Критический взгляд: SteamOS
Вчера вечером Valve объявила начало своей новой эпохи с SteamOS и в большинстве своем этот анонс был встречен позитивно. Хотя Valve явно не собирается по своей воле в ближашее время уходить с Windows, они решили не только подстраховаться, но и предоставить своим потребителям выбор – а выбор, это всегда хорошо. Он приводит к конкуренции, которая только положительно отражается на качестве продукции.
Гейб решил устроить революцию и первым крупнокалиберным снарядом стала SteamOS. На этой неделе будет еще два залпа: SteamBox и что-то связанное с коробкой и SteamOS.
По мере того, как раш воодушевления спадет, как насчет того, чтобы взглянуть на SteamOS с критической точки зрения?
Правильный ли шаг совершает Valve?
Не приведет ли распространение SteamOS к очередной сегментации рынка, которой и так более чем достаточно?
Сможет ли Valve конкурировать с Windows и Mac за потребителя? А с Next-gen?
Какой ответ последует со стороны противников Valve?
На данный момент Valve не делилась подробностями SteamOS в связи с чем можно делать лишь предположения относительно того, на что будет способна система.
По известным данным, Valve не пытается как можно быстрее свалить с Windows. Было бы глупо покидать платформу, на которой сидит большинство современных геймеров, убедить которых к переходу на SteamOS будет не просто. И это одна из слабых сторон – многие сегодня вполне довольны сложившимся положением дел, когда они сидят на Windows и используют Steam в качестве платформы для запуска игр. У многих мощные PC, они и без того знают как подключать свои машины к ТВ и играть на контроллерах. Это геймеры топовой категории, которых переманить будет очень сложно.
Это же касается и казуальных геймеров, которые не будут готовы возиться со SteamOS и адаптироваться к работе в новой среде. Это объективно одна из сильнейших сторон Windows – большинство людей, которые играют в игры, знают как обращаться с Windows.
Нынешний гейминг и позиция Valve в нем очень хорошо существуют. Именно поэтому компания решила устроить встряску и сделать новую платформу – консольный PC. Сложно сказать, что будет в краткосрочной перспективе, однако зная как сильно фан-сообщество Steam, можно ожидать, что хотя бы 5-10% пользователей Steam перейдут... нет, не на SteamOS, а на SteamBox. И это двусторонняя ситуация.
Valve находится в позиции нового игрока, который намерен привлечь аудиторию гибридом – специально разработанной средой и железом для оптимизированного гейминга в ряд ключевых тайтлов. SteamOS как таковая в действительности не будет играть серьезной роли. Как раз по этой причине Valve распространяет ее бесплатно. Вместо этого ключевым элементом новой структуры станет SteamBox. Как будет выглядеть коробка – сложно сказать, но судя по анализу ситуации, SteamBox можно будет купить в двух вариантах – мини и макси. Первая рассчитана на среднего геймера, который хочет поддержать Valve и Linux, при этом стримить игры со своего вполне нормального PC к себе в гостиную комнату и наслаждаться игрой на диване без лишних проблем.
Такой мини-SteamBox будет управляться при помощи контроллера либо приложения на вашем телефоне.
Макси-SteamBox будет представлять из себя полноценную игровую платформу рассчитанную на энтузиастов. На тех смельчаков, которые готовы рискнуть с новой платформой включающей полностью оптимизированное железо для максимальной производительности. Макси-SteamBox будет регулярно обновляться, позволяя разработчикам выжимать из коробки все соки, как это делают разработчики на обычных консолях.
Возможны и другие варианты, однако данный представляется наиболее разумным шагом для Valve.
Если они выпустят на рынок слишком много разных SteamBox-ов, то это лишь будет путать потребителей.
По какому пути они пойдут – узнаем уже скоро.
В долгосрочной перспективе Valve ставит себя на позицию альтернативной консоли, так же как это пытается сделать Ouya и прочие. Но будет ли это достаточно привлекательно, вместо покупки PS4 или Xbox One? Сложно сказать, однако я все же сделаю ставку на next-gen консоли.
То что делает Valve – это верно со стратегической точки зрения. Разработка системы вряд ли обошлась очень дорого с учетом того, какие безумные деньги они зарабатывают. Кроме того, SteamOS+SteamBox предоставят Valve вполне рабочий выход за пределы Windows – в чем и заключалась цель Гейба Ньюэлла – иметь возможность привлекать разработчиков и геймеров к открытой платформе. Даже само существование SteamOS будет напоминанием Microsoft, что в любой момент Valve может закрыть сервера Steam на Windows. На сегодня нет ни одного сервиса, который будет способен заполнить вакуум, а это приведет к оттоку игрового сообщества из Windows. Крайне маловероятно, что Valve сделает это, но если придется... .
Я не могу четко проследить планы Valve – не со столь ограниченными данными. Они знают к чему стремятся, нам же это только предстоит узнать. Сейчас же Windows, PS4 и Xbox One находятся далеко за пределами досягаемости SteamOS/SteamBox просто из-за своей позиции новичка. Но это может измениться.
Valve уже прикладывает огромные силы, чтобы удерживать доминирующую позицию на рынке PC гейминга, дабы получать процент от всего. Стоит помнить, что Steam – это по сути та же DRM, благодаря которой они получают действительно большие деньги. Будет ли SteamOS такой открытой как хочет того Гейб. По некоторым предположениям, если они не закроют систему, то будут вынуждены иметь дело с проблемами защиты и совместимости, так что обычная публика будет видеть систему не лучше чем Windows, а может быть даже еще комплексней.
Будет крайне необычно, если Valve не залочит свои игры тем или иным образом на SteamOS/SteamBox. Ведь именно таким образом они насаживали Steam много лет назад - когда он стал обязательной частью Half-Life 2.
Несмотря на все заслуги Ньюэлла, его едва ли можно посчитать мессией – он такой же бизнесмен, который стремиться к власти на рынке. Если вы считаете иначе – то это очень наивный взгляд на вещи.
Вы можете относится к "революции Valve" как хотите, однако я уверен, что как минимум за ними будет интересно наблюдать. Это шоу куда свежей и необычней чем PS4 vs Xbox One.
- Слух: Valve работает над Android-эмулятором для Steam
- Steam-чарт: Предзаказ Dragon's Dogma 2 ворвался в тройку
- В Steam новый рекорд — 35 миллионов одновременных пользователей