Batman v Superman
На заре справедливости
Любите ли вы теории, дамы и господа? Я очень люблю, хоть они зачастую и оказываются куда интереснее игр, книг или фильмов, породивших их. Практически с момента анонса картина "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" была окружена неприличным количеством слухов и теорий, число которых лишь увеличивалось по мере выхода трейлеров.
Самая любопытная гласила, что на самом деле Генри Кавилл играет не Супермена, а его злого клона Бизарро, а Бен Аффлек вовсе не Бэтмен, а Дефстроук, который в комиксах некоторые время был в образе Бэтмена. В пользу этой теории говорило множество намеков и прямых отсылок к комиксам из последнего трейлера, вроде фирменных цветов персонажей, силуэта меча в руках Бэтса или полной идентичности костюма Бэтмена из фильма костюмы Бэтса-Дефстроука из комикса.
Шороху навели и всевозможные "пакистанские инсайдеры" клятвенно заверяющие нас в том, что Зак Снайдер устроил революции в мире кинокомиксов и снял нечто невообразимое. Он и правда это сделал, но совсем не в том ключе, в котором нам хотелось бы. Вместо революции Снайдер явил миру нечто противоречивое. Не ужасное, но и не замечательное. Странное.
Сразу же отмечу, что фанатам Супермена или понятно какой вселенной, нетребовательным любителям супергероики и простым зрителям идти стоит. Фильм вам с высокой долей вероятности понравится, да и я более чем уверен в его высоких кассовых сборах. Последние "Трансформеры" получились откровенным шлаком, но это не помешало им собрать миллиард с хвостиком. Остальным не стоит бояться спойлеров. Их почти нет, так что можете спокойно выяснять почему "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" получился одновременно и плохим и хорошим. Начнем с плохого.
В "Бэтмене против Супермена: На заре справедливости" Снайдер удвоил все недостатки "Человека из стали", дополнив их новыми. Несколько сюжетных линий ему не удалось плавно свести воедино. Из-за этого повествование получилось хаотичным, скомканным и наполненным необъяснимыми сюжетными ходами вкупе с откровенно лишними сценами, вроде демонстрации похорон родителей Брюса Уэйна.
Вдобавок цельность истории сильно хромает из-за эмоциональной неопределенности. То мы видим нолановскую серьёзность, которая к месту, то всё сводится с эмо-страданиям Супермена и натужному мелодраматизму. "Поговорить с милым о любви можно и на краю воронки в разгар войны", - в этом вся суть дуэта Супермена и его пассии.
Рваный монтаж лишь усугубляет впечатления. Большая часть фильма сцены скачут как упоротые мартовские зайцы, а потом приходит время финальных битв и всё становится нормально, красиво и выдержано. Такое ощущение, что Снайдер хотел побыстрее объяснить корень конфликта Бэтса и Супса, чтобы наконец перейти к большой драке. Аналогичный подход мы видели в "Человеке из стали", но тут стало ещё хуже.
Хотя хуже сценария в "Бэтмене против Супермена: На заре справедливости" не может быть ничего. Здесь ситуация противоположная монтажу. Первую половину фильма мы наблюдаем фактически супергеройский триллер, где Лекс Лютор грамотно, хоть и непонятно зачем, стравливает Бэтмена и Супермена. Бэтс становится всё параноидальнее, а розовые очки слащавого Супса начинают сползать. Конечно, возникают вопросы к мотивации героев, но они ведут себя по-человечески и совершают человеческие ошибки, а потому интересны. Но когда конфликт доходит до своего пика в середине фильма, сюжет совершает крутое пике и триллер превращается в цирк с "идиотами в клоунских прикидах" и сценаристом-наркоманом. Так запороть схватку Супса и Бэтмена – это надо постараться.
Помните про "пакистанских инсайдеров", упомянутых в начале? Ложное мнение о "революционности" фильма сложилось исключительно на одной-единственной сцене в конце фильма, но и та не станет откровением для знатоков биографий Супса и Думсдея. К тому же, весь эффект от неё благополучно похерят в самом конце. Браво!
Но неужели всё так ужасно?, - спросите приунывшие вы. Нет, отнюдь не всё так плохо. Ряд сцен очень и очень хорош. Комбинация пистолета и жемчуга в сцене убийства родителей Брюса достойна похвалы за оригинальность, как и сон Уэйна, являющийся отсылкой сразу к нескольким альтернативным вселенным в комиксах и игре Injustice: Gods Among Us. Печалит лишь то, что этот сон не находит развития в фильме, что делает его совершенно ненужным, да ещё и зрителя путает. Хотя отрицать обилие фансервиса было бы нечестно. Знатокам DC будет над чем подумать после просмотра.
Фильм получился очень стильным и зрелищным. Отличная техника и гаджеты, прекрасный Думсдей или изящная Чудобаба – в картине хватает хорошо сделанных деталей. Боевых сцен, хоть и неожиданно мало для 2.5 часов, но они добротны, а финальная схватка прям взрывная. Буквально. Хотя её можно было сделать и покороче, но ошибки "Человека из стали" Снайдер вообще не учел, так что это наименьший грех из совершенных им "На заре справедливости". Помимо визуализации в фильме добротная актерская игра. Хоть сценаристы и плохо продумали образы, Аффлек, Айзенберг и Айронс отыграли отлично.
Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга просто чудесен. Глядя на его чудаковатое поведение, манеру речи и жестикуляцию, сразу веришь в образ гениального миллиардера. Он ведет себя по-человечески, так как в его Люторе нет однозначности. Айзенберг показал нам жестокого и педантичного манипулятора, безумца уровня Джокера, самонадеянного и молодого умника, а также сострадательного и дальновидного человека, понимающего всю опасность Супермена и ему подобных. Про финты в духе "сейчас я расскажу тебе свой дерзкий план" я не говорю, так как вина за клишированного Лекса в конце фильма лежит на сценаристах, а не Айзенберге.
С Беном Аффлеком ситуация чуть сложнее. Несмотря на вопли противников актера, Брюс Уэйн из него получился лучше, чем из Бейла. Хотя того же нельзя сказать про его Бэтмена, Аффлек всё равно молодец. Он достоверно передал эмоции стареющего супергероя-человека, из-за своей борьбы с преступностью страдающего паранойей и ожесточившегося настолько, что стал клеймить бандитов. Интересная деталь и таких в фильме хватает, но вся прелесть и мрачность героя рассыпается после финала схватки Бэтса и Супермена.
Про последнего сказать особо-то и нечего. Как и Капитан Америка, Супс никогда не был особо сложным и богатым на эмоции персонажем. Да, он велик, могуч и прочее-прочее, но этим и скучен. В "Бэтмене против Супермена: На заре справедливости" весь отыгрыш Генри Кавилла свелся к "я и не думал, что разрушая полгорода, я убиваю десятки тысяч людей. Хоспади, да я должен страдать и уйти в себя, пока женоненавистник Думсдей принижает икону феминисток в лице Чудобабы. Ай да я драматичный я! Где там мои разбившиеся розовые очки?".
Кстати, о бессмертной амазонке. Гадь Гадот хороша в своем образе, но её актерская игра сведена к минимуму хронометражем и сценарием. Самое главное и печальное, что она вообще в фильме не нужна. Её длинная сюжетная линия не несет никакой смысловой нагрузки, кроме оправдания создания Лиги Справедливости. За такое притягивание за уши Снайдера самого надо оттаскать за оные.
Убери Чудоженщину из фильма, оставив лишь в конце, и картина бы ничего не потеряла, а наоборот получила бы лишнее время для более внятного обоснования разборок Лютора, Супса и Бэтса. Они (Супермен и Бэтмен) обвиняют друг друга в линчевании и игнорирование законов, хотя два сапога пара и весь их конфликт отдает фальшью. Всемогущий глухой спорит с богатым немым, а просто умный их стравливает непонятно зачем. Сценаристы не потрудились нам этого объяснить и за это их самих следует линчевать.
Я наделся, что "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" станет ярким представителем третьей фазы кинокомиксов. Я надеялся зря. Вместо удивительного "Бэтмена против Супермена" мы дождались зрелищного, но неопределившегося в себе «Божественного эмо против параноика». Фильм получился плохим и хорошим одновременно. Он стильный, красивый, безусловно важный для дальнейшего развития вселенной, с отличным актерским составом, кучей фансервиса и богоподобным Джесси Айзенбергом. В тоже время у картины бездарный сюжет, рваный монтаж, откровенно глупые поступки персонажей и хаотичные прыжки из проантичного триллера про конфликт человека и бога в длиннющий тизер "Лиги Справедливости" с толикой убогой мелодрамы.
- Режиссерские версии "Мятежной Луны" суммарно длятся больше 6 часов
- Режиссерские версии "Мятежной Луны" Снайдера выйдут в августе
- Netflix показал трейлер с анимационными новинками 2024 года