Ratchet & Clank Rift Apart
Тысячи маленьких осколков
Впереди нас ждет большое приключение. И смешно и грустно, но я в один момент почувствовал, как остро Ratchet & Clank: Rift Apart (русское название Ratchet & Clank: Сквозь миры) перекликается с текущей действительностью. В новой игре студии Insomniac Games отважный ломбакс и его друг робот увидели альтернативную реальность, где привычный уклад и знакомая местность вдруг превратились в нечто иное, прежде невиданное, чуждое и даже опасное.
Где-то в параллельной вселенной Ratchet & Clank: Rift Apart могла бы стать идеальным стартовым эксклюзивом: динамичным, ярким, подходящим любой возрастной аудитории. Но в нашем мире свой отпечаток наложила пандемия, и у Sony были совсем другие планы. Поэтому идеальный эксклюзив для стартовой линейки PS5 у нас появился только сейчас.
Наше измерение
История Ratchet & Clank: Rift Apart начинается с подарка. Робот Кланк собрал измеренитель — продвинутое техническое устройство в форме пистолета. Оно позволит Рэтчету отправиться в альтернативные измерения и отыскать своих сородичей ломбаксов, их считают бесследно пропавшими много лет назад. Трогательный момент нарушил Доктор Нефариус. Суперзлодей хитроумно (на самом деле не очень) похитил устройство, открыл множество альтернативных измерений и разлучил героев. Начался хаос.
С хронологической точки зрения Ratchet & Clank: Rift Apart стартует спустя какое-то время после финала Ratchet & Clank: Nexus (2013). Рэтчет и Кланк уже довольно известные персонажи в мире, где они живут — это видно почти сразу по тому как толпа восторженно встречает своих героев. В первые минуты игра строит вокруг них масштабное мероприятие, итогом которого стало вторжение Доктора Нефариуса. Все это — не просто так. Итогом последних лет для студии Insomniac Games стал сильно возросший уровень режиссуры. В сравнении с Ratchet & Clank 2016 года новые приключения героев сильно выигрывают в качестве постановки. С первых минут — динамичное зрелище и череда постановочных сцен: Рэтчет бросается в бездну, пролетает безумные расстояния и ловко приземляется на магнитный рельс. С помощью своих прокаченных ботинок ломбакс виртуозно скользит по поверхности и преследует обидчиков.
Прошлой игре явно не хватало таких моментов и с обилием постановочного экшена Ratchet & Clank: Rift Apart выглядит на две головы выше. Все это мы видели ещё в трейлерах, но главный вопрос, конечно, до сих пор висит в воздухе: а что там, с другой стороны? Какой он, альтернативный мир?
Альтернативный мир
Это Ривет. Девушка-ломбакс из альтернативной вселенной Rift Apart, по совместительству — второй центральный персонаж игры.
Не знаю, как там в твоем измерении, но здесь никогда ничего не идет по плану. Ты очень быстро научишься импровизировать.
И в этом она права. Ее часть приключений похожа на сплошную импровизацию, но девушка научилась с этим жить — всю жизнь она была сама по себе и продолжает поиски своего места. Со стороны покажется, что она чертовски похожа на Рэтчета и это не случайно. Ривет. — альтернативная версия Рэтчета из параллельной вселенной. В повествовании этот нюанс помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, увидеть историю с точки зрения двух схожих, но все таких отличных друг от друга персонажей.
Сценаристы и геймдизайнеры развили эту идею. По ходу приключения Рэтчет и Ривет не раз и не два встретят альтернативные версии знакомых персонажей, например Капитана Кварка (его камео в параллельном мире — мое любимое), пирата по имени Пьер и даже Доктора Нефариуса. В одном из миров он победил и провозгласил себя Императором. Посмотреть на вселенную победившего зла — чистый кайф. Там где Marvel строили свою мультивселенную в кино годами (и продолжают сейчас) формат видеоигры позволил студии Insomniac Games уложиться за пару десятков часов.
Рэтчет и Ривет путешествуют от одной планеты к другой, заглядывают в карманные вселенные и каждый раз влипают в какую-то небольшую историю, разрешение которой ведёт их к общей цели. Несмотря на то, что герои долгое время разделены во времени и пространстве, их история гармонично ощущается как единое целое. Кажется, я впервые увидел своеобразную духовную синергия между персонажами, которые первую половину игры даже толком не знают ничего друг о друге. Драмы в эту ситуацию добавляет предположение, что ломбаксы давно исчезли как вид. Да не тут-то было.
Синергия множества миров
В Ratchet & Clank: Rift Apart у Рэтчета и Ривет не только общая судьба, но и единая шкала прогресса. С точки зрения прокачки они выступают как один персонаж: все оружие и улучшение, купленные Рэтчетом, будут доступны Ривет и наоборот. Игра напрямую это не объясняет, но если честно, это и неважно. Как только высаживаешься на новой планете все остальное уходит на второй план.
Игровой процесс Rift Apart устроен ровно таким же образом, как в игре 2016 года, но с оговоркой на то, что геймплей теперь более динамичный и многослойный. История забросит героев на десяток разных планет и локаций (девять, если быть точным) и у каждой из них будут свои особенности.
По атмосфере и сюжету эти локации без ложной скромности кивают в сторону популярных приключенческих фильмов. Например, на Саргассе обитают существа похожие на динозавров, а сама местность по настроению и атмосфере напоминает парк Юрского периода. Там предстоит сражаться не только с приспешниками Нефариуса, но ещё и с самой природой — преодолевать труднопроходимые болота и перепрыгивать огромные пропасти.
Ардолис встретит героев флибустьерской романтикой: темные бухты, сокровища, кровожадные пираты и один неудачливый морской волк по имени Пьер, которого нужно спасти. Даже свой Кракен есть — это явный оммаж в сторону “Пиратов Карибского моря”, но, конечно, без прямого их упоминания.
Кроме того будет и воздушная тюрьма и космическая станция. В каждой локации найдётся нечто запоминающееся. Больше всего мне понравилась Близар Прайм — планета с шахтами. Для продвижения по территории нужно вовремя переключаться между мирами: в одной вселенной территория захвачена Нефариусом, в другой — остаётся процветающей сырьевой космической колонией. Для этой локации Insomniac Games придумали интересную механику. Переключение между мирами происходит после удара молотом по камню — причём буквально, за одно мгновение. Это, конечно, явная демонстрация мощности PS5 и преимуществ SSD, но мне очень понравилось. Жаль только, что настолько самобытная и оригинальная территория в игре всего одна. В этом, пожалуй, единственный серьезный минус Ratchet & Clank: Rift Apart.
Геймплей Ratchet & Clank: Rift Apart по большей части строится вокруг исследования планет и сражений. Продвигаясь вглубь территории Рэтчет и Ривет собирают уже привычные болты, за которые потом у торговца (миссис Зуркон само очарование, словно бабушка) можно купить оружие и патроны. Арсенал более чем солидный: врагов можно сжигать, замораживать, жечь ядерным лучом, расщеплять, бить током, забрасывать ядовитыми шариками и бог еще знает чем.
Два десятка видов пушек работают на темп и ощущения в связке с геймпадом DualSense. Нажатый наполовину курок — первый вариант стрельбы, утопленный до упора курок — альтернативный огонь. Ощущения действительно классные, я не встретил ни одного похожего. Кроме того, различаются ощущения от бега по разным поверхностям и взаимодействия с элементами окружающей среды. Студия Insomniac Games, кажется, использовала возможности адаптивных триггеров и обратной отдачи Haptic на все деньги.
Ratchet & Clank: Rift Apart заставляет двигаться. Я попробовал разные уровни сложности, но уже начиная с тех, что чуть выше среднего, враги больно бьют. Единственный способ избежать урона — активно перемещаться. А ещё враги чувствительны к типам оружия, поэтому между пушками тоже приходится быстро переключаться. Не побоюсь такого сравнения, но в отдельные моменты Rift Apart сильно напоминала мне Doom Eternal, только от третьего лица. В моём мировосприятии это хороший комплимент, особенно с учётом того, как весь этот процесс выглядит — PS5 рендерит на экране какое-то безумное количество деталей. Всюду летят снаряды, все взрывается, а следом из поверженных врагов горстями сыпятся болты. Не берусь утверждать наверняка, но кажется, что каждый отдельно взятый болтик, собранный персонажами, и правда отрисован. Вау эффект да и только.
За пределами сражений Ratchet & Clank: Rift Apart тоже смогла приятно удивить. В ней регулярно встречаются загадки и головоломки. Например, новый мини-компаньон Рэтчета — маленький робот Глючка — поможет герою разблокировать заражённый компьютер. Для этого придётся в виде паучка ползать по микросхемам и отстреливать вирусы. С помощью Кланка можно будет закрыть карманное измерение — для этого нужно решить простенькое задание и провести толпу бегущих роботов из точки А в точку Б. Механика несложная: убрать с дороги препятствие, найти артефакт, с его помощью поменять направление дорожки. Повторить.
При желании любую из головоломок можно пропустить через меню паузы. Компьютер сделает все сам. Я сделал пару головоломок сам, а дальше пропускал — могу утверждать, что для меня они не сработали как задумано, но это все равно был приятный опыт. Сэкономленные минутки я с радостью отдал на исследование локаций — вон там в углу раритан (кристалл для прокачки оружия), а внутри разлома можно отыскать часть экипировки из комплекта брони. Они делятся на три части: голова, корпус и ноги. За сбор трёх вещей одного комплекта — неплохой бонус в виде сниженного урона, повышенной скорости или большего числа болтов, выпадающих из врага.
Огневой мощи любому оружию можно добавить с помощью раритана. Здесь работает уже знакомая схема — за побеждённых врагов начисляют опыт, за опыт повышается уровень оружия. Открываются новые ячейки прокачки —- выбрал несколько рядом — получил супербонус в виде сильного множителя на какую-то из характеристик пушки. Полностью прокаченное оружие трансформируется и меняет название — по ощущениям мощность удваивается. Перфекционистам и любителям громко пострелять здесь будет где развернуться.
Свое личное удовольствие я поймал от дополнительных режимов. В Ratchet & Clank: Rift Apart их называют “Испытаниями”. По сути своей это гладиаторская арена в пабе Зурки, куда можно выйти в роли Рэтчета или Ривет и заработать немного (на самом деле — много) болтов и другие награды. Арена предлагает три уровня сложности: бронзовый, серебряный и золотой. Каждый следующий отличается наличием большего числа условий для победы. На бронзовом будет достаточно убить всех, кто выпрыгнет на арену из портала в альтернативный мир. На серебряном нужно будет сделать это только с определённым типом оружия. На золотом пришлось проявить все свои умения, смекалку и скорость, чтобы выжить. Награда того стоит.
В качестве альтернативы на одной из планет можно отыскать гоночные соревнования. Впрочем, их можно пропустить — это одно из сюжетных заданий. Заезд по умолчанию довольно легкий, но при желании можно испытать себя и взять серебряный или золотой уровни сложности. И там и там я не встретил особого сопротивления, но было весело.
С технической точки зрения Ratchet & Clank: Rift Apart это ровно та игра, которую я мечтал увидеть на старте продаж консоли. В нативном разрешении 4К с рейтресингом она выглядит просто комически — во всех смыслах этого слова: отражения, текстуры, тени и свет, частицы. В дополнение к визуалу работает звук. Почти всю игру я прошёл в родных наушниках Sony и несмотря на обилие источников звука всегда понимал, с какой стороны меня атакуют. Вообще если говорить о нововведениях в целом, то с точки зрения геймплея Ratchet & Clank: Rift Apart не предлагает чего-то революционного. Однако с технически игра сделана безупречно и разработчики использовали новые возможности PS5 с умом.
Ну, а если быть до конца откровенным, я настолько был захвачен историей и геймплеем Ratchet & Clank: Rift Apart, что в поиске минусов этой игры я чувствую нечто противоестественное. Против себя не хочу идти. Новое приключение Рэтчета и Кланка это именно тот самый некстен, который я ждал — стильный, красивый, громкий. Неожиданно игра вдруг превратилась в дорогой анимационный фильм от какой-нибудь крупной студии вроде Pixar. В ней есть изюминка, есть зрелище, есть способные достучаться до черствых сердец моменты.
Ratchet & Clank: Rift Apart — лучший стартовый эксклюзив из линейки PS5, словно тысячи маленьких осколков идеально сошлись воедино.
- У Marvel’s Wolverine сменились директоры — Insomniac назначила новое руководство
- Обновление для Ratchet & Clank: Rift Apart на PS5 Pro добавляет новые режимы и опции трассировки лучей
- Marvel’s Spider-Man 2 для ПК запланирована на 30 января 2025 года, сюжетные DLC не планируются