Review: Unravel — Запутанная история
Выходя на сцену Е3 для рассказа об Unravel, Мартин Салин страшно переживал. Он не подозревал, что его выступление свяжет публику своим очарованием крепче, чем клубок ниток заигравшегося котенка. Unravel ждали, но боялись за него, ведь ЕА могла убить его душевность финтами, вроде "купи моток пряжи для миляги Ярни за $5.99". Страхи не подтвердились, так что заварите чайку и приготовьте плед. Семейный талисман Ярни отправляется в красивое и светлое путешествие по памятным местам одинокой старушки, чтобы заполнить её альбом фотографиями былого, где семья была больше, смех звучал чаще, а жизнь била ключом. Дружище Ярни пишет реквием, оставляющий двойственные чувства.
В Unravel удивительно живой мир. Внешне он тот же, что и вокруг нас, но через призму миниатюрного существа банальные вещи производят свежее, а порой и уникальное, впечатление. Встреча с лосем потрясает больше, чем сонм дорогих блокбастеров. Адреналина от столкновения с хомяком хватит на пяток боевиков с "Безумным Максом" во главе.
Однако чаще окружающий мир вовсе не замечает Ярни, вовлекая его в совершенно обыденные для нас, но удивительные для ожившей игрушки, ситуации. Вязаный, чьим очеловечиванием гордились бы даже в Pixar, реагирует сродни ребенку: прячется в кусты от непонятного, бежит знакомиться с бабочкой или пугливо осматривает "загадочную" веточку. Природа тем временем живет своей жизнью и тому же семейству ежей, куда-то целенаправленно топающему, нет дела до умилительного мотка пряжи.
Искать её Ярни придется часто, так как Unravel представляет собой весьма любопытный платформер. Нити нашего тела – ресурс, с помощью которого мы продвигаемся по уровням. Для их полного прохождения Ярни больно субтилен, поэтому приходится искать дополнительные клубки. Ярни буквально отдает всего себя этому меланхоличному странствию.
Однако концептуально интересный в начале, геймплей Unravel быстро сводится к решению слишком уж однотипных физических задачек. Мало того, игра жестоко наказывает за неразумное использование ресурсов своего тела, и уровень приходится начинать заново из-за нехватки каких-то нескольких сантиметров до новой пряжи. Такой диссонанс от примитивного игрового процесса с непередаваемой душевностью всего остального откровенно шокирует, а несколько позже и откровенно злит.
Становится ли Unravel от этого плох? Отнюдь. Да, геймплей незамысловат и вся инновационость «пряжной» механики быстро развеивается, но Мартин Салин создал очень проработанный и красивый мир. Смотришь на него и кажется, что самые личные, теплые и красочные воспоминания оживила какая-то магия. Другой инди-проект за однообразность был бы нещадно растоптан, но отсутствие привычного для жанра косноязычия и малый хронометраж нивелируют этот недостаток. Как не вяжи, но Unravel — игра не про захватывающий игровой процесс, а про визуальную эстетику, атмосферу, чувства и… память.
***
Unravel силами безмолвного Ярни рассказывают душевную историю о том, как важна для нас память. Игра становится метафорой течения жизни, а вязаный герой — её нитью, связывающей воедино всё лучше, что мы видели, видим и ещё увидим. Пусть расслабляющий темп разрушается мудреностью и однобокостью геймплея, игра окружает нас невероятным уютом и очаровывает вещами столь повседневными, что это само по себе фантастично. Да, игра не остается в памяти, но заставляет вспомнить её ценность. Красивая, душещипательная и добрая сказка — такова суть Unravel.
- Хендерсон: EA отказалась от Battlefront 3 из-за лицензионных отчислений Disney
- Джефф Грабб: Respawn работает над новой игрой во вселенной Titanfall
- 6 марта состоится трансляция Xbox с показами игр Capcom, Nexon и EA