Как раскрывался принцип "меньшего зла" в трилогии игр The Witcher
Если вы знакомы с "Ведьмаком" только благодаря сериалу Netflix или оригинальным книгам, то обязательно сталкивались с понятием "меньшего зла".
Эту фразу Геральт слышит при входе в Блавикен, где развернулся конфликт между разбойниками под руководством княжны Ренфри и скрывающимся чародеем Стрегобором. Обе противоборствующие стороны пытаются нанять ведьмака, чтобы тот прикончил оппонента, и при этом используют один и тот же аргумент: помогая им, Геральт идет на меньшее зло. Тем не менее, ведьмак не знает, что ему делать, поэтому решает не вмешиваться. Однако за свою неуверенность ему придется заплатить большую цену, что приведет к инциденту, после которого он получит прозвище "Мясник из Блавикена".
Оригинал публикации: PCGamesN
Эта история служит основой для размышлений о морали во вселенной The Witcher: Геральт пытается оставаться беспристрастным в мире, который зачастую выкручивает ему руки. Несмотря на то, что в The Witcher упор делается на классические сказки, моральный выбор никогда не делится на черное и белое. Такой подход не ограничивается сериалами и книгами, поскольку играет ключевую роль в дизайне игровой трилогии CD Projekt RED.
Один из самых интересных примеров такого принципа — событие на окраине Вызимы в первой части The Witcher. Геральту рассказывают историю о таинственной адской гончей, которая изводит деревушку неподалеку, а местные жители в ее появлении винят ведьму Абигайл. Поначалу герой пытается сохранять нейтралитет. Но когда появляется толпа, пытающаяся казнить девушку, игрок может принять окончательное решение — вмешаться или остаться в стороне.
Как и в первоисточнике, здесь нет единственно верного или ошибочного решения. Есть достаточно доказательств, позволяющих сделать кое-какие выводы и понять, что виновной можно назвать любую сторону.
Например, Одо, богатый купец и один из наиболее влиятельных людей из толпы, обвиняет Абигайл в смерти его брата, утверждая, что та его околдовала. Но ведь это не объясняет, как именно Одо смог одолеть своего брата, который был намного сильнее его. Или то, что в его саду растут эхинопсы (плотоядное растение, которое в соответствии с бестиарием произрастает только в тех местах, где были совершены ужасные преступления).
В The Witcher 2: Assassins of Kings эта тема развивается еще глубже. Игра начинается с того, что Геральт с неохотой поступает на работу к королю Фольтесту, которого он спас от таинственного убийцы в конце первой части. Впрочем, когда группа ассасинов, нанятых Нильфгаардом, все-таки убивает Фольтеста, то в преступлении обвиняют самого Геральта. Чтобы очистить свое имя, ему приходится самостоятельно расследовать убийство. И вновь гроза монстров оказывается в неловкой ситуации. Несмотря на то, что он действует из своих интересов, его решения окажут огромное влияние на остальной мир. Он может оказать помощь правителям северных королевств и избежать последствий заговора Нильфгаарда, пытающегося подорвать порядок в регионе.
Возможно, лучше всего это отражается во второй главе по пути Вернона Роше. Игрок должен решить, позволить ли Роше убить короля Хенсельта, виновного в смерти людей Вернона.
Если Геральт позволит этому произойти, то он будет причастен к беспорядкам, которые произойдут в Каэдвен, чем могут воспользоваться остальные королевства. Но если он пощадит Хенсельта, есть вероятность, что ему удастся избежать наказания, после чего тот совершит куда более жестокие и дестабилизирующие действия. Как именно вы отреагируете на это, зависит от вашего мировоззрения. Ничего не скажете и закроете глаза на акт цареубийства? Или вмешаетесь и возьмите на себя груз ответственности за более жестокие действия?
Во многом благодаря необходимости принятия подобных моральных решений игры The Witcher получаются столь увлекательными. И The Witcher 3: Wild Hunt — не исключение. Квесты третьей части зачастую ставят игроков в ситуации, из которых невозможно выйти победителем, в которых нейтралитет попросту невозможен, но "меньшее зло" по-прежнему имеет далеко идущие последствия для всех участников конфликта.
Например, на локации Шепчущий Холм вы встретите духа, который попал в ловушку древнего дерева. Местный охотник просит вас убить его, обвиняя в нескольких смертях в деревне Штейгеры. Но оказывается, что дух — противник ведьм с Кривоуховых болот. Он заявляет, что если вы его убьете, то больше никто не сможет спасти невинных детей от Хозяек леса. Независимо от принятого решения будут ужасные последствия: Геральту попросту не удастся всех спасти, и ему придется взвесить все за и против.
События книг предрасполагают к тому, что Геральт должен быть бесстрастным убийцей с каменным лицом, что связано с предполагаемым побочным эффектом мутаций ведьмака, через которые он прошел в детстве. Но еще никогда этого не было видно. Он постоянно вмешивается в конфликты и вынужден принимать невыносимые решения.
Вопросы морали очаровывали философов на протяжении тысячелетий. Сегодня те же самые вопросы побуждают вступать в дебаты поклонников Ведьмака.
Кажется, пора снова установить The Witcher 3.
Скриншот в шапке: Cloud27021988
- Много лет назад CDPR нашла фермера, который воссоздавал The Witcher внутри The Witcher 3, привезла его из Австралии в Польшу, и теперь он работает над The Witcher 4
- Разработчик CD Projekt защитил механику "Ведьмачьего чутья" в The Witcher 3 — на момент разработки она еще была "свежей"
- От ледяного великана до Кровавого Барона — как CD Projekt RED создавала лучшие квесты The Witcher 3