The Last of Us Part II

Ценность из потери

The Last of Us Part II

CryptoNick

Осторожно, этот текст полон спойлеров и подойдет только тем, кто прошел игру или знает ее сюжет. Материал был почти готов еще летом 2020 года, но после выпуска ремастера приобрел только больше актуальности.

Отступление: это авторское эссе об идеях, которые были замечены в The Last of Us Part II. Любой человек в силу субъективного опыта восприятия может найти для себя что-то другое, но я вижу именно трагедию о нереализованном прощении и любви. 

Есть игры, которые являются только видеоиграми, самый простой пример — “Тетрис”, где все сводится к простой механике, а есть такие истории, когда геймплей в игре вообще почти не играет роли и выступает скорее сопровождающим элементом для истории, хотя сам интерактив делает переживание более субъективным. 

Что самое важное в игре? Геймплей. К сожалению, с его помощью очень редко кто-то умеет раскрывать сюжет. Обычно он передается с помощью катсцен, то есть в видеоигре больше преобладает визуальный нарратив, что, традиционно, считалось атрибутом кино, но не игр. Игры должны пытаться рассказывать историю с помощью игрового процесса. Отличный пример — момент в Uncharted 4, когда Дрейк после кораблекрушения пробует карабкаться по горе. Он измотан, устал и игрок буквально стиками чувствует это. Такого погружения в произведение невозможно достичь ни одному фильму. К сожалению, в The Last of Us Part II таких моментов меньше, но они есть и отлично работают в финале.

Например, когда Элли встречается с Норой в больнице, то у нас начинается процесс допроса. Naughty Dog показала его с помощью камеры со стороны Норы и QTE момента. Игрок нажимает кнопку, видит лицо Элли, которая бьет Нору и у нее разительно меняется лицо от ужаса. Она осознает, что она ничем не лучше тех, кто убил Джоэла. Это сильная сцена, но студия побоялась, что игрокам не понравится жестокость. Игроки уже потом понимают, что Элли допросила Нору, но это было вне геймплея, даже вне визуала. Подобных моментов в игре будет несколько, и многие из них касаются мести, но так ли это?

Одно из главных заблуждений, относительно The Last of Us Part II заключается в том, что это игра про месть. Удивительно, но буквально до последних минут игры остается такое впечатление. Вся история — попытка Элли отомстить за вероломное убийство Джоэла группой бывших цикад и их новых друзей, но в последние минуты сама Элли дает подсказку, что это не так — это попытка Элли простить Джоэла за то, что он не разрешил ученым из Цикад убить ее ради создания вакцины. В этот момент я понял, что Нил Дракманн и другие геймдиректоры не хотели показать типичную месть, они хотели показать путь осознания прощения, возможно, кто-то из них даже читал работы Поля Рикёра и Ханны Арендт — двух самых известных философов занимавшихся этой темой.

В философии существует подраздел, который занимается изучением прощения, которое неразрывно связано с местью и религией. И вопрос религии очень остро стоит в TLOU2. Этому посвящен целое местное религиозное течение, с которым воюют в Сиэтле. Это очень радикальный культ, чем-то напоминающий амишей, кто-то считает, что это аллюзия на борьбу между Палестиной и Израилем. Израиль — WLF, Палестина — Серафиты. Пренебрежение собаками второй стороны как раз подсказка к этому — в исламе собак не любят.

Меж строк игра критикует культ, когда из него выходит девушка Лили (Лев), которая хочет быть охотницей и воином, но обычаи ей это запрещают. Она воспринимает себя как мужчину, но на самом деле ее хотели отдать в жены одному из старейшин, а она подстриглась в воины, тем самым опозорив свою семью.

Радикальные культы — не только избитое клише, но и один из самых правдоподобных способов развития общества после апокалипсиса. Слабым людям, потерявшим надежду, намного легче удариться в религию, которая объединит их в сильные группы. Да и такая история кажется вполне реалистичной и важной для религиозной Америки с ее пасторами и историями про культы даже вне апокалипсиса.

Однако, основная идея игры не противоборство двух взглядов на жизнь и общество, а поиск способа простить. В The Last of Us 2, таким способом появляется интересный метанарратив, а именно исчезает субъекто-объектное отношение к “мобам”. Мы убили не просто безликого доктора, а отца одной из героинь The Last of Us 2 — игрок своими действиями в первой части не просто убивает очередного врага (хоть и делает это Джоэл), а убивает близкого персонажа для главной героини, если ассоциировать себя с Эбби. 

Мы убиваем не просто моба, но близкого нам персонажа. Это сильный прием, показывающий, что в конфликте нет одной правильной стороны, но понимаем мы это только в самом конце. В начале создается ощущение, что девушка хочет отомщения за Джоэла. Игрок вообще не знает, что происходит между ними двумя в последние годы. Игра раскрывает это постепенно, а в конце происходит кульминация. Элли ненавидит Джоэла. Она хотела бы лучше умереть там на столе, чем жить с чувством, что решили за нее. Всю игру на самом деле она ищет способ простить его.

Тут происходит важный момент. Согласно философу Полю Рикеру прощение происходит через дар. Дар Джоэла Элли очень сложно понять до самого конца игры, но он был задуман еще в первой игре — это возможность играть на гитаре.

Элли любит музыку и ей импонирует игра на гитаре. Еще в первой игре Джоэл обещал научить ее играть и сдерживает слово уже во второй части. Нам это показывают не просто роликами, но дают самим попробовать. Таким образом, геймплейная механика раскрывает историю обучения и общения Джоэла и Элли. 

Элли осознает, что Джоэл дал ей этот дар только в самом конце игры, когда теряет два пальца в конечной схватке с Эбби. И нам показывают такой исход с помощью геймплея — Элли больше не может брать аккорды. Мы больше не можем брать аккорды.

В философии есть термин “онтологическая ценность”. Предмет или явление, в данном случае навык, обладают ценностью не сами по себе, а благодаря связи с бытием. Если простым языком, то есть подарок, а есть предмет. В подарке заложена уже ценность без условия того, какой это подарок. Если человеку что-то дарит близкий человек, то этот предмет может быть ценным просто потому что является подаренным. Также это отлично ощущается во время потери. Например, когда в детстве  я одалживал диск с игрой другу для первой PlayStation, который мне тогда не нужен был, то после этого внезапно снова хотелось в него поиграть, а до этого такого желания не возникало.

И в этот момент игра на гитаре для Элли и игрока обретает дополнительную ценность через потерю. Мало того, что Элли не может играть на гитаре, она осознает какой дар получила от Джоэла. Тем самым происходит прощение персонажа. Она поняла, что все, что он делал было для нее. А еще это личная катастрофа — из-за ее пути мести она потеряла важную нить связи с  Джоэлом — навык игры на гитаре.

Также данную сцену можно рассматривать, как метафору. Джоэл любил гитары и игру на них, это можно понять, если побродить по его дому. Утрата возможности игры является осознанием того, что он ушел и его больше не вернуть. Смысла в мести нет.

Ханна Арендт говорила, что только тот, кому уже простили, может простить сам себе. Эбби буквально простила убийства Элли, когда отказалась убивать Дину. Но Элли и сама ищет искупление. Она хочет простить не только Джоэла, но и саму себя за то, что не смогла отомстить за него. 

«Только тот, кому уже простили, может простить сам себе» (Арендт)

Тут открывается второе дно истории Элли. За всю игру происходит процесс взросления и инициации персонажа. Она из импульсивного подростка превращается в более спокойную девушку.

В древних обществах и племенах были обряды посвящения детей в юношей и девушек. Часто это были определенные испытания. В игре Элли проходит через такой же обряд. К концу игры она меняет прическу, лишается двух пальцев и, кажется, серьезно меняет характер. 

Из импульсивного подростка, которому нужна только месть, Элли превращается во взрослую и, возможно, мудрую девушку. С каждым убийством она начинает задумываться, что делает что-то нет так. Начинается это с Норы, когда она буквально не хочет ее пытать, а заканчивается Мел, когда она полноценно ломается и понимает, что ничем не лучше убийц. Тем не менее финал происходит только схваткой с Эбби, когда Элли понимает, что зашла слишком далеко.

Милосердие к Эбби это не просто отказ от мести. Это возможность новой жизни и прощение Джоэла. Не зацикленность на одном, освобождение от травм прошлого, начало новой страницы и следующей истории в мире The Last of Us. В которой Элли уже простила саму себя, Джоэла и приняла верные решения. Ее жизнь имеет ценность здесь и сейчас, а не только под операционным ножом в Солт-Лейк Сити, а их с Эбби решения в конце сюжетных веток показывают, что даже в постапокалипсисе может существовать прощение, а не просто желание выжить любой ценой.

Больше статей на Shazoo
Тэги:

35 комментария

Как по мне Элли и Эбби всю игру бояться разобраться в себе и вместо этого выбирают путь ненависти ибо так проще. Эбби е'ет не то что Джоэл батьку убил, а что она его не спасла. Спасла Льва - успокоилась. Элли же всю игру боится вопроса - может ли она простить Джоэля? так боится, что ей проще пол Сиэтла вырезать, чем разобраться в себе. В конце она делает выбор и этот выбор, при всей её ненависти к Эбби, это подарок отцу и в этот момент она понимает, что простила его. Крик облегчения, всё дела и больше не будет мучить лицо Джоэля перед смертью, ведь страшно не то, как он умер, а то, что умер непрощенным.
А тема с гитарой мне показалось излишней драматизацией, как и слишком жирно Эбби превращается в Джоэля

1

@RichYorick, ну гитара просто была и в первой части и они ее так "протянули" сквозь дилогию

0

@CryptoNick, приём то понятен и он норм) просто финал на пляже оч круто прописан, мало того, что понимаешь о чем на самом деле была игра, так и то, насколько Last of us 2 это сиквел первой части, которая заканчивалась вопросом - что будет когда Элли узнаёт про обман Джоэля? Финал сиквела такой - бууум она его простила и приняла его выбор. И вот после этого прям такая жирнота с гитарной метафорой... Тип 1 часть эт "Дорога", вторая эт "пограничная трилогии" того же Маккартни, а метафора о потери связи с отцом.. ну немного подростковыми сюжетами отдаёт. Ярко и доходчиво, но как мне показалось вычурно и выбивается из стиля

0

@RichYorick, на мой взгляд нам показывают Элли, которая потеряла вообще все в своей жизни в погоне за тем, за чем гнаться не нужно было: Джоэла, его "дар", Дину, сына, семью и все связи. Потеряла себя.

0

@CryptoNick, а по мне, если в 1 части "хеппи энд" с тучами на горизонте, то в сиквеле, при общей безнадёге, Элли уходит "за горизонт" и наконец может начать нормальную жизнь. Её мучил отнятый у неё выбор, Джоэля она любит, но логично ощущала себя придатком, фигли, мужик решил распорядиться её жизнью. Кто она? Что она? Могла мир спасти, а что её жизнь сейчас?
Собственный выбор который она делает сама в финале, позволяет ей выйти из этого состояния. И тот же потерянный "дар" и связь с Джоэлом, как по мне, во благо. Жизнь полна потерь, они нас делают сильнее, закаляют. То, что потеряла Элли, по мне помогло ей встать на ноги и избавиться от синдрома несостоявшегося Иисуса, потеряв многое и многих, наконец то обрести себя и контроль над СВОЕЙ жизнью

0

Классический СПГС

2

мистер сова проходите, глобус уже нагрет)
а на релизе вроде как они говорили о том что игра про то что мстить плохо) теперь уже отцов притянули, при том что сам "батя" отьезжает в лунку на первых 30 минутах игры)

12

@alexx92rus, вся игра про этого батю, но вы только первые 30 минут видите, лол

0

Лучшая игра последних лет!

5

На самом деле очень интересная статья, я получил большое удовольствие. Спасибо!
С релиза игра не отпускает, уже почти 4 года. Каждое прохождение замечаю всё новые и новые детали (привет наивным ребятам, которые не искренне верят, что сюжет там ограничивается «месть - плохо»).

Раньше для меня TLoU1-2 были на втором месте среди всех любимых игр, уступая только RDR1-2, но после ремейка и ремастера второй части всё-таки выбились на первое место. Уж больно приятно в неё играть, а сюжет всё же сильнее не отпускает

1

Почему автор рецензии не говорит о феминизме, который во второй части совершенно не прикрыт и имеет ярко выраженный агрессивный окрас.

3

@Bogart, потому что не должен об этом говорить, потому что для Дракманна феминизм не является чем-то агрессивным и ярко выраженным, он в нем вырос. Потому что в игре главные мудаки — женщины, например, еще. Что Эбби, что Элли.

2

@CryptoNick, Эбби в игре непогрешимая святая, автор её даже на крест повесил коспелеить Иисуса.

1

@alterago, которая предает своих и благодаря ей вся их операция превращается в резню? Ага.
Если Эбби Иисус, то Элли тогда кто? Отец, раз ее спасает?

-1

@CryptoNick, так Эбби, как непогрешимый маяк нравственности, оставляет группу воинствующих вояк чтобы спасти ребёнка. Всё что делает Эбби - правильно и высокоморально, нельзя об этом забывать ни на секунду.

1

@CryptoNick, феминизм - это не агрессия, а попытка искажения человеческой природы, взаимоотношений полов, образа, роли и места женщины в социуме, которые складывались тысячелетиями.

0

@Bogart, часть древних обществ были матриархальными, у женщин всегда была важная роль в социуме и нет ничего страшного в том, что доля власти женщин и мужчин у человечества со временем меняется в ту или иную сторону

-1

@CryptoNick, матриархата не было никогда, запомни. У женщины очень важная роль в социуме, с этим никто не спорит, глупо и безответственно это оспаривать, однако какова это роль, именно здесь и происходит подмена понятий, если так продолжится мы все придем к тому, что вся цивилизация, рано или поздно просто вымрет

0

@Bogart, на самом деле был, но очень редко. Например были такие традиции что мужчинам отрезали часть пальцев и выкалывали один глаз. Чтобы они восстание не подняли.

0

Чтобы понять Last of Us 2 нужно посмотреть двести книг и прочитать тысячу фильмов.

1

@Psycho_ZZ, ещё нужно иметь iq минимум как у Эйнштейна, и нельзя смотреть игру на ютубе, нужно обязательно играть самому и выбить платину, желательно на разных аккаунтах 🤣

2

@NikKart224, осторожнее, так и до сумасшествия недалеко

0

@ToruZero, ну да, фанам сумасшедшего злобного дракмана не далеко до сумасшествия, а очень близко, а некоторые фанатики уже совсем того, нейронные связи в голове полностью атрофировались, они же ведь реально верят, что эта игра создана для людей с высоким iq и её ни в коем случае нельзя смотреть на Ютубе, а иначе не поймёшь смысл сюжета.

0

@NikKart224, действительно на ютубе нельзя смотреть. Бесполезная трата времени. Да и играть нежелательно. Я даже могу добавить, что жируха это просто моб. Ее не надо " Понимать" , ей не надо " Сопереживать " В любой нормальной игре ее надо просто зафармить и залутать. А разбираться в проблемах почему например у гоблина рысеглаза такая мотивация а не другая, никто не будет.

0

Да нет во 2-й части никакого глубокого сюжета, самое слабое место игры, полное разочарование. Ну ок, показали нам сторону злодеев и их мотивы, Эбби и остальных, чересчур прям уделили этому так много времени игры. Не знаю, нет харизмы ни в одном из персонажей 'с той стороны'. Плюс вся эта повесточка... 1-я часть конечно шедевр на все времена, но 2-ю спасает шикарный геймплей, стрельба, стелс, реализм. В этом плане конечно высший уровень, который трудно будет переплюнуть.

И главный вопрос - а зачем убрали Джоэла? Героя, на котором держалась серия, ну лично для меня. Можно было бы сделать ещё пару частей об из приключениях с Элли. Вместо этого получили посредственную месть лесбиянки.

1

@Artemio303, для тебя сюжета нет, потому что ты называешь обычных людей (эбби) злодеями, хотя они по сути такая же комунна как и джоржтаун. И это Джоэл первый устроил резню в больнице, за что и поплатился.

У мен есть шикарный пример. Я прошел эту игру с девушкой(она смотрела) после сериала , игры она на дух не переносит и в ее представлении игры это тетрис и 3 в ряд. В первый час она меня спросила «и вы вот так играете? Час смотрите болтовню и медленно ходите по городу?». Когда начался геймплей за эбби она хотела перестать смотреть тк эбби ей вообще не нравилась. В конце игры эбби стала ее любимым персонажем, а на Элли она говорила что «какая то тупая неугомонная дура, всех и все потеряла»

Вот смотря на это пример, я понимаю что у дракмана получилось сделать шикарную историю.

1

@Incrave, это все понятно, я лишь поделился своими впечатлениями. Возможно, мои ожидания были завышены после 1-й части, но сюжет никуда не двинулся, показали по сути локальную разборку двух коммун. Сюжет вселенной игры никак не расширили. Лесбиянки, перекачанная деваха, трангендер... Ни одному из персонажей не хотелось сопереживать, т.к они не вызывают интерес лично у меня. С какого то момента, хотелось просто быстрей пробежать сюжетку, но в тоже время я кайфанул с геймплея, графики. Ничего не навязываю.

Рад, что твоя девушка заценила)

0

@Artemio303, все совершенно верно

1

Шедевр с точки зрения построения сюжета. Ничего и близко в игровом мире не было до этой игры. Жаль что многие ее не поняли, или не захотели понимать. Правда не совсем согласен с автором в плане идей, но они куда лучше высеров в интернете. Расписывать лень, выскажу про самые главные поверхностные моменты, встречающиеся на просторах сети, и от которых у меня пригорает )). Итак, по моему мнению. Игра не учит тому, что месть это плохо. Игра не пытается сделать из Джоела плохого. Игра не заставляет любить Эбби. И если в игре где-то и есть прощение, то только в отношениях Джоел - Элли

2

Для того, чтобы не приходилось тратить уйму сил на прощение, достаточно лишь не обижаться.
Ну не дал убить и не дал, пойми человека, этого не изменить. В следующий раз учитывай подобную возможность развития событий и предвосхищай их.

1

@Temur544, тут все же важнее путь к этому, как раз этот путь игра и показывает.

1

Буков много конечно. Единственное что я понял из ласт оф ас 2, это что Даркман оказывается альтернативно одаренный. Была классная франшиза. А он ее закопал. Ну и повестка, повестка, повестка всюду. По сравнению с тем же хелдайверс 2. Дно днищное.

-2

Бесячий сюжет во всех отношениях. Простить она его не может, видите ли. Иди и убейся об стену, раз жалеешь что осталась жива. Соевые придуманные проблемы отцов и детей.
Попытки автора "обмануть" игрока, показать ему одно под видом другого - это опасный ход, не каждый справляется с этим. Дракман совершенно не справился - мне как в начале было плевать на этот ходячий конкурс по женскому бодибилдингу в условиях постапока, так и в конце мне было плевать на Эбби - она ни чем не запомнилась и ни чем не выделилась - меня не особо знакомили с ней, не давали узнать лучше её как человека - лишь показали её мотивы и то что ей движет месть за отца - всё. Элли же, конечно, убив сотни случайных и не очень людей по пути к Эбби - в конце жалеет её саму и отпускает - верю))) Это как срать себе в штаны и лишь последнюю порцию кала высрать в унитаз и гордиться после этого что не обосрался - отличный ход для игры.
И не забываем из-за кого эти хорошие и всепрощающие девушки на самом деле начали друг другу мстить - на месть их обоих сподвигли чёртовы спермобаки - спасибо Аните Саркисян за работу, за то что добавила риализьма в игру - очень жизненно вышло

0

Прекрасный анализ.

0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.