Gathering Storm
Штормовое Предупреждение
Через два дня состоится релиз аддона Gathering Storm для Civilization VI. Он станет не только самым масштабным дополнением в истории серии, но и обязательным для покупки всем, кто играл, играет или планирует проводить бессонные ночи за махинациями.
Обычно я не пишу полноценные обзоры на дополнения, однако данный случай исключение. Причина столь категоричного отношения к Gathering Storm заключается в том, аддон не просто олицетворяет все, что я люблю в Civilization, но и отмечает начало совершенно новой эпохи для Цивилизации. Шторм поистине надвигается, и мир после него не будет таким, как прежде — в буквальном и переносном смысле.
Две недели назад в "кратком" превью я познакомил вас со всеми ключевыми особенностями Gathering Storm. Дополнение получит горсть новых научных и культурных исследований, систему природных явлений (от вулканов до потопов и бурь), систему изменений климата под действием человека, мировой Конгресс и полностью переделанную механику стратегических ресурсов. Кроме того в комплект входят новые юниты, улучшения, районы, "зеленая" энергия и горсть цивилизаций — а также одна невероятно очаровательная правительница, способная управлять сразу двумя народами. Все это стало новыми слоями на восхитительном пироге, название которому Civilization 6.
Я не буду говорить, что у нынешней части культовой 4X-серии нет недостатков — жалоб на ИИ предостаточно, и в какой-то мере он действительно уступает прошлой игре. Впрочем, регулярные обновления и Gathering Storm исправили ситуацию в нужную сторону. У меня была возможность задать разработчикам несколько вопросов относительно дополнения и, по их словам, аддон потребовал обучения ИИ корректному использованию новых систем. В частности, это касается голосования в Конгрессе, реакции на экстренные ситуации и новых условий побед.
Firaxis рассказала, что в целом дипломатическое поведение обновилось, так что цивилизации получили третьи, скрытые цели, заработала система обид, а торговля получила новые нюансы. Египет развивает культуру и пытается победить туризмом, по другую сторону континента Османская империя ведет шпионские игры, на регулярной основе похищая у меня золото. На соседнем острове Венгры не могут поделить город-государство с Мали и время от времени приходят ко мне с просьбами продать ресурсы или помочь в совместной войне. ИИ определенно поумнел, однако насколько — еще предстоит выяснить, проведя больше времени и попробовав все варианты побед.
Civilization VI, также как и прошлые игры серии, это многоуровневое наслаждение. Сперва ты начинаешь снимать слой нежных сливок, занимаясь исследованием местности, размещая первые улучшения и города. Постепенно переходишь к верхнему бисквиту, пропитанному конкуренцией за материалы, развитием инфраструктуры и первыми боевыми действиями. Иногда попадаются сладкие кусочки побед, вкрапления чудес света и аромат надвигающегося экстаза. При более глубоком погружении открывается сочный, пропитанный мириадой вкусов эндгейм, насыщающий тебя будто классический нью-йоркский чизкейк. Каждый ход настолько насыщен активностью, требует столько внимания, планирования и осторожности, что время от времени нужно остановиться, отдышаться и ощутить весь вкус происходящего.
А теперь представьте, что этот питательный и сытный геймплей Civilization VI получил апгрейд. Gathering Storm похож на букет вкусов, подчеркивающий все сильные стороны оригинальной игры, в то же время позволяющий фантазировать о том, какое чудное блюдо ждет меня под номером VII. К сожалению, Firaxis не смогла дать прямого ответа относительно появления всех новинок в следующей игре, отметив лишь потенциальное использование похожей системы в зависимости от реакции. А дело в том, что при всем развитии каждой игры Civilization, все они оставались примерно в одних рамках и с привычными механиками. Менялся подход, разработчики экспериментировали с ресурсами, исследованием, формой клеток, механикой улучшений и прочим, но в целом все оставалось в знакомых границах. Gathering Storm добавляет то, что нам так было необходимо, даже если мы этого не подозревали — актуальность.
Подобно каналам, от наличия которых в аддоне хочется просто хлопать в ладоши и радостно верещать, новые особенности не перестают вызывать у меня умиление и даже детскую радость. Естественно, авария на АЭС и последующее разбирательство не вызывает удовольствия, но тот факт, что если за станциями не следить, это может обернуться крайне негативно, не может не радовать. Gathering Storm делает мир Civilization современным, знакомым, подчеркивает реальные проблемы и предоставляет реальные решения. Вы, господин, решили построить фабрику для повышения производства? А как насчет угольной электростанции, повышающей эффективность? Только после не надо жаловаться, что местность вокруг ваших прибрежных городов ушла под воду или по вашей цивилизации снова и снова бьют ураганы.
Gathering Storm представляет последствия решений совсем в иной форме, чем та, к которой мы привыкли. Это уже не просто потерянные во время войны города, уничтоженные юниты или потрепанная войной экономика. Будь то дипломатическая импотенция, потому что у вас не получается заработать больше "поддержки", или экологический кризис из-за недальновидности, мир Civilization VI стал своеобразным участником партии — больше никакой статичной планеты, которую можно пинать в свое удовольствие. Зато появилось несколько приятных методов по украшению если не всей планеты, то, по крайней мере, подконтрольной нам части.
Маори начинают игру на воде и должны доплыть до земли, прежде чем строить город.
Стройте железные дороги для быстрого перемещения, размещайте туннели под горами для переброски войск, возведите горнолыжные курорты, установите десятки солнечных панелей и ветряков. Если еще месяц назад последние 50-100 ходов игры были не столь насыщены приятной возней с улучшениями, то теперь эндгейм требует больше стройки, отношений с соседями и аккуратного менеджмента ресурсов. Относительно последних приведу ответ старшего дизайнера Gathering Storm Эда Бича:
Когда мы поняли, что хотим учитывать выбросы парниковых газов, то осознали, что нам необходимо подсчитывать, как много угля, нефти и урана используется для питания фабрик в империи. Мы должны были учесть точный объем этих топливных ресурсов и решили вместе с этим поменять устройство военного комплекса — учитывать ВСЕ стратегические ресурсы. Это усложняет процесс быстрого строительства мощных юнитов на ранних стадиях, что приятно влияет на продолжительность игровой сессии.
С учетом всех этих деталей осознаешь, что с Gathering Storm на высоких уровнях сложности выиграть без дипломатии будет сложно — не забывайте, что другие цивилизации могут быть источником выгоды. Заключение альянсов, дружба, совместные научные исследования, торговля и прочие аспекты в аддоне способны повлиять на успех в целом. Только не забывайте, что ваш "клан" превыше всего! Не стоит гнуть себе спину только потому, что Алиенор улыбнулась вам… а начать придется с себя.
Подводя черту скажу, что Gathering Storm стало самым важным дополнением — как для Civ 6 в частности, так и для серии в целом. Покупайте, играйте, стройте каналы, воюйте за уран, пугайте соседей боевыми роботами, устраивайте потопы, играйте в сценарии, знакомьтесь с необычными цивилизациями… побеждайте, проигрываете и самое главное:
ДЕЛАЙТЕ ЕЩЕ ОДИН ХОД!
P.S. Для тех, кто хотел бы увидеть конкретную оценку дополнения скажу: это обязательный аддон для Civ 6. А если цена кусается, подождите скидок, но аддон попробуйте.
- Age of Wonders 4 стала еще больше с новым DLC в азиатском стиле
- Для Age of Wonders 4 неожиданно вышло новое DLC — впереди еще 3 дополнения
- Релиз DLC для Cities Skylines 2 задерживается — разработчики сосредоточатся на исправлении базовой игры