PlayStation 5
Первый год с новой консолью
За окном очередная осень — время, когда хочется больше времени проводить дома и уделить внимание мультимедийным развлечениям вроде фильмов и видеоигр. Эта осень — особенная. Не только потому что в мире снова бушует пандемия и общественные пространства закрыты. Прошёл ровно год как в продажу поступила консоль PlayStation 5 —- пора подвести первые промежуточные итоги.
Далее я по аналогии с прошлогодним обзором консоли в семи карточках расскажу о текущем положении дел Sony с точки зрения бизнеса, посмотрим как развивалась инфраструктура PS5 и ее потенциал, а также поделюсь личными впечатлениями. Ну и про игры поговорим, куда же без них.
PlayStation 5 — флагманский бизнес Sony
Бизнес корпорации Sony — железный и мультимедийный. В списке выпускаемых продуктов числится не только игровая консоль, но и фотоаппараты, принтеры, смартфоны, акустика и ТВ. Ну, и, конечно, видеоигры. В последние годы ситуация сложилась таким образом, что ни одно из направлений бизнеса у японцев не растёт так быстро и уверенно, как игровое. На фоне этого логично, что топ-менеджеры вкладывают максимум усилий и денег в сегмент PS5 и сопутствующие ему продукты.
Сейчас будет немного сухих цифр, постараюсь коротко:
Железо:
- Игровое поздравление Sony приносит больше денег — 5,68 млрд долларов прибыли за последние три месяца (2-ой квартал) и это на 27% больше, чем во втором квартале прошлого года
- В то же время операционная прибыль игрового направления сократилась на 21,5%, до $727,6 млн. Это знак, что кампания не только много зарабатывает на игровом направлении, но и активно инвестирует, чтобы развивать проект и получать больше выручки в будущем
- Всего на 30 сентября в магазины отгружено 13,4 миллиона консолей PS5
- На ту же дату было продано 7,6 миллионлв копий эксклюзивов от внутренних студий Sony
Игры:
- Horizon: Zero Dawn — 10 миллионов копий
- Тираж God of War составил 19.5 миллионов копий
- Marvel’s Spider-Man — 13.2 миллионов
- Marvel’s Spider-Man: Miles Morales — 6.5 миллионов
Ладно, отложим в сторону цифры. На фоне кризиса полупроводников, спровоцированного пандемией, Sony удалось взять лидирующую позицию на рынке консолей нового поколения. Однако, из-за дефицита деталей купить консоль сейчас очень сложно — полки магазинов пустеют, а каждую новую партию за несколько минут раскупают по предзаказам. Не исключено, что в стандартных условиях без пандемий и кризисов поставки, продажи могли быть в несколько раз выше.
Следующие шаги кампании выглядят максимально прозрачными и понятными. Во-первых, это выпуск хитов прошлых лет на PC. Таким образом маркетологи Sony, вероятно, рассчитывают на два положительных эффекта:
- Извлечение дополнительной прибыли
- Привлечение новой аудитории из числа PC-геймеров.
Во-вторых, Sony инвестирует в другие игровые кампании — в будущем это принесёт прибыль и другие ресурсы для разработки железа и видеоигр. В-третьих, (и это тоже важно!) — медиагигант продолжает развивать PS5 как самостоятельный продукт, улучшая ее функции, расширяя возможности и внутреннюю инфраструктуру.
Инфраструктура PS5 — развивается
На запуске PS5 среди очевидных моментов для проработки я писал о перегруженности внутренней оболочки консоли. Интерфейс нуждался в доработке и упрощении. В числе проблем была затрудненная навигация и неудобная читаемость списка трофеев. Из удобного списка на PS5 он превратился в крупную витрину с горизонтальным скроллингом, из-за этого на экране вместо десятка позиций помещались всего несколько и это раздражало.
Что изменилось за год? Sony в течение года выпустила несколько крупных апдейтов, которые оптимизировали работу PS5 и отчасти модернизировали ее интерфейс. Так мною нелюбимый боковой скроллинг трофеев остался в прошлом и структура экрана вернулась к привычному и удобному списку. Среди других изменений есть следующие:
- Расширение социальных функций: совместная игра на консолях разных поколений с помощью Share Play и запрос на присоединение к сеансу игры
- Улучшенная функция Game Base. Меню функции Game Base было улучшено для обеспечения более быстрого доступа к важным данным и функциям. Теперь можно с легкостью переключаться между тусовками и друзьями, чтобы начать общение с одной из существующих тусовок или увидеть, чем заняты ваши друзья в сети. Кроме того, можно включать и выключать уведомления отдельно для каждой из ваших тусовок.
- Отключение игрового чата и настройка уровней громкости игроков
- Предварительная загрузка обновлений игры и настраиваемая библиотека игр
- В магазине PS Store появился список желаемых игр
- Апдейты красиво и удобно разграничили внутри одной карточки игры версию для PS4 и PS5. Раньше их легко было перепутать
Кроме этого, как утверждает старший вице-президент отдела управления платформ Хидеака Нисино, у разработчиков есть ещё куча идей для реализации. Вопрос лишь в том, как скоро они воплотят их в жизнь и насколько удачными окажутся эти нововведения.
Не обошлось и без краеугольных камней. В сентябре на полки магазинов приземлилась новая ревизия консоли с уменьшенным радиатором. По сети сразу пошли разговоры о повышении температуры консоли в пиковые моменты нагрузки, но ребята из Digital Foundry оперативно сняли все сомнения: техническое решение не повлияло на работу консоли.
Мои субъективные ощущения за год не изменились и только укрепили приятные впечатления от этого аспекта PS5. Консоль работает чертовски быстро и дьявольски тихо. У меня есть маленький ребёнок и я не знаю, как я бы включал PS4 по ночам. Она гремела как самолёт и я бы разбудил всех домочадцев. С PS5 такой проблемы нет и это прекрасно.
Но японцам все же есть над чем поработать. Опять же субъективно, мне бы, например, хотелось видеть какой-то простой и доступный способ видеть в социальной ленте успехи и достижения моих друзей. На PS4 эта история работала отлично. Кроме того, в будущем было бы классно увидеть какое-то решение с темами для интерфейса PS5. В этом поколении их полностью убрали и мне, если честно, их не хватает. Вам, возможно, тоже. На PS4 было очень круто:
Если отложить в сторону техническую и UX части, в сухом остатке будут мультимедийная и игровая стороны PS5. И если о последней мы подробно говорим ниже, то использование PS5 в качестве медиаплеера остаётся нишевой историей. Это не плюс и не минус, просто сухой факт. Консоль интегрирована с ведущими стриминговымм сервисами, однако у меня и среди моих знакомых мало кто использует консоль в таком ключе.
Однако Sony заботится о тех, кто все же смотрит кино и слушает музыку через консоль. За минувший год у них появилась интеграция со Spotify и плотная коллаборация с Apple. Сейчас на PS5 доступна Apple Music и Apple TV+, а летом даже была большая акция, в которой владельцам PS5 дарили полгода подписки на стоиминговый сервис от “яблочников”.
DualSense — победа?
Да, да и еще раз — да. Но с небольшими нюансами. За прошедший год я попробовал несколько десятков тайтлов и все они по-разному использовали возможности геймпада DualSense. Лучше всего функции контроллера интегрировали в игры от дочерних студий Sony — в эксклюзивы PS5. Там и адаптивные курки и умная вибрация Haptic Feedback и встроенный динамик. За эталон можно взять Ratchet & Clank: Rift Apart и Spider-Man: Miles Morales. В проектах внутренних студий Sony видна история, в которой разработчики изначально готовят игру с целью максимально раскрыть потенциал геймпада.
С играми сторонних издателей в девяти из десяти случаев тоже все хорошо. Игровые студии выпускают новые игры с полной поддержкой DualSense: сопротивление курков при стрельбе из оружия, хитрые паттерны у вибраций в зависимости от типа поверхности по которой движется герой или автомобиль — все это на месте. Субъективно крутость реализации этих моментов варьируется от случая к случаю, от проекта к проекту — но лучше всех пока получается именно у команд внутри PlayStation Studios.
Выше я написал “в девяти случаях из десяти” — намеренно — за прошлый год я был разочарован лишь однажды. И речь про ремастер Saints Row The Third, в которой вроде бы и есть следы того, как люди пытались сделать что-то в направлении функций DualSense, но получилось плохо.
В среднем по индустрии разработчики, кажется, приняли DualSense и его фичи как новую константу.
Что с остальными аксессуарами?
В состав дополнительных устройств к PS5 входит несколько аксессуаров:
- Зарядная станция DualSense
- Беспроводная гарнитура Pulse 3D
- Пульт ДУ
- Камера HD
Если быть до конца честным, по-настоящему из списка выше мне пригодилась только зарядная станция и гарнитура Pulse 3D. В первом случае я просто храню на зарядной станции свой геймпад DualSense. Так он всегда заряжен и полностью готов к работе. За год я не заметил каких-то изменений в сторону уменьшения времени работы батареи, в среднем ее как хватало часов на 8-10, так есть и сейчас.
У гарнитуры совершенно особая миссия в моем опыте использования PS5. Благодаря этим стильным белым наушникам я могу себе позволить играть ночью, пока мои домашние спят и при этом не лишать себя эмоций от звуковых впечатлений. Последний опыт Sackboy: A Big Adventure Call of Duty: Vanguard. Я не большой спец в определении качества звука и описании всяких технических характеристик, поэтому могу судить только на манер рядового пользователя. Звучит круто! Чистый и яркий звук, множество аудиальных деталей и паттернов, я каждый раз получаю удовольствие.
С пультом ДУ стоит заметить, что он красив и полезен для тех, кто использует PS5 как мультимедийный центр. Отдельные кнопки для Netflix, Youtube, Spotify и Disney+ сделают навигацию удобней. Я, как писал выше, практически не пользовался им, поскольку сижу на стриминговых сервисах через ТВ. Ровно такая же история с камерой HD. Она лежит на полке до лучших времен, вероятно, до выхода PS VR2.
В течение первого года PS5 самым ожидаемым обновлением аксессуаров была, пожалуй, полноценная поддержка сторонних SSD-накопителей формата M.2.Ее добавили в середине сентября и это направление будут развивать. Например, Sony готовится выпустить на рынок два SSD-накопителя, созданных специально под нужды PlayStation 5. Память поступит в продажу в двух форматах: на 1 ТБ и 2 ТБ под брендом Nextorage.
Игры PS5: Победа эксклюзивов
Сейчас я оглядываюсь назад и не могу вспомнить более удачную стартовую линейку игр консоли PlayStation, чем та, что получилась и у PS5. С момента запуска консоли (12 ноября 2020 в мире и неделей позже в РФ) игрокам были доступны несколько больших тайтлов, рассчитанных на широкую аудиторию:
Spider-Man: Miles Morales — для всех, для игроков, которые любят большие дорогие блокбастеры
Demon’s Souls — для хардкорной аудитории. Здесь PS5 не только предложила решение для тех, кто любит сложные игры, но и сыграла на ностальгической ноте
Sackboy: A Big Adventure — для казуальной аудитории, удобный тайтл для игры с семьей и детьми
Уже в марте 2021 мы получили новый эксклюзив — дорогой и красивый рогалик Returnal. Игра осталась непобежденной. Пожалуй, это был самый необычный опыт за всю мою игровую карьеру. Об этом я рассказывал в большом материале, получился и не обзор (для этого надо было пройти игру) и не первые впечатления (там справедливо было бы увидеть хотя бы что-то дальше первого босса). По итогу это небольшой рассказ о полученных уроках и сделанных выводах, где помимо эмоций вы найдете описание основных механик и структуры Returnal.
В июне 2021 наступила очередь Ratchet & Clank: Сквозь миры. Эта игра могла бы стать идеальным стартовым эксклюзивом, но запоздала на полгода. У неё для этого есть все:
- Культовые герои из вселенной PlayStation
- Трогательная и увлекающая история
- Потрясающая графика
- Бодрый геймплей с использованием фишек PS5 и DualSense
На выходе мы получили дорогой анимационный фильм, сделанный с душой и любовью к своему делу. Выйди Ratchet & Clank: Сквозь миры на старте продаж консоли, ей не было бы равных вовсе.
Финальным аккордом 2021 года в списке эксклюзивов PS5 стал первый эксклюзив от сторонних разработчиков, не имеющих отношения к внутренним студиям PlayStation. Речь, конечно, о Deathloop. Игра от коллектива Arkane Studios добавила библиотеке PS5 немного хулиганского шарма и эстетики. Проект развил идеи почти культовой Dishonored и привнес “огонька” в привычную геймплейную формулу. В роли наемника по имени Кольт мы окунулись в охоту на ключевых фигур, испытали на себе эффект временной петли и свободу действий в иммерсивной вселенной. Это классный опыт, который достойно завершает цикл первого года в истории эксклюзивов PS5.
Что будет дальше? Опираясь на последние анонсы мы знаем, что у PlayStation большие планы. Крупнобюджетные красивые игры были и остаются приоритетом платформы. В ближайшее время нас ждет новая встреча с Кратосом и Атреем в God of War Ragnarek, чуть позже — следующее приключение Питера Паркера и Майлса Моралеса — на этот раз совместное под заголовком Marvel’s Spider-Man 2. Вишенкой на торте стала еще одна крупнобюджетная игра по комиксам Marvel’s Wolverine. Историю Россомахи мы увидим нескоро, но ожидание только усилит радость к релизу. Таким образом у Sony есть релизная линейка эксклюзивов до 2023 года. Опасения вызывают только ближайшие месяцы: за год с небольшим мы не увидели ни одного нового оригинального IP, The Last of Us Part II до сих пор не получила версию для PS5. Надеюсь, где-то в закрытых кабинетах лучшие менеджеры и разработчики уже придумали, что с этим делать, ведь сиквела God of War и Spider-Man нам придется подождать еще некоторое время.
Игры PS5: Обратная совместимость удалась
Черт возьми, у них всех получилось! До выпуска PS5 нам обещали, что вся библиотека PS4 без проблем заработает на новой консоли. Sony свое обещание сдержали и в этом одна самых важных побед. Теперь PlayStation это экосистема, в которой можно безболезненно можно переходить с одной консоли на другую не теряя купленные игры и не обесценивая все вложенные за последние семь лет средства. У меня тянется гигантский бэклог и благодаря корректной работе обратки я смогу однажды нагнать все, что пропустил (нет, конечно, но хотя бы часть!). А свою старенькую PS4 Pro я со спокойной душой продал и сейчас она, вероятно, дарит кому-то не меньше позитивных эмоций чем мне когда-то.
Еще одна позитивная черта первого года это неплохое усиление для подписчиков PS Plus.
Реддитор joseph2411 подсчитал выгоду от подписки PS Plus на консоли PS5 за первый год ее существования. Первые единицы консоли как раз начали продавать почти год назад — 12 ноября. По его данным, игроки получили игр на почти $450 только на одну PS5, без учета PS4 и прочего. Всего пока было 15 тайтлов.
При всем этом надо понимать, что PlayStation это в первую очередь бизнес и менеджеры кампании постоянно ищут способы извлечь прибыль из поставляемого продукта. В этом поколении японская корпорация нашла удачное решение в лице “режиссёрских” версий популярных игр прошлого поколения. По сути это дополненная небольшой порцией контента версия игры с PS4, в которой разработчики улучшили техническую сторону (графика, время загрузки). За умеренную плату (десяток баксов или чуть больше) владельцы оригинальной игры получают возможность “прокачать” свою версию до режиссерской (хотя бывают исключения, привет Marvel`s Spider-Man). За эталон наверное, можно взять Ghost of Tsushima и Death Stranding.
В итоге тут мы получили возможность дополнить свой игровой опыт обновленными версиями для PS5. Те, кто прежде не покупал игру, смогут взять ее по фулл-прайсу и это справедливая концепция. Таким образом PlayStation набирает и удерживает пользовательскую базу, предлагая хороший продукт по адекватной стоимости. Геймеры играют, бизнес растет, все выигрывают.
Итоги первого года PS5
Первый год PS5 определенно удался. Вопреки пандемии и кризису полупроводников новая консоль от Sony заняла уверенное лидерство на рынке — как с экономической точки зрения, так и в плане имиджа. Как мне кажется, в моем кругу общения PlayStation сегодня наиболее узнаваема и популярна на фоне конкурентов.
На стартовом отрезке аудитория получила отличный набор эксклюзивов — разноплановых, любопытных и работающих под раскрытие потенциала консоли на полную мощность. При этом за прошедший год развивалась не только мультимедийная часть бренда PlayStation, но и ее функционал, дорабатывался интерфейс и прочие аспекты.
Прямо сейчас на будущий потенциал и успех PS5 работают несколько факторов:
- Хороший портфель эксклюзивов с датами выхода вплоть до 2023 года
- Признание и использование игровыми студиями функций геймпада DualSense — у них нет аналогов
- Правильная работа с игровой библиотекой: обратная совместимость и выпуск режиссерских версий с улучшениями и дополнениями
С этой точки зрения мне видится, что у бренда PlayStation есть все шансы выиграть в этом поколении, как это случилось в прошлом.
Если отбросить в сторону язык бизнеса и говорить исключительно за себя — я доволен. PS5 это универсальная консоль с классными эксклюзивами, список которых постоянно пополняется. Я достаточно удовлетворен удобством использования и обширным игровым опытом, который предложила платформа на первый год. Стал бы я сейчас рекомендовать своим друзьям и знакомым покупать PS5? Да, с ней человек получит возможность найти необычный и увлекательный игровой опыт, который будет интересен именно ему.
Год назад PlayStation обещали нам путешествие в новые миры. Что ж, приключение началось и чует мое сердце —- все самое интересное ещё впереди.
- Считаем деньги Sony: Поставки PS5 почти достигли 55 млн, продажи Spider-Man 2 превысили 10 млн копий
- Tekken 8 вошла в пятерку самых скачиваемых игр PS Store за январь
- Неофициальные системные требования Marvel’s Spider-Man 2 для ПК