишите мне в личные сообщения или поделитесь в комментариях.
Будущее есть, и оно будет зависеть от того, что делает каждый из нас.