Review: Человек-муравей
В стандартизации образов, устаревших шаблонах и страхе снимать хоть что-то оригинальное Голливуд обвиняют очень давно, а потому сие занятие бессмысленное, благо у обличителей всех мастей появился новый и достойный того объект – Marvel. Можно долго придираться к пронзающей небеса пафосности «Капитана Америки» или громоздкости «Мстителей», но в определенной степени эти творения были свежи. Как-никак сверхчеловеческая тематика на слуху у массового зрителя лишь несколько лет, а этого маловато для укоров в пресности и серости. «Человек-муравей» эту ситуацию конечно не изменит, но опасения за будущее вызывает нешуточные.
Стоит признать, что рисков с экранизацией приключений этого героя было много. В среде любителей комиксов он не столь известен даже по сравнению с подружкой Дэдпула - Домино. О простых смертных и говорить нечего. Их познания ограничиваются плачущим неудачником в красно-синем трико, дивизией металюдей с лысым инвалидом во главе, да сиротой с фетишем к летучим мышам. Производство тоже шло не шибко гладко. Сильные мира сего из рядов Marvel долго терпели своенравность британского постановщика Эдгара Райта. Подумать только, этот гордец, о ужас, посмел игнорировать их «пожелания» и сделал «Человека-муравья» самым необычным, экстравагантным и авторским супергеройским фильмом за все время существования этого жанра. Мало того, что негодяй не желал подстраиваться под милую кошелькам владельцев студий формулу успеха, так ещё и вздумал привнести изменения в весь процесс съемок: от написания сценария до кастинга.
«Хватит это терпеть», - решили оскорбленные спустя несколько лет с момента начала производства и попросили Эдгара Райта удалиться. На его место пришел куда менее талантливый, но, зато более покладистый, Пейтон Рид и начал творить… простите, подгонять разудалое кино с юмором в лучших британских традициях под планку качества уровня «Тор + Капитан Америка = здравствуй безвкусица». Его стараниями стерилизация многострадальной картины прошла почти успешно, и миру явился фильм-шизофреник.
Дух Райта витает над «Человеком-Муравьем» и эта двойственность, созданная усилиями Рида, вызывает когнитивный диссонанс (у автора он случился). Юмор в стиле «Армагеддца» разбавляется типичными марвеловскими шуточками, ориентированными на 12+. Они отнюдь не плохи. Они просто утомили. Хотя ради упоительных моментов с муравьями, прелесть ситуаций с которыми была понятна и без слов (буквально!), их стоило потерпеть. Да и в целом моменты с насекомыми были одними из лучших. Братья наши меньшие - куда менее раздражающий и более надежный способ заставить сопереживать, чем те же дети. В «Джоне Уике» Киану Ривз мстил за песика – в «Человеке-Муравье» Пол Радд мстит за муравья.
Необычный визуальный стиль и уникальные фишки из первоисточника, дополненные идеями британца, нивелируются банальными приемами, которые устарели ещё в «Людях Икс». Чрезвычайно изобретательную постановку боев подпортили «обязательными» пафосными сценами, а очень хорошую задумку со сменой перспективы и чередованием планов, включая макро, дополнили излюбленным приемом американских кинематографистов – поясным планом. Конечно, для большинства зрителей сие даже проблемой не будет считаться, но душа перфекциониста страдала при виде такого варварства.
Не подумайте, что фильм тоскливый. Отнюдь, он в меру зрелищный и в меру веселый, как и полагается летнему блокбастеру. Вот только от него несет клишированным душком канонов Marvel. Не полезь правообладатель со своим уставом к режиссеру, возможно, на экраны вышел бы «Безумный Макс» от мира комиксов - очень нетипичный, но свежий и бодрящий, как шокер в печень, комедийный боевик. К сожалению, этого не случилось ещё и по причине сценария, фактически ставшего жертвой группового изнасилования.
Конечно, нельзя утверждать, что всё лучшее в «Человеке-Муравье» от Райта, но сложно представить, что автор «Зомби по имени Шон» и «Скотт Пилигрим протии всех» при содействии Джо Корниша справился бы с сюжетом хуже, чем со всем остальным. Зато при взгляде на Адама МакКея и сотоварищей, чья деятельность как сценаристов, мягко говоря, не впечатляет, очень даже можно. К тому же, именно отказ вносить правки в историю стал ключевой причиной избавления от Райта. Без него бедную историю перекраивали неоднократно, и вот, что получилось в итоге.
Скотт Лэнг, как главный герой, изначально обезличенный подобно «Безумному Максу», чтобы продвигать иную историю – разборки и воссоединения Хэнка Пима и его дочери, обзавелся новым мотиватором. Вместо больного сердцем ребенка, ради излечения которого Лэнг в комиксах и начал аферу с пимовским костюмом, бывший вор решил сразу попрощаться с темным промыслом и стать героем в глазах своей пятилетней девочки.
Цель благородная, но в рамках безбашенной комедии от автора «Типа крутых легавых» смотрящаяся настолько глупо и сопливо, что попкорн вперемешку с радугой стремятся на волю. Лишь актерские и комедийные таланты Пола Радда, исполнившего эту роль, хоть как-то сглаживают впечатление. И всё же жаль, что душещипательные сцены прямиком из худшей драмы-слезогонки несколько испортили очарование медвежатника-балагура. Не постарайся кучка второсортных писак над его образом, получился бы Звездный Лорд, только ещё больший прохиндей с чуть меньшим самомнением. На экранах же оказался обаятельный, но простоватый инженер-затейник с замашками паркурщика.
Майкл Дуглас ветеран и уж к нему-то придраться сложно. Там, где напортачили сценаристы, он задействовал свой опыт и привнес тот необходимый драматизм, обязательный для любителя жанровых коктейлей Эдгара Райта, который включал в себя персонаж Пима. Эванджелина Лилли дополнила его игру: её образ умной и сильной женщины, оставшейся в душе обиженным на отца ребенком, получился достаточно цельным. Да и шутки из зала про «динамщицу бедняжки Леголаса» забавляли.
Вот только смещение акцента с этого дуэта на ванильную драму Лэнга и его дочки Кэсси привело к тому, что история Дугласа и Лилли смотрится притянутой за уши и недосказанной, а чрезмерное количество отцов и детей сказалось на легкости восприятия «Человека-Муравья». Стараниями Пейтана Рида дивный и гармонично сбалансированный из драмы, комедии и боевика коктейль Райта превратился в стакан водки… с сахаром.
По этой же причине Майкл Пенья и порождаемые им неловкие ситуации вызывают странные ощущения. В эпизодах, над которыми старался Райт, он смешил, а в измененных сценах Рида – слишком выбивался из общей атмосферы. Лишь к Кори Столлу нет претензий. Желтый шершень и в начале-то не претендовал на глубину, а с приходом Рида не сильно изменился. Как был плоским злодеем с правильно поданной мотивацией, так им и остался.
******
«Человек-Муравей» должен был стать эффектным закрывающим фильмом второй фазы кинокомиксов Marvel, но не стал. Останься Эдгар Райт на своем месте, картина получилась бы, вероятно не такой прибыльной, как «Мстители», но абсолютно точно запоминающейся и без преувеличения уникальной. Нежелание Marvel слушать умных людей и банальная жадность привели к тому, что «Человек-Муравей» поскучнел. Влияние Райта в нем осталось и прибавило изюминки, но вместо убийственно смешного шедевра вышел гадкий утенок: местами зрелищный, местами необычный, но стерилизованный, как чей-то несчастный кот.
Блиц-ревью для самых ленивых и убегающих на работу
Смена режиссера превратила «Человека-Муравья» из бриллианта в гальку. Качественный юмор разбавили шутками для альтернативно одаренных. Визуальная часть во многом осталась прежней, а это значит сочные спецэффекты и необычные ощущения от созерцания роскошных макропланов. Жаль, на вечеринке с кучей красоток Скотт Лэнг не посмотрел наверх – его ждали бы интересные сны. Боевка тоже не пострадала, но ряд сцен можно было бы и убрать – они попросту излишни. То, как проходной персонаж, коим Человек-Муравей является в глобальных масштабах, навешал люлей одному из новых мстителей, говорит не в пользу будущей экранизации. С актерским составом все чудненько, а вот со сценарием нет. Актеры хорошо сыграли свои роли, а вот сценаристов стоило бы уменьшить и отправить в квантовый мир. Ну и режиссера до кучи. Так запороть и испоганить почти готовое произведение искусства – надо очень постараться. Ради общего образования посмотреть стоит, но покупки недостоин.
- Первый тизер "Капитан Америка 4" с Энтони Маки — премьера в феврале
- "Блэйд" лишился уже второго режиссера
- Вышел первый трейлер "Веном 3" с Томом Харди