В Думе прошел круглый стол на тему развития игровой индустрии в России
Вчера в Госдуме прошел круглый стол, посвященный современному состоянию игровой индустрии в России, проблемам и перспективам данного сектора. Мероприятие проводил депутат от фракции ЛДПР Власов В.М., помимо него в обсуждении приняли участие и другие представители государственных структур.
В ходе круглого стола планировалось обсудить широкий спектр тем — от кризисного состояния игровой индустрии в стране до цензуры стриминговых платформ — однако основную часть всей двухчасовой сессии представители власти уделили не совсем этому. Ключевым топиком стало предложение и обсуждение вариантов развития российской игровой индустрии.
Ветераны гейминга прекрасно помнят времена с конца 90-ых и до последнего кризиса, когда игровая индустрия в России кипела от активности и количества разрабатываемых проектов. Это было действительно золотое время, когда выходило множество классических тайтлов, формировались местные студии, выходили известные отечественные игры, а новости об играх в основном мы получали из журналов. К сожалению, с тех пор ситуация с разработкой значительно усугубилась — сегодня едва ли можно вспомнить даже пять крупных российских проектов, находящихся в разработке.
Современная игровая индустрия оценивается на 150 миллиардов долларов. Видеоигры уже не воспринимаются как бессмысленное времяпрепровождение — это искусство, инструмент отдыха и образования, способ экспорта культуры и даже карьера. При всем этом российский сегмент геймдева приносит всего 1.5 миллиарда долларов в год — это всего 1% от глобального рынка. Для страны, в которой когда-то делали достаточно популярные игры, где множество талантливых программистов, художников и дизайнеров, это очень мало. Особенно вспомнив, что значительная доля нынешних игровых студий в России занимается исключительно мобильными играми, которые не имеют значительного влияния за пределами убийства времени в транспорте.
Почему наш рынок, вместо постепенного развития, подобно другим регионам, ушел в стагнацию и даже регресс? Вариантов множество — начиная с политической и социальной ситуации в России за последнее десятилетие, заканчивая банальным оттоком талантливых разработчиков за рубеж, где власти принимают активное участие в развитии геймдева, способного не только приносить ощутимые доходы в казну и создавать рабочие места, но и улучшать имидж страны.
Можно поспорить, что игровая индустрия — это индикатор общего состояния в государстве. Если все социальные и правительственные институты работают на благо народа, а люди уверены в завтрашнем дне и чувствуют себя комфортно, они не будут рассматривать варианты эмиграции при первой возможности. Кто-то может заявить, что давайте решать все остальные проблемы, а геймдев организуется самостоятельно. Однако данная позиция будет сопоставима с утверждениями, что и в космос летать не надо, потому что на Земле хватает трудностей. Разумный подход заключается в одновременном развитии различных аспектов, а не выжидании, пока исправят все остальное.
В рамках обсуждения на круглом столе ЛДПР было выдвинуто несколько направлений, которые государство может поддерживать для развития геймдева.
Инвестиции
Финансирование разработчиков. По очевидным причинам, аналогию с Фондом Кино отвергли все — создавать видеоигры дорого и долго, чтобы потом выпускать их на территории одной страны. Должен быть сформирован отдельный институт, включающий совет не одних представителей власти, а тех, кто непосредственно связан с видеоиграми. Каким образом такая организация будет выбирать и курировать проекты для финансирования, говорить пока слишком рано, но подобные практики уже существуют и успешно работают, поэтому больших сложностей в выработке процессов возникнуть не должно.
Образование
Для большинства игровых студий совершенно не важно, какой университет, институт, колледж или школу заканчивал разработчик, если он справляется со своей задачей. Существует общее понимание, что желающего создавать игры ничего не остановит. Разработка видеоигр не требует специфических условий или инструментов, поэтому программировать свою стратегию, рисовать мобильную адвенчуру или придумывать дизайн иммерсив-сима можно даже с образованием слесаря. Что предоставляет профессиональное образование в области видеоигр — это дисциплина, эффективность в использовании инструментов и доступ к опыту других.
Поэтому было выдвинуто предложение по формированию на базе одного или нескольких ВУЗов факультета разработки видеоигр, где студенты смогут выбирать отделения и направления. Как и в случае с государственным финансированием, далеко ходить за примерами не требуется. В Европе, Азии и США уже более десятилетия работают отдельные учебные заведения, факультеты и программы, посвященные разработке видеоигр.
Учитывая, что через подобные ВУЗы молодые разработчики без труда находят студии для трудоустройства — некоторых хантят еще в процессе обучения, другие сами формируются в команды, то данный вариант развития индустрии имеет смысл. Особенно в случае применения грантов и обязательного трудоустройства.
Как у других
Практика западных стран показала, что участие государства в развитии игровой индустрии может иметь отличные результаты. Достаточно взглянуть на Канаду, Швецию, Францию. Речь не идет о том, чтобы власть тратила сотни миллионов долларов на разработку патриотических ААА-тайтлов, а о специфических налоговых послаблениях и инвестициях в проекты различного масштаба. К примеру, год назад в Великобритании была объявлена программа инвестиций на $25 миллионов — большую часть на образование, меньшую часть на помощь в поиске финансирования. Даже на пять миллионов долларов можно поддержать десятки молодых команд, которые смогут создать прототипы и представить их издателям или сторонним инвесторам, принося отличные результаты для экономики в долгосрочной перспективе.
Помимо этого на мероприятии вспомнили про детские образовательные игры, использование виртуальной реальности, несколько раз пошутили про LADA Racing Club и похвастались прохождением миссии с вертолетом из GTA.
Будут ли после этого круглого стола в ЛДПР какие-то результаты, можно только гадать. Впрочем, было приятно видеть, что встречу проводили и в ней принимали участие люди, заинтересованные в развитии нашего геймдева. Спешить натягивать розовые очки не стоит — даже в случае формирования институтов поддержки игровой индустрии, результаты мы увидим лишь через несколько лет.
Пока же, если у вас есть конкретные предложения по тому, как запустить процесс возрождения игровой индустрии в России — пишите в комментариях. Действительно полезные варианты соберем и передадим туда, где они требуются.
Фото в шапке: Serge Kutuzov
- 1C Game Studios показала управление колодой в геймплее "Бессмертный. Сказки Старой Руси"
- Институт развития интернета инвестировал более 1.5 млрд рублей в 40 игровых проектов
- Состоялся релиз российского экшена "Смута"