Колонка: Разнообразие контента меняет культуру потребления
Я очень занятой человек: вместе с утренним кофе и яичницей успеваю проглотить новую серию “Теории Большого взрыва”, по дороге на работу стараюсь не забыть про новый контент в “Амедиатеке”. Будет настроение — посажу несколько деревьев и соберу урожай в Stardew Valley. Там и выход новой “Зельды” не за горами, хотя Breath of the Wild я не закончил, надо вернуться. К вечеру на выбор целое меню: необъятная библиотека Netflix, несколько хитов для PS4, “Детектив Пикачу” жалобно смотрит с экрана онлайн-кинотеатра. Смартфон только что заботливо напомнил: “ОНО 2” через несколько дней в прокате. Тяжко вздохну и брошу взгляд на книжную полку.Подаренный другом Комикс томится там уже пару недель, а ещё вчера я хотел почитать новый роман любимого писателя. Поужинаю и лягу спать, это океан из которого мне никогда не вычерпать всю воду.
Три года я жил в ежедневной карусели потребления контента. Фильмы, видеоигры, книги и комиксы проходили через мои руки, голову и сердце словно конвейер. Отчасти это было связано с моей работой здесь, но в большей степени я получал удовольствие. Быть в курсе всего этого — кайф, информация и впечатления затягивают.
Два с половиной месяца назад во мне что-то сломалось. Я поймал себя на мысли, что не испытываю тех эмоций что прежде. Давайте назовём это профессиональным выгоранием человека, который потребляет контент. Хотя мне больше нравится говорить об этом как об усталости от информационного шума. Я живу в мегаполисе и привык к бешеным ритмам, но мне захотелось покоя: открыть бутылку вина, лечь где-нибудь на природе, смотреть на звёзды и больше ничего не делать. Я так и поступил — это помогло мне стать разборчивее.
За последние два месяца я посмотрел “Короля Льва” и “Чернобыль”. От первого я получил ровно то, что и ожидал, а второй стал для меня ярким и тяжёлым впечатлением, которое сохранилось до сих пор. В этот же период было ещё несколько старых фильмов, но они не имеют отношения к делу. Ограниченное потребление контента помогло мне сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, я отдохнул и набрался сил, в физическом и моральном смысле. Во-вторых, сейчас, когда я открываю библиотеку Netflix, я точно знаю, на что хочу потратить несколько часов своей жизни. Жёсткий диск консоли полегчал на пару сотен гигабайт — там остались несколько тайтлов, для которых у меня есть время и желание. Точно также и музыка: я открыл для себя творчество Тома Уолкера и нескольких других исполнителей, потому что перестал на какое-то время по кругу заслушивать музыкантов из текущей подборки и пустился на поиски новых.
Перемен требуют наши сердца, и для начала лучшее, что мы можем сделать — остановиться и перевести дух. Искусственная пауза натолкнула меня на размышления о современной индустрии развлечений.
Эпоха интернета и технологических открытий дала нам свободу потребления. Онлайн-кинотеатры позволяют смотреть любимые фильмы не вставая с дивана, портативная консоль избавит от скуки в дороге. Если отбросить все лишнее, то в чистом остатке любая платформа и сервис — это бизнес, цель которого заработать деньги. Для этого есть много разных способов, но основной заключается в том, чтобы удержать потребителя: меня, вас и любого другого человека, готового платить за контент.
Вариантов, куда отдать деньги, уже сейчас десятки. Помимо прямых продаж (читай — билет в кино или диск с игрой) набирают популярность сервисы с подпиской. Несколько месяцев назад Коэн посчитал, что на оплату всех сервисов игровых подписок потребуется 78 долларов. За эти деньги открывается доступ к огромному пласту контента, изучение которого требует непомерных инвестиций времени.
Скорость, с которой компании выпускают новые продукты, поражает. Даже если уделять интерактивным развлечениям несколько часов в сутки, охватить весь объем все равно не получится. Вот здесь как никогда становится актуальным вопрос приоритетов и организации своего досуга. В день у меня остается несколько свободных часов (предположу, что также как и у 99% работающего населения) и подходящая схема относительно видеоигр и подписок на игровые сервисы как раз описана в материале по ссылке выше. Как быть с фильмами и сериалами? Искусственная пауза помогла выработать для себя оптимальный вариант.
Сейчас я смотрю только те сериалы, на которые готов потратить больше двух часов в день. Учитывая современную тенденцию на сезоны по десять эпизодов, это позволяет оперативно ухватить обширный объем информации и довольно быстро разобраться с ним окончательно. В бэклог ушли (вероятно, навсегда) сериалы, которые я к своему почти стыду посматривал последние лет восемь, например “Сверхъестественное” (Supernatural) от канала CW. Туда же отправилась “Американская история ужасов” (American Horror Story) и “Викинги” (Vikings). Из долгоиграющих проектов я стараюсь выделить время только на медицинскую драму Grey`s Anatomy — шоу о врачах это мой личный guilty pleasure.
В сегменте видеоигр все еще проще: отдам четыре тысячи рублей только за тайтл, в который готов играть прямо сейчас, забыв про все другие. Таких проектов в год выходит от силы штуки три-четыре, во все остальное играю по наитию или рабочей необходимости. Последнее, кстати, нередко может перерасти в хороший опыт вопреки всему. Такой для меня стала Days Gone. Проблема современных игр (особенно больших и дорогих проектов), как мне кажется, заключается в перенасыщенности контентом. В погоне за удержанием игрока разработчики часто идут на всяческие ухищрения, чтобы растянуть игровую сессию и увеличить общее время прохождения. Это не хорошо и не плохо, это реальность в которой мы живем. В некоторых случаях обилие иконок на игровой карте меня отталкивает, в других — захватывает. “Средиземье: Тени войны” (Middle Earth: Shadow of War) я бросил едва начал, в Days Gone иногда возвращаюсь и сейчас. Просто потому, что мне так хочется. В таком ключе вопрос о том, во что поиграть сегодня вечером, перестает быть проблемой, я не задаю его себе никогда и действую исходя из сиюминутного желания.
С фильмами ситуация сложная. Кино всегда было для меня любимым видом развлечений, здесь я стараюсь увидеть максимум из того, что выходит в широкий прокат, но выбирать все равно приходится и принцип отбора неизменный — все ради удовольствия или из чистого любопытства.
Я продолжаю говорить, что мы с вами живем в лучшее из времен: у нас есть киновселенные Marvel и DC, “Звездные войны” выходят раз в год, видеоигры закрывают самые необычные гештальты и продолжают удивлять. Выбор велик, как никогда прежде и продолжит расширяться. Если ты чего-то не видел, это последнее о чём стоит беспокоиться. Гедонизм превыше всего, а в нем, как и во всем остальном, хорошо знать меру.
Сейчас прошу извинить меня, звездопад лучше всего видно в августе.