ShaToon: Полярный Экспресс

Когда ребенок становится взрослым? Конечно же тогда, когда он перестает верить в Санта Клауса (ну или Деда Мороза). За этим крупным разочарованием идет целая серия других, вроде осознания того, что Джерри на самом деле тот еще поганец, а Том – хороший. Наивность уходит, вера в чудеса угасает, а на смену развеселому маскараду приходит серая и унылая реальность. И с годами приходит так знакомая многим мечта: “Хочу быть ребенком!”.

Но нельзя просто так взять и стать маленьким, это не так уж и просто. Другое дело, что можно сохранить ребенка внутри себя и идти в обнимку с ним в будущее, каким бы печальным оно не было. Роберт Земекис, режиссер (“Назад в будущее”, “Кто подставил кролика Роджера”), решил подхватить эту идею и воплотить её в своем волшебном и сказочном мультфильме под названием “Полярный экспресс”.

Главный герой, безымянный мальчишка, который уже год подряд ждет появления бородача в красном пальто у себя дома. Оставив стакан молока и тарелку с печеньем, он начал вслушиваться в каждый звук и писк. Мальчик, как и все дети, ждет чуда. Но в голове, впервые за многие года, начинают зарождаться сомнение. Наивный ребенок начинает взрослеть.

И тут творится магия. Бодрое перестукивание колес и шестеренок сменяется шумным скрипом, миру предстал странный поезд, который остановился прямо посреди асфальтовой дороги. Добрый усатый дядя-кондуктор, показывая свою лучшую улыбку, сообщил, что это “Полярный экспресс”, и он отправляется на Северный Полюс. Мальчик, подавив ненужные сомнения, зашел в вагон. Паровоз, весело посвистывая, отправился в магическое путешествие.

Главная подкупная сила “Полярного экспресса” заключается в том, что Земекис последовал канонам и заложил в свое творение классические идеалы зимних праздников, но при этом решил провести необычный эксперимент, поставив эти самые идеалы в незнакомые ситуации. На самом деле “Полярный экспресс” — это больше, чем мультфильм о Рождестве, на который родители единожды поведут свои чада в кинотеатр, а потом со спокойной душой забудут. Нет, “Полярный экспресс” точно запомнится внимательному зрителю. Земекис удачно передал образ взрослеющего ребенка, а потом задал вопрос, который, видимо, уже давно будоражит его ум: “А нужно ли взрослеть?”.

Персонажи истории, правда, порой вызывают мутные ощущения. Главные герои картины – дети, получились по характеру какими-то уж слишком маленькими, из-за чего они почти не запоминаются и почти не вызывают сопереживания (видимо, не зря у них нет имен). Но зато с другой стороны у нас есть Кондуктор, о котором нам известно ровным счетом ничего, но при этом чуть ли не с самых первых сцен хочется выпить сидра с этим обаятельным усачом и послушать его истории. Но апогеем харизматичности является не он, а бесподобный Бродяга, вольный дух с свободными нравами, который воплотил в себе одновременно все идеалы Рождества и литературные образы железнодорожных безбилетников. Правда, больше всего вопросов вызывает центральный образ картины – Санта Клаус. Казалось бы, что его нужно изобразить в классическом свете, наполнив окружающую его ауру бесконечной добротой и щедростью. Земекис решил пойти по другому пути, сделав мистера Клауса более реальным персонажем. Он не хохочет, как в рекламе Coca-cola, и у него нет огромного пуза, нет, старик вечно спокоен, как удав, и он не сияет от духа этого самого Рождества. Но при этом все равно ты чувствуешь – да, это тот самый Санта Клаус.

И хотя сама история базируется на одноименном рассказе Криса Ван Оллбёрга, большая часть сюжета исходит от самого Роберта Земекиса. Чувствуется влияние Хаяо Миядзаки, который в своих творениях часто озвучивал идею о том, что порой детская наивная вера может быть мудрее взрослого холодного разума. Паровоз, в свою очередь, это не просто транспорт, а материализация детского разочарования, и мечты о том, что это все не обман.

Нельзя не сказать о технической составляющей мультфильма. “Полярный экспресс” сделал определенный шаг в неизведанное в жанре, так как это первый мультипликационный проект, где вся игра актеров передана оцифровкой реальных людей. Технологии были далеко от совершенства, из-за чего порой встречаются огрехи и проблемы. Но в целом все выглядит довольно здорово и зрелищно. Особенно дело вытягивает дизайн, который более чем добротный. Видимо, Земекис, когда увидел красоту, которые они делают, решил затянуть некоторые графические сцены ради увеличения вау-эффекта в кинотеатрах. Но это не такая уж и проблема на самом деле.

__

“Полярный экспресс” — точно не обыкновенный мультфильм про Рождество. Он играет на знаменитых образах и канонах, но при этом выходит за пределы маркетинга, задав своему зрителю сложный, но от того и интересный вопрос: “А надо ли становиться взрослым?”. Пускай и с определенными проблемами технического характера, пускай и с не самыми харизматичными главными героями, но с великолепной атмосферой и прекрасным посылом. Земекис талантливый режиссер, а его нам подарок в виде путешествия на сказочный Северный Полюс – лишнее тому доказательство.

Внутри каждого из нас есть ребенок, друзья. Пускай в наступающем 2016 году каждый из нас почаще начнет выпускать его на свободу. Всех с праздниками! 

 

Больше статей на Shazoo
Тэги: