Valorant
Первый свет
Из-за пандемии киберспорт хоть и получил больше внимания, но все равно пострадал, так как на смену большим LAN-мероприятиям пришли скромные онлайн-турниры с похудевшими призовыми фондами. Кроме этого, почти в каждом мультиплеерном шутере определились нерешаемые проблемы. Точнее, проблемы, которые слишком долго не решаются. О них можно спорить, но жалобы большинства говорят о многом.
В этот период — когда конкуренты не в лучшей форме — вышла Valorant. Если дать доступную и понятную характеристику шутеру, то можно использовать уже устоявшееся сравнение — кроссовер Counter-Strike и Overwatch. Бэкграунд Riot Games говорит о большом киберспортивном потенциале, а сами разработчики пообещали беспрецедентную оптимизацию, мощный античит и сетевой код с низким пингом.
Неужели однозначный фаворит сезона? Вполне возможно. Смотря что считать главным показателем. Со времён беты Valorant изменилась в лучшую сторону. Описания патчей были такими обширными и подробными, что сомнений нет — Riot слушает и делает. Но всё же исправили далеко не всё. Например, многие ещё с альфы были недовольны дизайном оружия и ощущениями от стрельбы некоторых пушек. В релизной версии перемен в этом направлении не произошло — оружие по-прежнему безликое, одноцветное и слишком похожее друг на друга. Если тяжело понять, что валяется на земле, то это явно проблема, не говоря уже о том, что пистолет-пулемет Spectre и куда более дорогая винтовка Phantom стреляют практически одинаково. Возможно, со временем можно научиться различать модели быстрее. Либо Riot добавит элементы дизайна, чтобы разное оружие по-настоящему разным ещё и внешне. Интерфейс всё ещё вызывает вопросы, но он определенно стал лучше.
К трём уже знакомым по бете картам добавилась еще одна — Ascent. У неё тоже есть своя “фишка” — закрываемые двери. Не такая существенная особенность, как односторонние телепорты или три бомбсайта сразу, но все же. Да и в целом карты хорошие — сбалансированные, узнаваемые, интересные, постоянно допиливаемые на основе отзывов (и на это не требуется несколько месяцев). Другое дело, что их всего четыре. Этого мало по сравнению с тем, что предоставляли конкуренты на релизах. Новый режим оказался лишь модификацией первого — также ставим и обезвреживаем бомбу, но без закупа и до четырёх раундов вместо 12. Получается казуальная версия, развлечение для тех, у кого нет свободных 40 минут на стандартный матч. Зато героев уже 11, и это очень хорошо. Трудно представить себе человека, которому комфортно играть за всех, но баланс и разнообразие пока отлично сочетаются.
В общем смысле Valorant ощущается как Counter-Strike, в котором вместо гранат целое море разливное разнообразных скиллов: от дыма до ледяных покрытий. Ультимейтом можно убить одного зеваку, но придётся постараться, чтобы поймать сразу двоих. Чаще всего ультимейты используются для выманивания противника в неудобную для него позицию, где его можно прострелить или закидать другим уроном. Этот пример — лишь одна из самых очевидных тактических хитростей, доступных в Valorant, и уже можно сказать, что скиллы действительно освежили формулу CS. Если найти достойных напарников, играть соревновательно и думать прежде, чем стрелять, получается увлекательный игровой опыт.
Но это лишь одна сторона медали. Сами разработчики откровенно говорят, что Valorant в первую очередь соревновательная игра. На деле это заявление означает, что чередовать четыре карты с рандомами не так интересно, а виртуальный мир игры не подкреплён достойным сюжетом. Просто попробуйте найти хоть какое-то описание происходящего конфликта на официальном сайте или в описании трейлеров. Даже в пресс-релизах этого нет. Приходится изучать интервью.
Недалекое будущее. Произошел катаклизм под названием Первый свет, из-за которого изменились технологии, правительства стран и сама жизнь. Некоторые люди после катаклизма получили уникальные способности. Их назвали Радиантами.
В ответ на Первый свет некая секретная организация объявила Протокол Валорант, собрав под этим названием агентов со всего мира.
Собственно, всё. Кто на чьей стороне, почему местная бомба отправляет в нулевую гравитацию целые локации, почему кореянка Джетт хотела её взорвать в релизном трейлере и почему ей противостоял именно Феникс со своим огнём — чёрт его знает. Хорошо, что герои иногда обращаются к другу во время матчей, создавая подобие предыстории, которую Riot хочет донести нам. Не уверен, можно ли надеяться на большее в будущем.
В любом случае стоит учитывать, что это бесплатная игра, с которой разработчикам нужно получать прибыль. Тут нет лутбоксов, но идеология боевых пропусков эксплуатируется по максимуму. В игре они называются контрактами. Есть обычный платный/бесплатный контракт на 50 уровней, есть так называемые персональные контракты агентов на 10 уровней. Наградами могут быть скины на оружие, граффити, эмблемы, звания, брелоки и так называемые Radiant Points. Следите за руками — потратить Radiant Points можно только на прокачку особых скинов (на дополнительные анимации перезарядки, звуки стрельбы и расцветки), а купить такие скины можно только за Valorant Points, то есть только за реальные деньги.
Ситуация схожа с любой другой бесплатной игрой — в них всегда мотивируют донатить сверх боевого пропуска. Вот только купить нового персонажа в день его выхода на излишки валюты нельзя — он открывается на пятом уровне персонального контракта, а их уровни увеличиваются, помимо прямой прокачки, только за Valorant Points. Иными словами, если в Apex Legends вы, не тратя ни копейки, могли сразу открыть нового персонажа в день его выхода, то в Valorant нового агента нужно либо по-шахтерски гриндить с момента появления его персонального контракта, либо открывать за реальные деньги сразу. И не стоит забывать, что по умолчанию доступно лишь пять агентов. Ладно, семь — ещё два открываются относительно быстро при помощи отдельного вводного контракта. Если не хотите платить, то шагом марш в шахту. Экономическая ситуация спорная, но к ценам и самим скинам вопросов нет — на уровне конкурентов.
Одной из отличительных черт Valorant стала ее минималистичная, стилизованная графика, которая вызвала неоднозначную реакцию среди геймеров. Одним по нраву аккуратный дизайн и узнаваемые персонажи. У других… более критическое отношение. Мол, всё топорное, анимация деревянная и вообще зачем такие жертвы. Не могу сказать ничего плохого — у Riot свой визуальный стиль, к нему легко привыкнуть и даже полюбить. Если сравнивать минимальные настройки, то разница между Valorant и Overwatch не такая уж и большая. Другое дело, что Riot, пообещав беспрецедентную оптимизацию, со своим релизом оказалась на уровне той же Overwatch. И это учитывая, что в игре Blizzard на экране иногда творится полная вакханалия, а фреймрейт всё равно на уровне Valorant. Intel HD 4000 в минимальных требованиях не спасёт — кто в здравом уме будет играть в соревновательный шутер при 30 fps? Разве что на ботах тренироваться с рабочего ноутбука.
В Valorant нет такого явления, как общий уровень профиля. Демонстрировать свой опыт можно только званиями, эмблемами и прочим.
То же самое с сетевым кодом. Серверы с тикрейтом 128 — приятная вещь, но Riot не гарантирует (хоть и очень стремиться) предоставить каждому пинг около 35 мс. Замечательное начинание, но пока лишь начинание. Например, в многих городах российского Поволжья пинг еле превышал 40 мс — просто отлично. Стоило состояться релизу, как начались существенные потери пакетов трафика у многих в России и по всему миру. Техническая поддержка игры пока отвечает медленно. Чаще всего проблема в конкретных узлах маршрутизации. Вопрос: должен ли игрок воевать с провайдером, чтобы наладить инфрастуктуру, выбранную разработчиками? Кого ни спрашивал, универсальное решение пока одно — поставить себе что-то вроде “улучшайзера” сети, избавившись от потерь пакетов, но получив пинг 70 вместо 40. Грустно.
Ситуация с античитом получше. Можно сколько угодно негодовать из-за драйвера на уровне ядра — зато читеров почти нет. Они встречаются, и такие записи можно найти на YouTube. Но нечестных бесконечно меньше, чем в других играх, и их оперативно банят чуть ли не по отпечаткам пальцем.
Главная проблема для игроков из России — у нас нет голосового чата “из-за неопределенностей в нормативно-правовой среде”. Ну какой Counter-Strike без голосового чата?! Целевой геймплей улетучивается, остаются просто “пострелушки”. В итоге приходиться либо заранее искать товарищей для игры и общаться через Discord (чего не всем хочется), либо через украинский VPN регистрировать новый аккаунт. После регистрации системе всё равно, откуда пойдет трафик, зато голосовой чат будет работать. Откроется дата-центр в России — решится сразу несколько проблем, но когда это случится, особенно в условиях коронавируса, неизвестно. Можно попытаться коммуницировать через метки, позаимствованные у Apex Legends, но на них нельзя отвечать, поэтому предлагаю считать этот метод несостоятельным.
В общем, у Valorant хватает сиюминутных проблем. Это хорошая игра, но спорный релиз. Не получается сказать, что разработчики справились с собственными обещаниями. Так или иначе, это лишь начало, ведь Riot с трепетом относится к своему новому детищу. Легко представить, что с падением пандемии счастливые геймеры — бывшие поклонники Counter-Strike — смотрят масштабные LAN’ы, радуются низкому пингу, выверенному балансу, пойманным читерам и наслаждаются умными и неожиданными тактиками, ставя под углом растяжки на карте Bind, удивляя пулеметами в дверях на Heaven и выманивая врагов необычной комбинацией скиллов.
Valorant действительно выглядит как убийца Counter-Strike, но пока только её одной, потому что играть одному бессмысленно, о разнообразии геймплея можно спорить, веселиться не получится, а сюжет ещё нужно поискать. У меня в сумме около 1000 часов в разных CS-играх. Я такой подход к шутерам понимаю и легко получаю удовольствие от вдумчивого командного взаимодействия. Особенно когда чувствую, что тактическая глубина позволяет чуть ли не бесконечно изучать игру.
- Fragpunk — новый геройский 5v5-шутер, релиз в 2025 году
- Valorant выпустят на консолях — бета в июне
- Слух: Splatoon 4 находится в разработке под кодовым названием Spiral