Почему «Shadow of War» – это не вселенная Дж. Р. Р. Толкина?
«Shadow of Mordor» и «Shadow of War» на данный момент являются последними произведениями, которые имеют отношение ко вселенной Средиземья, созданной великим Дж. Р. Р. Толкином. Благодаря увлекательному геймплею и знакомому сеттингу, они были тепло принята как критиками, так и игроками (прим. - заниженный рейтинг «Shadow of War» на metacritic.com - это просто бурная реакция игроков на присутствие в ней назойливых микротранзакций). Тем не менее, при детальном знакомстве становится ясно, что игры растеряли важные элементы, которые и по сей день делают книги такими очаровательными и глубокими.
Дж. Р. Р. Толкин - выдающийся лингвист и профессор Оксфордского университета. Впоследствии он запомнился миру как автор повести о путешествии хоббита Бильбо Бэггинса к Одинокой горе и легендарной трилогии «Властелин колец». Толкин был человеком обладающий многими талантами и своеобразным взглядом на мир. В 1983 году мистера Толкина не стало, и часть работ профессора была издана после смерти под редакцией его сына, Кристофера Толкина. Истории, рассказанные Толкином были перенесены на телевизионные экраны и мониторы компьютеров. Особенно преуспел в этом режиссер Питер Джексон со своей экранизацией романа «Властелин Колец». К сожалению, как это всегда происходит со всем прекрасным, вселенная оставленная Толкином была осквернена некоторыми из последующих адаптаций и упомянутые в начале текста игры - прекрасный тому пример.
Дж. Р. Р. Толкин был многогранным человеком и привык мыслить глубоко. Благодаря принципами, которые он исповедовал, и ценностям, которые так отчаянно защищал в своих романах, его работы внушали читателям благоговение. Но именно они были утеряны почти во всех последующих адаптациях. Не случайно, многие зрители почувствовали, что кинотрилогия «Хоббит» не смогла передать магии первоисточника как это удалось ранее фильмам о кольце всевластия; не хватало чего-то незримого, но очень важного – самого автора.
Идеи Толкина, помимо всего прочего, были пронизаны консервативными идеями и ненавистью к индустриализации и войне.Его беспрецедентная вера принципам ведет повествование, а понимание мира в сочетании с его природной тягой к справедливости создает вселенную, которую невозможно «просто взять» и скопировать. «Shadow of Mordor» и «Shadow of War» - хорошие игры. Но те же самые вещи, которые делают их таковыми, противоречат самой природе романов Толкина.
Отсутствии Хоббитов!
Я осознаю, что «Shadow of War», как и её предыдущая часть «Shadow of Mordor» - это отдельные единицы, которых объединяет с произведениями Толкина одна вселенная - Средиземье. Поэтому далеко не все то, за что так любят книги, было перенесено в игры. Тем не менее, отсутствие хоббитов - удивляет.
Ядром романов Толкина является идея о том, что именно доброта и любовь делают мир прекрасным местом. Слова Гэндальфа как нельзя лучше передают суть этой идеи: «Я понял, что разные мелочи, житейские деяния простого люда помогают сдерживать тьму. Обыкновенные любовь и доброта». Место обитания хоббитов – Шир – это квинтэссенция мировоззрений автора. В этом нетронутом тьмой месте все знают всех и заботятся друг о друге. Эти смешные полурослики, которые меньше остальных восприимчивы к силе кольца, продолжают жить своей обычной жизнь несмотря ни на что. К сожалению, игры не в состоянии придерживаться вышеупомянутых правил, так как основная движущая сила, стоящая за ними - отсутствует.
Власть
Идея безграничный власти и её абсолютного контроля на тем, кто стремиться ею обладать – другой важный столп мира Средиземья, он незыблем и всегда подтверждается событиями, происходящими в романах. Ведь даже скромные и стойкие хоббиты становятся жертвами проклятого кольца, а уж те, кто наделен какой-либо властью и силой, поддаются его влиянию еще быстрее. Вспомните, что кристально чистый и могущественный Гэндальф не смеет притрагиваться к кольцу; хотя сила ангельского духа «майар», кем он и является, возможно позволила бы ему использовать силу кольца для свершения благих деяний. Арагорн и Леголас так же держались от кольца на расстоянии. Будучи добрыми персонажами, они никогда не верили, что могут использовать его для достижения своих целей, так как понимали, что у кольца есть лишь один хозяин – Тёмный Властелин Саурон.
Но этим, казалось бы, простым и очень важным правилом, пренебрегают новые игры. И здесь речь идет не о безобидном изменении дизайна или некоторых деталей истории! Самым очевидным примером является способность главного героя игры, Талиона, к отторжению силы кольца. Его сопротивляемость схожа с той, что есть у хоббитов. Тем не менее - это полностью противоречит тому, как кольцо влияет на различные расы в романах.
Причина, по которой хоббиты лучше остальных сопротивляются влиянию кольца очень проста - они не являются представителями могущественной расы. Другие же расы, эльфы, гномы и люди, куда более амбициозны и честолюбивы, потому поддаются влиянию куда быстрее. Пока Саурон подчиняет себе алчных до власти королей упомянутых рас, добрые полурослики продолжают жить в сторонке. И тот факт, Талион, представитель человеческой расы, сопротивляется влиянию кольца как заправский хоббит, просто не соответствует изначальной задумке Толкина.
Сеттинг
Более щепетильным моментом является сеттинг игры, а если конкретнее, ее основная локация. Толкин в своих романах, помимо всего прочего, рассказывает о прекрасных местах, до которых огонь войны еще не успел добраться. Вспомните леса полные удивительных созданий, величественных эльфов, скрывающихся от ненужных взоров, и могучих энтов стоящих на страже древнего леса Фангорн. Но вот волшебные деревья вырубаются мерзкими орками для повышения производственных мощностей Изенгарда, а древняя раса эльфов собирается покинуть Средиземье так как их эра подходит к концу. В работах Толкина отражается его уважение к прошлому, боль за то, что было утеряно и за то, что рано или поздно будет поглощено современной цивилизацией. Читатель грустит вместе с писателем, но душу его греет Шир, в котором маленькие хоббиты все еще живут своей размеренной и тихой жизнью.
В «Shadow of Mordor» и «Shadow of War» вы бродите по грязному и серому Мордору, не имея возможности увидеть замысловато придуманный мир за его границами. Когда главный герой постоянно находится в тени зла, окруженный злостными орками, легко забыть за что он так отчаянно сражается.
Все аспекты вселенной Толкина прекрасно сочетаются, создавая мир, который многие так полюбили, и сеттинг является его неотъемлемой частью. Вспомните слова храброго Сэма «В этом мире есть добро, за которое стоит сражаться». Но сценаристы игры игнорируют эту формулу и дают нам персонажа одержимого лишь местью, который бегает по округе порабощая и убивая орков по своему усмотрению.
...
«Shadow of Mordor» и «Shadow of War» - хорошие игры. Но они так сильно отошли от оригинала, что растеряли все то, что делает мир Средиземья Толкина столь волшебным местом. Соответствовать первоисточнику можно, но для этого нельзя забывать о принципах, на которых этот мир был построен, и причинах, по которым он был возведен нами на столь высокий пьедестал.
А нравится ли вам новый взгляд на вселенную Толкина? Чего по-вашему не хватает новым играм?
- Возможно, "Охоту на Голлума" превратят в дилогию
- Поклонник "Властелина колец" воссоздал эпичную сцену на Unreal Engine 5
- Amazon Games скоро поделится подробностями новых Tomb Raider и The Lord of the Rings