Crusader Kings 2: Добро пожаловать в суровый мир от Paradox
Вы когда-нибудь мечтали стать средневековым королем или императором? Наверняка, мечтали. Фантазировали, что вы умиротворенно разлеживаетесь в царских покоях, а соблазнительные служанки кормят вас гроздями винограда.
Быть может, вы воображали себя Великим Королем-Просветителем, который избавит мир от средневековых предрассудков и откроет человечеству двери в Эпоху Возрождения на полтысячелетия раньше? Или же вы как истинный славянофил желали бы создать огромную Славянскую Империю, где бы не было несчастных и обделенных судьбой людей? Вынужден вас огорчить — симулятор средневековья Crusader Kings 2 раскромсает в пух и прах все ваши детские фантазии.
Не поздноват ли обзор, батенька?
Для начала, немножко предыстории: Игра Crusader Kings 2 вышла довольно таки давно — аж 14 февраля 2012-го, но это совсем не мешает мне сделать мини-обзор именно сейчас. Дело в том, что студия-разработчик Paradox Development Studio по-прежнему улучшает игру. Коротко говоря, проект актуален и тем тяжелее осознавать тот факт, что на Shazoo многие не знакомы со стратегиями от Paradox. В этой статье я расскажу про мою самую любимую глобальную стратегию и её разработчиков.
Как я стал фанатиком, маньяком и просто тираном
Первое с чем встречается игрок в Crusader Kings 2 — куча интерфейсных вкладок, меню, режимов и т.д. Но это не так уж и страшно. Куда сложнее разобраться с тем, как все эти вкладки взаимосвязаны между собой. На первых порах это даже может отбить всякое желание продолжать партию. Не пугайтесь — CK2 не такая уж и сложная игра, просто на то что бы разобраться в основных деталях у вас уйдет не один час. Но, предположим, что вы немного разобрались с интерфейсом. Тут то и начинается самое интересное — отыгрыш роли правителя. Вы, как король, действительно можете вытворить всё что вашей больной головушке вздумается. Надоела вера во Христа? Перун и Один ждут вас. Хотите стать знатным ловеласом? Пожалуйста — вперед покорять сердца графинь и герцогинь со всех королевств! Вам не нравится один из ваших вассалов, а его вотчина выглядит больно аппетитно? В темницу неугодного, а земли вашему высочайшему величеству!
Всё прекрасно, вы тут босс, но вот только существует несколько “но”. Ваши вассалы не биороботы с улыбкой комсомольца — мужья, ваших соблазненных жертв будут не очень довольны и, при первой возможности, прирежут вас на дуэли. Обращение в скандинавское (германское) язычество так и вообще выведет из себя всех подчиненных, ну а там и до открытого восстания недалеко. Хоть вы и король, но, в конце концов, просто человек, управляющий государством. Населению тоже не понравится ваше обращение в язычество. Не ровен час, ряды повстанцев пополнятся фанатиками-католиками. Да и ваша женушка будет очень “рада” вашим подвигам в чужих покоях. Боюсь, доступ к вашей собственной ложе будет наглухо закрыт, и вы останетесь без наследника, а это значит, что когда вы умрете, вам уже будет попросту не кем управлять. Game Over.
Всё сводится к тому, что вам в некоторых аспектах придется прогнуться под суровые реалии средневековья. Потихоньку, вы начнете понимать суть игры. Вы будете высчитывать казну копейку за копейкой, потом начнете следить за вассалами или своим господином (можно играть не только за сюзерена). Следующий шаг — понимание того, что отличные замки во всем королевстве совсем не значат то, что дела у вас идут хорошо. Если ваши подданные будут сильнее вас, они могут и взбунтовать. Вы замучаетесь создавать затратные претензии (повод для войны) на соседние графства и заметите, что просто объявить священную войну соседним язычникам куда проще. Дальше вы обратите внимание на то, что у вас закон наследования “Равный раздел” и после вашей смерти страна расколется на несколько независимых княжеств по д руководством ваших сыновей. Вы начинаете решать все эти проблемы и вдруг до вас доходит, что на данный момент, вы планомерно вырезаете языческое племя, и казните собственного сына во избежание раздробленности — какой же благородный король из вас вышел!
Положим, уже прошло несколько десятков часов геймплея и вы почти бородатый ветеран CK2. Казалось бы, вы создали огромную, стабильную империю и стремится больше не к чему, но тут вы возвращаетесь к тому, с чего начинали. А именно соблазняете дворянок, восславляете Одина и маетесь всякой дурью. Примечателен тот факт, что все это сопровождается приятными для глаз артами и атмосферным саундтреком. Опыта у вас теперь достаточно, так что страна катится в бездну не с такой ошеломляющей скоростью. Хотя одна песчинка на чаше весов может заметно ускорить этот процесс. И неважно будет ли это смерть любимого наследника или же внезапное вторжение ацтеков — скучать не придется. Благо, тут есть чем заняться и, что ещё важнее, список возможностей постоянно растет.
Лучшая DLC-политика
Как я уже сказал, количество новых возможностей в CK2 регулярно растет. Этот показатель присущ не только этой игре, но и вообще всем глобальным стратегиям от Paradox Interactive. Давайте вспомним, как обычно дело обстоит с большинством крупных игр. Вначале идет релиз проекта, который, иногда, оказывается урезан по самое не хочу. Потом разработчики в спешке исправляют тучи ошибок и выпускают патчи (тоже не без багов). И, наконец-то, нам предлагают купить те самые “дополнения-огрызки”, которые были вырваны из геймплея самым нахальным образам. Ну а что бы у пользователей не было претензий, создается пара мелких DLC всё содержание которых — несколько читерных предметов (одежда, приспособления и тд).
Как же поступает компания Paradox. Если быть честным, на старте ситуация примерно такая же как и в других играх — баги и некоторая урезанность присутствуют, но вот потом вектор развития значительно меняется. Примерно каждые 2-3 месяца выходит DLC с бесплатным патчем. Причем, патч не только устраняет баги, но и, зачастую, добавляет в игру много нового. В пример можно привести дополнение Rajas of India. В абсолютно бесплатном патче был добавлен Индийский субконтинент. Правда, если вы хотите получить уникальные для Индийских правителей ивенты – вам придется сбегать за кошельком и купить DLC.
В общих чертах, мне нравится такая политика, потому что при покупке игры можно быть уверенным, что разработчики её не скоро забросят. К минусам же можно отнести баснословную сумму, которую вам придется заплатить за игру со всеми существующими DLC (2769р).
Вам все еще мало?
У каждой игры есть срок жизни. Раньше или позже, DLC к Крестоносцам перестанут выходить, но у игры существует запасной спасательный круг — моды. Так что если вам стало вдруг скучновато, можете накачать игру модами. Кроме того, по игре можно изучать историю и географию. Кто такой Карл Великий, когда произошла Схизма, почему Владимир крестил Русь (изначально он пытался реформировать язычество)— вообщем можно пополнить свою черепную коробку новыми знаниями об эпохе средневековья, а там уже перейти в следующую в хронологическом порядке игру — Europa Universalis 4.
- Разработчики Cities: Skylines 2 переделают внутриигровую экономику
- Paradox Interactive отложила Life by You на неопределенный срок
- Разработку Prison Architect 2 передали бразильской Kokku