Такая разная комикс - культура
Комиксы, как феномен современной культуры проделали долгий и тернистый путь, но прижились не везде. Так, например, в России комиксы стали популярны лишь в 2010 году, когда Россия переживает, так называемый, бум комиксов, речь о котором пойдёт чуть позже. Формат комиксов плотно ассоциируется с массовой культурой США, где произошло, пожалуй, самое большое количество появлений популярных сейчас героев, а так же многие фундаментальные изменения, повлиявшие на развитие культуры комиксов в целом.
Тем не менее, начав анализировать данный феномен, можно сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по всему миру. Данный формат литературно - художественного искусства можно обнаружить в разных странах и традициях, но мы с вами взглянем на наиболее ярких его представителей.
Выше я упомянул о том, что комиксы часто ассоциируют именно с американскими графическими новеллами. По большому счёту на то есть причина. В XX веке в США комиксы приобрели масштаб массового культурного характера, превратившись из обычных историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. В современные же американских комиксах можно выделить несколько отличительных черт.
Следует понимать, что комикс - это формат литературы, а не жанр. Как и любая литература, комиксы могут иметь фантастические, драматические, детективные, комедийные и другие сюжеты, а в некоторых можно встретить комбинацию из нескольких жанров. Таким образом графические новеллы США имеют вид на любой вкус, что значит многожанровы.
Концептуально комиксы из небольших развлекательно - юмористических историй обросли проработанными вселенными, а в сюжетах затрагиваются сложные темы, как, например, трансгуманизм ("Трансметрополитен») или оправданность насилия в борьбе со злом ("Бэтмен") и т.п.
Зачастую герои американских комиксов имеют проработанный характер, направленный на выражение конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо - Женщина выражает архетип девы-воительницы. Всё это предаёт героям американских комиксов архетипичность.
Том Хиддлстон в образе Локи на Comic - Con 2016
В настоящее время в США комиксы занимают важную часть жизни каждого заинтересованного в этом человека. Это не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и другими, но и признанная часть национальный культуры. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и взрослых. В Сан - Диего с 1970 года проходит международный фестиваль Comic - Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира.
В Японии аналогом комиксов является манга (иногда называется комикку), получившая своё развитие во второй половине XX века и популярная по сей день. Японские графические истории развивались под влиянием западных и американских комиксов, однако своими корнями уходит глубоко в более раннее японское искусство укиё - э и суми - э.
Манга в Японии по популярности соседствует с такими видами искусства, как кино, аниме и лайт - новеллы. Так как манга уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, то её читают люди всех возрастов. Поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующий гуро - комикс.
Вообще, в этой стране принято уважительно относится к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случае покупают мангу в магазинах. К скачиванию в интернете прибегают только в крайних случаях, когда, например, нужно разыскать раритетный экземпляр. Именно по этой причине манга - важный предмет коллекционирования в Японии.
Стоит также упомянуть китайскую маньхуа и корейскую манхву. Которые не столь распространены по миру, как японская манга. С Японией их мало что связывает, но, например, слово "маньхуа" впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески» (странные или весёлые картинки). В языках этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще, поэтому следует уточнять про какой комикс идёт речь: манга, манхва или маньхуа.
Полки с книжками в японском магазине манги "Manga Shop"
Интересный факт: манга рисуется и печатается в чёрно - белых цветах по двум причинам: дешивизна печати и быстрота работы. Манга, в основном, выходит в толстых журналах по одной главе в неделю. Мангакам нужно успеть нарисовать ещё одну главу к выходу следующего номера журнала. Конечно, имеется и цветная манга, но чаще всего это по небольшому объёму журналы, называемые oneshot или один том.
В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США и Японии, но тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов - толстых книг с завершённым сюжетом в толстом переплёте, хотя имеются и традиционные журналы с мягкой обложкой. В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс - культура получила распространение во Франции и Бельгии. Одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым было снято несколько фильмов.
В Британии были изданы комиксы про Судью Дредда (дважды экранизированные) и менее известные в мире, но все равно популярные истории про «Tank-Girl». В Германии также имелся свой аналог комиксов – рисованные истории «пикколо» в формате небольших тонких тетрадей. Причем они получили распространение как в Федеративной Республике Германии, так и в Германской Демократической Республике. Поначалу это были перепечатки американских комиксов с коррекцией на национальную культуру и историю. В частности, большой популярностью пользовались истории про благородного рыцаря Зигурда или Акима – немецкого аналога Тарзана.
Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя и суперзлодея не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования. Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.
Как уже упоминалось в самом начале статьи, в России комиксы обрели популярность лишь в 2010. До этого к ним относились с определённым предубеждением, особенно представители старшего поколения. Поэтому можно поделить комикс - культуру России на две части: до 2010 года и после. Так как к графическим новеллам в нашей стране взрослые относились с некоторым непониманием, то в подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. Всем с детства известны истории в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай» и т. д. Малоизвестно, но еще на заре становления СССР формат комикса достаточно широко применялся новыми властями для продвижения социалистических идей среди малообразованного населения.
Персонажи журнала "Весёлые картинки"
В целом для советских комиксов был характерен чёткий воспитательный и образовательный посыл. Стоит упомнять о таком российском комиксе, как "Фортран", в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.
Во втором десятилетии XXI века российская комикс - культура начала испытывать определённый подъём, хотя толчок в этом направлении дал 2009 - ый год. Издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов. Появились собственные специализированные издательства, например, "BUBBLE", выпускающие 4 линейки графических историй.
Персонажи российских комиксов издательства Bubble
Также в 2010 году начинает работу первый в стране магазин комиксов "Чук и Гик", открытый в Москве. В 2014 в Москве проходит первый Comic - Con Russia. В целом, стоит признать постепенное распространение и совершенствование комиксов отечественного производства, а также рост их популярности и признания не только среди подростков, но и старших поколений.
Комиксы в разных странах обладают своей спецификой, определяемой сложившимися культурными традициями. Тысячи молодых и взрослых людей в Азии, Америке, Европе создают и развивают мощную субкультуру, основанную на комиксах и посвящённую им, тем самым продвигая её среди остального населения.
- Valve подтвердила продолжение официального комикса Team Fortress 2
- Манга "Моя геройская академия" подходит к концу
- Amazon отказался от сериала про супергероиню Шелк во вселенной Человека-паука