Sunday Science: место девушек в цифровом социуме и мужской империализм

Недавно в сети была опубликована работа профессора лингвистики – Деборы Таннен, которая известна рядом исследований на тему различий между тем как общаются мужчины и женщины – и как это может приводить к недопониманию и всяческим подобным проблемам.

Представьте себе ситуацию. Пара едет в машине и женщина спрашивает: "Не хочешь остановиться выпить кофе?", мужчина отвечает – "нет, спасибо" и они едут дальше. Женщина, которая на самом деле сама хотела остановиться, злится из-за того, что ее желание проигнорировали, тем временем мужчина раздражен, что ему просто прямо не сказали чего хотят.

Таннен использует еще один пример для того, чтобы проиллюстрировать свою веру в то, что для мужчин общение основано на сборе информации и демонстрации статуса, в то врем как для женщин – разговор является клеем, который укрепляет отношения:

"Теперь я понимаю, что мой муж просто подходит к миру как и многие мужчины: как место, где люди пытаются достичь и удержать статус. Я же, с другой стороны, подхожу к миру как многие женщины: как к сети связей находящихся в поиске поддержки и консенсуса."

Если принять эти фундаментальные различия в подходе к коммуникации, то не удивительно то, что это отражается на том как мы используем социальные медиа. В материале Портера Новелли "Мужчины с Foursquare, Женщины с Facebook", отлично продемонстрировано то, как женщины используют социальные каналы в основном для укрепления существующих социальных связей, и для общения с друзьями и семьей. В то же время, мужская активность в основном сводится к демонстрации и обмена статусом и распространения своих мнений с миром.

На сегодняшний день сделано очень многое для увеличения активности женщин в сети. Особенно это заметно благодаря стремительному развитию таких сайтов как Pinterest и того же казуального гейминга, что делает интернет более разнообразным, в какой-то мере даже демократичным. В идеальном мире можно было бы прийти к выводу, что то как женщины оккупировали социальное пространство – является признаком того, что мы, наконец, преодолели традиционное гендерное разделение связанное с техникой, и клише, будто компьютеры – это прерогатива мужчин. Однако, в действительности существует сильный контраст между присутствием женщин в качестве потребителя и жителя сети и тем, насколько высока вероятность, что они будут выступать в качестве творцов.

Цифровой бизнес уже сегодня представляет из себя крупную часть нашей будущей экономики, но согласно данным Британского правительства, лишь 12 процентов рабочей силы в сегменте технологий – женщины. Таким образом, сектор будет иметь доступ лишь к небольшой части потенциальных талантов, а продукты создаваемые индустрией, могут отражать мышление и коммуникационные предпочтения создателей, вместо сообщества в целом. Кто знает, что мы можем упустить если получится так, что мужчины станут империалистами интернета – относительно небольшим сегментом общества который контролирующего силу и богатство концентрируемое благодаря способам и типам продукции?

Нет, конечно это не значит, что женщины ведут исключительно потребительский образ жизни в интернете. Существует отдельный сегмент женщин-творцов, женщин руководителей – тех, кто создает современный интернет. С каждым годом появляются новые сети и организации такие как Women in Technology, Web Heroines и SheSays. Правительства некоторых стран занимаются спонсированием подобных структур. Но... будет ли этого достаточно? Что если такого количества женщин и девушек просто будет слишком мало, чтобы повлять на ситуацию? Будем откровенны – до сих пор существует клише, что мальчики разбираются в технике лучше девочек. Однако подобное мнение просто абсурдно в обществе, где цифровые технологии являются основой и объединяют наши жизни вместе. Каждый продукт, каждый сервис, каждый опыт сегодня подвергается влиянию цифровых технологий. Подобный переход в том как мы живем требует внимания от всего общества, дабы интересы всех были учтены. 

Эмма Мулкуини – со-основатель сообщества Coding for Kids, предложила, что лучший способ борьбы с гендерным дисбалансом – это сделать так, чтобы дети начинали знакомится с технологиями в достаточно раннем возрасте, когда сознание детей еще не затронуто клишированным мнением, что девочки должны интересоваться другими вещами – предпочтительно розовыми и пушистыми. В частности, можно было бы вводить базовое программирование для школьников от девяти лет и старше, а не ждать, когда им исполнится 14 лет и они уже будут принадлежать к тем или иным социальным группам. Кроме того, это решит еще одну проблему – это позволит с раннего возраста развивать понимание цифрового сообщества и как в целом работают вещи, как вертится наш мир. 

Можно ли представить себе будущее, где разработчики будут отделены от бизнеса? Крайне сложно. В последние 10-15 лет были созданы новые структуры по созданию и распространению информации, новостей, торговли, потреблении музыки, фильмов, книг и, естественно, структуры предоставляющие нам социальные элементы для общения. Девелоперы – это новые предприниматели, которые строят платформы будущего, и тот факт, что в эти группы не входят женщины, способно в будущем ограничить доступ к власти и благосостоянию всего гендера. 

Photo by Alexis Mire

Больше статей на Shazoo
Тэги: