Как новая волна игр высмеивает современный капитализм
Независимо от ваших политических взглядов, справедливо сказать, что сегодня капитализм оказался в неловкой ситуации. Финансовый кризис 2008 года — болезненное напоминание о том, как на всех нас может повлиять обвал в результате искусственного раздувания финансового пузыря. В результате обвала 12-летней давности некоторые начали рассматривать альтернативные идеи и политиков, которые их представляют.
Да, Берни Сандерс — кандидат от Демократов, вышел из президентской гонки. А несколько месяцев назад поражением закончилась предвыборная кампания Джереми Корбина (Великобритания). Однако еще несколько лет назад они бы даже не рассматривались в качестве потенциальных лидеров, и это показатель того, что новая, молодая волна социалистически направленных политиков набирает силу.
Оригинал публикации: PCGamesN
Все это неизбежно отразилось в современной культуре, а видеоигры не стали исключением. Стало заметно, как в последних тайтлах разработчики стараются привлечь внимание к негативным последствиям капитализма: от беззаботных инди вроде Two Point Hospital до AAA-проектов подобно The Outer Worlds. Где-то cатира получалась эффективнее, но чтобы она работала, важно четко понимать, какая у нее цель и почему.
Рабочий класс играет ключевую роль в капитализме. И это наглядно продемонстрировано в Two Point Hospital — симуляторе, где вы строите и управляете больницами, которые предназначены для лечения людей с целью получения прибыли. Главный элемент любой созданной вами больницы — рабочий персонал, который выполняет свои обязанности и соответственно, представляет собой расходы.
Суть заключается в том, что вам необходимо получать доходы, иначе госпиталь придется прикрыть. Также нужно повышать общую оценку госпиталя. Частично на эту оценку влияют и люди, что приравнивает их к палатам и оборудованию (за исключением того, что вам приходится расплачиваться с ними на постоянной основе). Это яркая иллюстрация дегуманизации. Да, здесь важна прибыль, но это уравновешивается тем, что нужно и лечить определенное количество людей. Two Point Hospital отражает реалии того, что из себя представляет современная система здравоохранения США, стараясь высмеять античеловеческий подход.
Лучшее представление того, как американское здравоохранение связано с корпоративными интересами проявляется в игре Big Pharma. Тут игрок строит производственную линию для лекарств. Проводя строгий процесс очистки и модернизации, он создает оборудование, позволяющие производить таблетки, устраняющие симптомы, но в определенных случаях вызывающие побочные эффекты.
Игра ни коим образом не мотивирует нас создавать более эффективные препараты. Мы просто носимся за прибылью, и лишь 1-2 сценария связаны с выпуском качественной продукции. Остальные миссии Big Pharma направлены на получение максимальной выгоды, что побуждает игроков либо создавать некачественные лекарства так как они принесут больше денег, либо бездумно наполнять рынок горами медикаментов, не позволяя конкурентам даже сделать шаг в направлении "пирога". Здесь нет явного высмеивания капитализма. Разработчики скорее пытаются указать на его проблемы через механики, приносящие прибыль. Нам рекомендуют смягчать побочные эффекты лишь в том случае, если это принесет больше денег. Это острая критика индустрии здравоохранения: и прежде, чем осознаешь суть происходящего, успеваешь превратиться в главу алчной корпорации, которая думает лишь о своей прибыли.
Journey to the Savage Planet, The Outer Worlds и Hardspace: Shipbreaker имеют схожий тематический сценарий с острым посланием, которое высмеивает капиталистические идеалы. События игр происходят в будущем, где обычные люди становятся рабочими рабами, нанятыми захваченными и эксплуатируемыми крупными корпорациями для исследования космоса с целью потребления его ресурсов и получения прибыли.
В случае с Journey to the Savage Planet эти темы занимают лишь приграничное пространство: мы видим послание в электронных письмах, которые появляются в терминале. Либо, по аналогии с интеркомом из Two Point Hospital, через сатирические высказывания, которые периодически выплевывает ИИ-помощник.
Typhoon Studios никогда не ставит этот смысл в центр повествования. Акцент в игре делается на исследования открытого игрового мира в стиле Metroid Prime. На самом деле у игрока попросту нет времени и причин думать о том, насколько жадной до прибыли является корпорация, нанявшая героя и отправившая его на далекую планету, чтобы тот самостоятельно изучил ее и нашел полезные ресурсы, рискуя своей шкурой за крохи.
На самом деле критика капитализма, имеющая место в Journey to the Savage Planet и Two Point Hospital, может вызвать только легкую насмешку, но не более того. Сатира не вынесена на первый план и кажется показушной. Это решение авторов сценария и оно делает критику несколько беззубой. Эффективной будет более безжалостная сатира, которая проявляется при наличии серьезного намерения разоблачить недостатки высмеиваемого объекта. В данном случае, того вреда, который может причинить бесконтрольный капитализм в реальности.
Наверняка такой получится Hardspace: Shipbreaker, которая летом этого года появится в раннем доступе Steam. Главный герой якобы обходит миллионы других конкурентов, чтобы заполучить работу мечты, после чего понимает: все это — сплошной обман. Работодатель LYNX Corporation оплачивает оборудование и транспортировку в указанное место только для того, чтобы впоследствии повесить долг в размере одного миллиарда долларов.
Чтобы его погасить, игроку необходимо усердно работать, разбирая космические корабли, выискивая ценные ресурсы и пытаясь выжить во время взрывов топливных линий или выбросов мусора из грузовых отсеков. Это опасная работа, а при создании игры разработчикам помогали реальные резчики, разбирающие военные корабли на побережье Индии. Оставшийся долг отображается в жилом модуле, что является постоянным, удручающим напоминанием о бремени, которое на вас возложено, и отрицательном балансе.
В The Outer Worlds капитализм показан иначе: он не преследует каждого гражданина, а представляет собой подобие огромного монстра, готового раздавить каждого, кто попадется ему под ноги. Действия корпорации приводят к тому, что нам приходится принимать сложные моральные решения. И чем глубже погружаешься в сюжет, тем четче осознание — избавиться от капитализма практически нереально.
Уже в самом начале у нас появляется возможность переключить питание с корпоративного города на поселение дезертиров. И хотя есть хитрый способ сделать всех счастливыми, эта ситуация дает понять, как сильно корпорации связаны с жизнями обычных людей. И даже если решаешься сжечь все это, капитализм и корпорации, если не проявлять к ним осторожность, они продолжат разрушать жизни людей. Все поставки останутся под влиянием старой системы, а без торговой сети, обеспечивающей продовольствие и медикаменты, колонисты будут предоставлены самим себе. Если переключите питание на одно поселение, то начинается падение другого. И это придется сделать, если не получится убедить их на совместную работу. Чтобы по-настоящему освободиться от власти капитализма, придется четко осознавать принятые решения.
То, что в этих тупиковых решениях практически всегда существует скрытый подход для достижения идеального результата — обнадеживающий жест и призыв к действию, который и обязан быть в хорошей сатире. Также сатира не должна ограничиваться высмеиванием какой-то конкретной цели. Она может быть указателем того, в каком направлении необходимо двигаться дальше.
Disco Elysium — одна из немного игр за последние несколько лет, создатели которой не побоялись громко высмеивать проблемы в политике. Тут используется множество перечисленных выше методов. Она позволяет нам поддерживать определенные политические позиции, включая ультралиберальную экономику. Поскольку игра высмеивает любой выбор игрока, разработчикам удалось добавить сатирические замечания и выказать презрительное отношение к каждому политическому взгляду. Благодаря этому задумаешься над тем, а занимает ли игра какую-либо сторону, или она, по аналогии с "Южным Парком", высмеивает их все. Так происходит до тех пор, пока не пройдешь задания на стороне рабочего класса.
В какой-то момент сюжет приводит к телу человека, погибшего в результате инцидента — он просто споткнулся на пирсе. И "рабочий класс" — главное словосочетание, которое применяется к жертве и его жене. Здесь нет явной критики капитализма, но весь этот квест рассказывает о различных видах несправедливости, с которой сталкиваются только простые работяги. "Сомневаюсь, что у них достаточно средств на ремонт дощатого настила", — отмечает Ким, стоя на опасном, прогнившем пирсе. Подсознание должно указать, что этот человек мог бы "легко исчезнуть в море, провалившись через дыру в пирсе". В таком случае, власти бы прошли мимо, а семья покойного так бы и не узнала, куда делся муж и отец.
В роли игрока, мы можем принять решение и передать это дело кому-то другому, а сами сосредоточиться на основном расследовании. К выбору нужно подойти со всей осторожностью. Когда решаешь сообщить жене покойного новость, придется посетить крошечную квартиру, где на окнах висят газеты просто по тому, что семье не хватает денег на нормальные шторы. Учитывая их положение и последние события, беседа получится душераздирающей.
Подобно Two Point Hospital и Journey to the Savage Planet, системы, которые довели людей до такой нищеты, остались скрытыми. По крайней мере, на время этого квеста. Но, согласитесь, в отличие от предыдущих тайтлов тон повествования отнюдь не заставляет смеяться. Вместо этого мы проявляем сочувствие. Что теперь будет с этой семьей? Из-за чего они оказались в такой ситуации? Самое главное — а можем ли мы им чем-то помочь? Какие последствия наших действий нужно будет устранять в будущем? Именно над этим мы должны задумываться, играя в подобные видеоигры.
- Microsoft, HP и Dell призывают ускорить производство, готовясь к "тарифам эпохи Трампа"
- Похоже, Journey to the Savage Planet получит продолжение
- Neon White, Flock, Tchia — подборка Xbox Game Pass до середины июля