Mass Effect 4 должна признать равенство инопланетян и людей

Исторически сложилось, что при создании ролевых игр расовая принадлежность — главенствующий признак, определяющий персонажей. Но этому нет места в будущем жанра... .

Ролевые игры изо всех сил пытаются уйти от использования расовых стереотипов. Титаны жанра вроде The Elder Scrolls и Baldur's Gate демонстрируют разнообразие при построении отрядов героев, охватывая разные слои общества, но при этом забывают, что на людях свет клином не сошелся.

Оригинал публикации: PCGamesN

Mass Effect — не исключение. Несмотря на то, что в плане написания персонажей игра справляется лучше многих фэнтези-современников, во многих случаях главные герои — не индивидуальные личности, а абсолютные представители своей расы. Это проявление эссенциализма: наделение и передача врожденных качеств конкретной расы ее представителям, что, в конечном счете, определяет положение персонажа в обществе. Мы поговорим о проблеме, которую необходимо решить до релиза Mass Effect 5.

Оригинальный пример эссенциализма — Dungeons and Dragons. Здесь используется система создания персонажа, предоставляющая внутренние бонусы и штрафы в зависимости от выбора расы. Но все это заходит настолько глубоко, что определяет то, как обычно думает и что делает персонаж в зависимости от расовой принадлежности.

К счастью, в некоторых случаях Mass Effect удается обходить проблему эссенциализма. Взять те же прокачиваемые таланты, которые не приписываются к отдельной расе. Но и здесь не обошлось без, хоть и оправданных, исключений. Речь идет о содержащем название расы навыке "Кроган-воитель". Впрочем, в его названии также указана и профессиональная специализация. Но большая часть контента серии по-прежнему строится на тематическом эссенциализме. И особенно сильно это проявляется в первой игре.

Мы играем за командира Шепарда — человека [мужчину или женщину] из Альянса, который пытается остановить врагов и спасти цивилизацию. На протяжении игры мы получаем доступ к шести разным союзникам — двое из них люди, а остальные — представители других рас. Несмотря на проработку и правдоподобность каждого персонажа, они написаны с расчетом на видение мира. Поскольку первая Mass Effect — знакомство с вымышленной вселенной будущего, то BioWare использует членов отряда для того, чтобы дать игроку представление о той или иной расе.

Проблема в том, что эти персонажи — живое проявление всех записей Кодекса: их личности регламентируются какими-то стереотипами, присущими конкретной расе. У азари есть способность объединять мысли, и поэтому Лиара по своей природе эмпатична. Рекс, как и все Кроганы — брутальный наемник.

Скриншот: AlexK0nstantin

Такое, самое распространенное проявление эссенциализма приводит к тому, что большинство жителей галактики становятся расистами по отношению друг к другу: все шутки, предположения и суждения других основываются исключительно на информации об их расе. Иногда это используется преднамеренно: во время беседы с кварианкой Тали собеседники отмечают, что ее раса несет угрозу всему живому, поскольку создала гетов — расу машин, которая должна была прислуживать кварианцам, но обрела разум и восстала против них. Когда это доводят до сведения Тали, она зачастую несет на себе всю ответственность за случившееся, как будто она сама участвовала в этом процессе.

Таким способом нам указывают на предубеждения, которым придерживается галактическое сообщество по отношению ко всем кварианцам за их участие во вторжении гетов. Беспокоит то, что Тали молчаливо принимает все эти расистские и эссенциалистские предубеждения на свой счет, и они буквально становятся частью ее личной жизни. Точно также ведут себя и остальные представители расы: кварианцы не просто соглашаются с предубеждениями галактики против них — в конечном счете, несмотря на демонстрацию порядочности со стороны Легиона, это подталкивает их к попытке геноцида против гетов. Вот вам еще один яркий пример эссенциализма.

Но есть еще один нюанс, с которым связана описываемая проблема. В команде главного героя есть по одному представителю в основном составе первой Mass Effect, но при этом человечество получает сразу трех представителей, включая Шепарда. Если оставить в стороне персонажа игрока, у нас есть Эшли, которая проявляет грубость к представителям инопланетных рас, и Кайден — более открытый, но по-прежнему лояльный к человечеству персонаж со своими собственными проблемами, связанными с биотическими способностями.

Скриншот: AlexK0nstantin

Предыстории есть и у других персонажей, но они все равно похожи на живые записи Кодекса из раздела своей расы. Представители инопланетных рас либо имеют скудное описание, либо изображаются на стереотипах: турианцы высокомерны, кроганы — закаленные в боях наемники. Только люди становятся личностями, поскольку они непосредственно связаны с повествованием игры. Это ошибка, усиливающая проявление эссенциализма.

В лучшем случае, серия непоследовательна в проявлении расистского эссенциалистского мышления собственных персонажей. Возможно, BioWare намеревалась передать осознание, что на самом деле Цитадель — это рассадник расизма инопланетян по отношении друг к другу. Однако разработчики ничего не делают, чтобы показать это проявление как устоявшуюся реакцию, основанную на непонимании. Вместо этого они ведут себя согласно прописанным тропам, которые игра подает, словно объективные факты о вселенной.

В Mass Effect 2 во время задания "Голубая роза Иллума" торговка азари говорит, что ее бывший бойфренд "умный, особенно для крогана". Более того, Рекс, будучи кроганом, саркастически спрашивает Шепарда, слышали ли он когда-либо об ученом-крогане, подчеркивая, что по своей природе представители этой расы не отличаются умом и сообразительностью. Порой индивидуальные черты проявляются при знакомстве с персонажами, но обычно это происходит только тогда, когда NPC размышляет о конфликтах внутри его расы, или в попытке развеять существующие заблуждения.

Скриншот: AlexK0nstantin

В остальном восприятие строится на стереотипах и образных выражениях. А если что-то противоречит этому правилу, то кажется куда более аномальным. В большинстве своем мы не видим этого у людей, но только по тому, что смотрим на вещи с их точки зрения.

Основная тема Mass Effect — межрасовая и межкультурная толерантность. Похвально, но, чтобы понять это в современных реалиях, серия должна проявить такую же глубину по отношению к другим расам, а также учесть, что каждый представитель, как и люди — индивидуален.

В будущих играх Mass Effect необходимо доказать, что персонажи не определяются расовой принадлежностью, что они — личности, для которых их раса и культура — лишь составная часть, формирующая их целостную сложную сущность. Вместо того чтобы строить стереотипы как целостную идентичность, нужно использовать разнообразные культуры разных рас, признавать и одновременно противодействовать дискриминации. В ином случае, идти по проторенной тропе — медвежья услуга по отношению к вселенной, созданной BioWare.

Больше статей на Shazoo
Тэги: