Captain America: Civil War

Да здравствует Революция!

Gesichtsloser

Блиц-ревью без спойлеров для спешащих на Гражданскую войну 

В "Первом Мстителе: Противостояние" Джо и Энтони Руссо продолжили курс, взятый в "Другой войне". Фильм, безусловно, супергеройский, но уклон в политико-психологический триллер в нем прослеживается явно.

Визуально картина практически не отличается от прошлых работ Marvel, так что в этом раунде "Бэтмен против Супермена" выигрывает. Однако на остальных фронтах фильм Зака Снайдера потерпел сокрушительное поражение. В "Противостояние" меньше сюжетных ляпов, конфликт преподнесен лучше, герои ведут себя по-человечески (т.е. каждый самый умный, а все остальные ничего не понимают), а повествование цельное и динамичное.

Интересно поставленных боевых сцен здесь на порядок больше, чем в "Эре Альтрона". Сюжет страдает от классических штампов Marvel, но их можно списать на терпимые условности, так как работа Руссо очень качественная и бодрая.

Пусть потенциал "Первого мстителя" не был раскрыт полностью, но эта история определенно одна из лучших, что сделала Marvel в рамках своей киновселенной. Братья Руссо сняли достойный и крепкий фильм, почти во всем превосходящий "смыслового" конкурента – "Бэтмена против Супермена".

Развернутая рецензия с минимальными спойлерами

Как вы поняли, дамы и господа, с этого материала я вновь ввожу в практику сдвоенное ревью для тех, кто хочет просто понять стоит ли фильм внимания, и тех, кто жаждет подробностей.

При всей своей нелюбви к Капитану Америке я признаю, что "Первый мститель: Другая война" был хорошим фильмом. Его основное достоинство заключались не в затянутой в кожу Романофф или хороших боевых сценах, а в посыле. За последние десять лет вышло огромное количество фильмов про супергероев и публика начала уставать. Это нормально, ведь человек привыкает ко всему. "Другая война" была не столько супергеройским боевиком, сколько политическим триллеров, где бюрократия и политика доставляли куда больше проблем, чем тот же Альтрон.

К тому же, структура фильма были выстроены таким образом, что Кэп легко заменялся на другого подобного героя. С позиции кинопроизводства это замечательно. Мало того, что Marvel выпустили фильм, который понравился разным зрителям, и успешно провели эксперимент по смене курса с чистой супергероики на гибридный жанр, так ещё и втихую опробовали новые приемы для будущих картин.

Основываясь на результатах второго фильма о Роджерсе, боссы Marvel позволили братьям Руссо, снявшим "Другую войну", сделать "Противостояние" в том же ключе. Кэп и Старк с их поборниками легко заменяются на другие составы из комиксов, что дает простор для фантазий на тему экранизаций. Также крен из супергеройского боевика в политический детектив с толикой психологического триллера заметен гораздо сильнее, чем в “Другой войне”. Это несомненное достоинство. Ориентация не только на гиков, но и на простых смертных, понизило порог вхождения, что сказалось на подходе к созданию картины.

Например, сценаристы перестали нагружать и без того ограниченный хронометражем сюжет отсылками и пасхалками. Да, они приятны фанатам, но непонятны рядовым зрителям. Это разрушает логику повествования и перегружает картину ненужной информацией. "Бэтмен против Супермена" тому пример, если вспомнить, например,сон Уэйна. Его ценность для сюжета оказалась минимальна, зато он породил массу вопросов без ответов у тех, кто не в теме, т.е. у большинства.

Сюжет у "Первого мстителя: Противостояние" получился внятным и менее хаотичным. Однако препарирование фильма дает весьма интересный расклад. "Противостояние" захватывает дух и выключает мозг, поэтому сюжет производит впечатление самодостаточного произведения, а это не совсем так.

Рядовой зритель или непросвещенный начинающий гик, разумеется, поймет в чем сыр-бор, но нюансы отношений и истинная глубина конфликта Железного Человека и Капитана Америки от него будет скрыта. Фильм апеллирует к знанию прошлых поделок Marvel. Из-за этого история не тратит время на знакомство со старой гвардией и посвящение в детали, а их накопилось изрядно за пять-то фильмов.

И всё же причины конфликта Железного человека и Капитана Америки показаны достоверно. Они преподнесены так, что и без знания других фильмов об этих героях, история понятна. Каждый по-своему прав. Каждый хорош. Каждого можно понять. Хотя предательство Роджерса своих принципов, клятв о защите мира и верного друга Старка в пользу террориста и убийцы Баки Барнса мне противно. Я понимаю его резоны не верить правительству, так как это четкая связь истории персонажа с "Другой войной", но детская отмазка “Он не ведал, что творил” выставляет 100-летнего ветерана деб… наивным ребенком.

С другой стороны, сделав Баки Барнса камнем преткновения, студия успешно отвлекла нас от того факта, что в киновселенной Железный человек — последний, кто выступил бы на стороне правительства. Достаточно вспомнить его дебаты с чиновниками по поводу костюмов в именных фильмах. Поведение Роджерса идеально укладывается в рамки его истории из прошлых фильмов. У Железного человека не всё так чудесно.

Однако беда не в ключевых лицах, а в их приспешниках. Резоны присоединения Вижена и Роуди к Старку или Романофф к Роджерсу ясны. Но зачем Ванда Максимофф или Соколиный глаз полезли в это? Герой Реннера вышел на пенсию и прекрасно себя чувствовал в круге семьи. Такую логику поведения, кроме хотелки сценаристов, я объяснить не могу.

Также "Противостоянию" не хватает обоснованности и размаха. Здесь нет "Гражданской войны", которая бушует в комиксах. Есть именно по-человечески понятное и обоснованное, но всё же "Противостояние" двух героев, а не точек зрения. В кои-то веки наши локализаторы верно отразили суть фильма, пусть они и пытались, скорее всего, сыграть на ассоциациях с "БпС".

Допустив использование кучи героев, не имеющих собственные фильмы, Marvel потеряли бы кучу денег, так что от комиксной "Гражданской войны" в фильме осталось мало. Вместо борьбы двух армий получилась стенка на стенку. Из-за этого даже роскошная драка в аэропорту Лейпцига между командами соперников отдает камерностью, что, однако, не умаляет её достоинств. В самый драматический момент фильма создатели умудрились вложить много самоиронии и юмора. Сделали аттракцион с отличной постановкой, но не скатились в цирк.

То, что фильм не сильно опирается на комиксный оригинал по-своему хорошо, так как делает "Первого мстителя" самодостаточным. Плохо то, что сценаристы не очень внятно донесли суть проблемы контроля супергероев, выведя на первый план их личные разборки. Именно в этом аспекте больше всего требовался политический детектив, но проявилась супергероика. Фильм бы только выиграл, удели сценаристы лишние десять минут секретной тюрьме и её создателю Риду Ричардсу… или преподнеси они Человека-Паука в ином ключе.

Не подумайте на его счет ничего плохого. Том Холланд шикарно сыграл Человека-Паука и теперь я жду его сольный фильм, хоть и не люблю этого персонажа. Веселый, немножко болтливый и местами наивный гик, желающий доказать Железному человеку свою состоятельность. К Паучку у меня никаких претензий нет, а вот к Питеру Паркеру есть. Он каноничен, но безмерно уныл. Однако печаль не в этом, а в его месте в "Гражданской войне". По комиксам он стал важнейшим "шагом" к реализации деанонимизации супергероев, так как первым по настоянию Старка открыл свое лицо миру. За что поплатился тетей Мэй. В фильме ничего это нет. Для рядового зрителя это ничего не значит, ведь фильм от этого хуже не стал, но знатоки будут опечалены.

С Черной пантерой иная ситуация. Он безумно стильный, пластичный и в боевых сценах хорош. Вне драк его разумность оставляет желать лучшего, за что опять спасибо сценаристам. Логичность поступков и мотивация Черной пантеры страдает от клише Marvel столь же сильно, как и у Железного человека. Старк под конец тоже выдает такие поведенческие финты, что мозг вскипает.

Печальнее всего расклад со злодеем — Земо. Ему уделили слишком мало времени, хотя он заслужил, видят боги. Да, он не армия читаури и не остроумный Альтрон. Он просто человек, который потерял всё из-за лжегероев, крушащих всё вокруг без оглядки на последствия. Всё, кроме желания отомстить. Тема избитая, но она хорошо вписалась в политико-детективную подоплеку "Противостояния". Жаль, что одного из главных врагов Капитана задвинули в сюжете слишком далеко, ведь идея преподнести его жертвой "Мстителей" хороша. Казалось бы, что может смертный против супергероев? Многое, если ему нечего терять. Герой Даниель Брюля не такой запоминающий, харизматичный и меметичный, как Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга. Однако в Земо я верю. Окажись я на его месте, я бы поступил также. И никакие оправдания Мстителей меня бы не остановили.


Сюжет и персонажи "Первого мстителя: Противостояние" получились не без проблем, но в остальном работа Руссо крайне хороша. Дуэт Дауни-мл. и Эванса чудесен, а их финальная схватка полна эмоций. Само противостояние преподнесено так, что за кого не болей, всё равно будешь не прав. Редкий для Marvel случай, когда нет черного и белого. Всё серое. Даже злодей, единственный недостаток которого заключается в том, что его подноготную раскрывают лишь в финале. Зритель тем временем задается вопросами «как» и «зачем» этот странный Земо опережает Мстителей на несколько шагов.

"Первый мститель: Противостояние", пожалуй, один из лучших фильмов Marvel. Смешной, драматичный, эмоциональный, зрелищный, запоминающийся и в тоже время приземленный. Со сложной структурой повествования, но удивительно легким восприятием её. Притча в шкуре кинокомикса. Marvel, судя по всему, окончательно взяло курс на отход от чисто супергеройского боевика в сторону его гибрида с другими жанрами для того, чтоб зрителю было проще соотносить себя с героями. Для того, чтобы зритель поверил в эту историю, проникся ей и до хрипоты спорил с "идеологическим противником", а не просто жевал попкорн. Заслуга ли это самой Marvel или братьев Руссо сказать сложно. Однако их совместная активность подарило нам ещё один добротный блокбастер. Браво, господа.