История аугментаций человеческого тела — от античности до киберпанка
Антиутопический сеттинг Киберпанка существует с 80-ых годов прошлого века. Но если говорить о последнем десятилетии, то игровая индустрия не порадовала нас большим разнообразием крупнокалиберных релизов по сеттингу.
Пачка инди-проектов. Тактическая Shadowrun вернулась к жизни. Вышел психологический ужастик Observer и… что там еще?
Учитывая, что Cyberpunk 2077 опять перенесли, то остается лишь одно громкое название, подарившее нам запоминающийся опыт в этом жанре — Deus Ex.
Команда Eidos из Монреаля проделала блестящую работу, возродив классическую антиутопию ближайшего будущего. О визуальном стиле, вдохновленным эпохой Ренессанса было сказано и снято многое. То же касается технологий, социально-политических тем и геймплея в целом. Поэтому сегодня мы расскажем о той стороне киберпанка, о которой легко забыть выйдя из игры. О том, с чего начиналась игра 2011 года. Что стало ключевой темой сиквела.
Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке. А также подписывайтесь на наш канал — новые видео каждую неделю.
Аугментации тела
Оригинальные игры Deus Ex развивались в 60-ые и 70-ые года 21-го века, где внимание было направлено на искусственный интеллект и нанотехнологии. Но разработчики Eidos стремились к новому образу, передвинув действие приквелов в нынешнее десятилетие. Они сосредоточились на более “примитивных” методах прокачки людей. На механических аугментациях.
Согласно записи Deus Ex в фанатской вики, аугментирование — это процесс улучшения при помощи кибернетики, фармацевтики или нано-технологических имплантов. В результате которого получается сверхчеловек.
В самой первой сцене Human Revolution мы видим, как Адама Дженсена практически вытаскивают с того света. В процессе оперирования героя оснащают самыми передовыми разработками: Адам получает новые конечности, легкие, глаза и множество других, менее заметных апгрейдов тела. Но данные механизмы можно называть аугментами только с позиции способностей, о которых обычные люди могут только мечтать.
На самом же деле руки, ноги, да и все остальное формально относится к протезированию, тогда как аугментирование в классическом смысле отражает дополнительные возможности. Однако все это можно отнести к единому знаменателю — к модификациям организма.
Человечество занимается модифицированием тела тысячелетиями. Намеренное изменение внешнего вида или анатомии было связано с различными причинами — от эстетических и сексуальных, до медицинских и религиозных.
В широком представлении модифицирование включает татуировки, пирсинг, обрезание, протезирование, пластическую хирургию, а также внедрение механических и электронных компонентов в тело. Учитывая, что Дженсен не набивал себе крылышки или имя возлюбленной, то обратим внимание на протезы и хирургические аугментации.
Археологи считают, что протезирование могло появиться уже на ранних этапах человеческого общества. Недавно была обнаружена мумия, которой около трех тысяч лет. Она отличается наличием искусственного большого пальца ноги, выточенного из дерева и подогнанного к ноге при помощи комфортных креплений. Работа поразила еще и тем, что палец мог сгибаться.
Замена конечностей упоминается в классической литературе множества разных культур. После того, как древнегреческого героя Пелопса случайно скушали Боги он получил плечо из слоновой кости. Геродот упоминал воинов с деревянными ногами. Похожие примеры были в Риме, Египте и Азии.
Особенно часто встречались искусственные зубы. В некоторых случаях они были основаны на клыках животных, в других… заимствовали у людей, которым зубы больше не требовались.
Самым известным протезом античности называют ногу, найденную в Италии, к северу от Неаполя. Ее датируют трехсотым годом до нашей эры. Она была выполнена из дерева и покрыта бронзой. В верхней части оставалось пустое пространство, предположительно для подкладки. В нижней части находится полая секция, к которой должна была крепиться ступня.
Искусство протезирования развивалось вместе с человечеством, пусть и не такими темпами, как показал Deus Ex. В Европе, начиная с позднего 15-го и до 19-го века успешно занимались созданием конечностей под заказ. Инженеры применяли дерево, металл, кожу и другие материалы. Включали кабели, шестерни, ручки и пружины для вращения и сгибания. Кисти могли захватывать предметы, а также удерживать перо или вилку. Эти блестящие механизмы стали основой для протезов, которые используются и по сей день.
При всем кошмаре, первая и вторая мировые войны способствовали улучшению индустрии протезирования. Мины, осколочные гранаты, газ и прочее оружие сделали миллионы людей калеками. Не всем можно было помочь, но лишившиеся руки или ноги могли восстановить значительную часть функций благодаря механическим конечностям.
Миниатюризация и компьютерные технологии оказали самое значительное влияние на замену конечностей. Сегодня протезы создаются из легких и прочных материалов, включают заменяемые модули для разных ситуаций и даже кастомизацию. Самые передовые разработки позволяют управлять движениями силой мысли. У некоторых есть бортовые компьютеры. Другие повышают физические показатели, пусть и не уровня Deus Ex.
Нет сомнения, что направление продолжит эволюционировать. Благодаря трехмерным принтерам только за последнее десятилетие энтузиасты и компании получили мощный инструмент прототипирования, значительно сокращая производственный цикл.
Протезы — это не аугментации
История хирургических улучшений тела значительно короче, по простой причине того, что безопасное оперирование и соблюдение всех мер безопасности возникло относительно недавно.
В 1895 году хирург Винсент Черни осуществил самое раннее задокументированное внедрение грудного импланта. Операцию провели ради эстетических целей, чтобы убрать асимметрию после удаленной опухоли.
В первую половину 20-го века ученые экспериментировали с различными материалами для грудных имплантов. Как вам грудь из слоновой кости? Или стеклянные шарики?
К счастью, достаточно быстро пришло понимание, что необходимо применять что-то мягкое и податливое. С тех пор техника быстро развивалась и уже в 1962 году появились импланты с наполнителем из силиконового геля. Они используются и сегодня, наравне с солевым наполнителем.
Мужские половые органы также подвергались модификации через операции, однако данный процесс относительно нов, и по сей день представляет серьезную опасность. Так что вдаваться в подробности, пожалуй не будем.
Если говорить о реальных аугментациях в современном мире, то до уровня Адама Дженсена нам еще чертовски далеко. Сегодня аугментации касаются нашей связи с цифровым миром.
Смартфоны позволяют нам точно знать местоположение и ориентироваться на местности. Интернет предоставляет моментальный доступ к любой информации. Умные часы мониторят физическое состояние и умеют вызывать скорую помощь в экстренных случаях.
Можно поспорить и сказать, что все это внешние девайсы, а настоящие аугменты должны быть частью организма. Вроде подкожных NFC-чипов, хранящих личную информацию и позволяющих проходить бесконтактную идентификацию. С другой стороны, вспомните, как чувствовали себя последний раз, когда забыли смартфон дома? Мучительные моменты паники, словно лишился важного органа чувств. В случае потери девайса становится еще хуже — будто утратил дорогого человека, товарища и ассистента в одном лице.
Факт в том, что нам не нужны аугментации в стиле Deus Ex, чтобы быть лучше. Реальность развивается по своим правилам, течет в сторону наименьшего сопротивления.
Сегодня с одним смартфоном можно добиться больших и лучших результатов, чем десяток максимально улучшенных Дженсенов. Да и сам киберпанк уже наступил. Только вместо летающих авто у нас квадрокоптеры. Вместо революции роботов, цифровые андроиды уже захватили мир.
А как насчет вас? Какие героические поступки вы совершили со своим портативным мозгом?
Иллюстрации: Ian Llanas, Nick Sullo
- Утерянный город майя, включая пирамиды, обнаружен в джунглях Мексики
- Новый градостроительный симулятор Pompeii: The Legacy — исторический аналог Cities Skylines 2
- Ученые считают, что мумия "Кричащей женщины" встретила насильственный и мучительный конец