Gaming

Токсичность в видеоиграх

Откуда берется, как проявляется и что с ней делать

kartosh

Наверное, каждый из нас задавал себе эти вопросы снова и снова, когда сталкивался с агрессивным поведением другого человека. Это мог быть неприятный и некрасивый поступок, едкая фраза или публичное унижение. У этого зла много личин и обличий. Оно необязательно выражается в грубости, но неизменно задевает наши чувства и нарушает границы. 

В повседневной жизни такое поведение уже несколько лет называют “токсичным”. В 2018 году Оксфордский словарь даже назвал его “словом года” в своем ежегодном рейтинге.

Этот термин не используют профессиональные психологи, однако он прочно закрепился в повседневной жизни. Если присмотреться к нему поближе, то он описывает множество ситуаций, в которых человек испытывает дискомфорт. Например, у многих на работе наверняка есть сотрудник, позволяющий себе публичные уничижительные комментарии в адрес своих коллег. Или отношения между мужчиной и женщиной, где один из партнеров сознательно подавляет другого и навязывает чувство вины за вполне естественные и нормальные вещи. Или родители, настойчивым тоном поучающие своих уже давно взрослых и самостоятельных детей. Список можно продолжать. 

С помощью термина “токсичный” можно описать много вещей, но чаще всего он характеризует нездоровые отношения, возникающие в процессе общения между людьми. Так или иначе, негатив может проявляться во всех сферах жизни, в любых коммуникациях. Это касается, в том числе, и общения в интернете. Конечно, негативный опыт полученный от случайного незнакомца или безымянного комментатора, скрывающегося за никнеймом, оказывает не такое сильное влияние, как родственники, партнер, друзья или коллеги. Однако этот опыт не стоит недооценивать. 

Негатив имеет свойство накапливаться и приумножаться, особенно когда речь идет о массовом явлении. В этом материале мы попытались разобраться, что такое токсичность в интернете, как она влияет на игровую индустрию в целом, а также на разработчиков и геймеров в частности. Кроме того в партнерстве с ВКонтакте мы расскажем о том, как научиться справляться с токсичностью и какие есть инструменты для борьбы с нежелательным вниманием.

Медицинская справка

Сперва обратимся к науке. С точки зрения терминологии, “токсичность” не имеет точного определения, но люди, причастные к работе с человеческой психикой, эмоциями и социальным поведением, говорят об этом явлении по-разному.

Кто-то описывает его через признаки поведения и психологического давления на собеседника, но чаще речь идет о дискомфорте в отношениях между людьми. Он возникает в процессе общения, когда один или несколько человек неосознанно или намеренно ведут себя таким образом, что другие испытывают стресс, негативные эмоции и прочие неудобства, отрицательно влияющие на качество жизни.

В основе токсичного поведения чаще всего лежит цель — оказать скрытое влияние на эмоции другого человека. Если описывать токсичность с точки зрения признаков, на эту проблему в общении с людьми может указывать сразу несколько факторов:

  • Чрезмерный негативизм. Человек заранее отрицательно относится ко многим вещам и характеризует жизнь с позиции неудачи, стресса и тревог. 

  • Конфликтность и агрессия. Некоторые люди неосознанно или намеренно воспринимают полученную информацию “в штыки”, в спорах переходят на личности и всегда выбирают эскалацию (ухудшение ситуации) как способ решить проблему.

  • Эгоизм и отсутствие эмпатии. Как правило, люди сосредоточены на своих эмоциях и переживаниях. Зачастую нежелание или неспособность понять другого человека создает этот самый пресловутый дискомфорт и портит отношения между людьми.

  • Эмоциональная незрелость и лицемерие. В противовес предыдущему пункту стоит заметить, что в современном мире люди довольно часто страдают от неспособности понять не только другого человека, но и самих себя. Как следствие — деструктивное поведение, несовпадение собственных ожиданий с реальностью, разочарование — еще больше В конечном итоге это наносит вред окружающим 

Как следствие, эти факторы провоцируют развитие токсичного поведения, и мы с вами получаем те самые истории, в которых один партнер создает невыносимые условия для другого, один сотрудник доставляет неприятности коллегам и прочее — это лишь малая доля примеров и возможных случаев. В дальнейшем, если раскрывать проблему “токсичного поведения” более глубоко, всегда стоит принимать во внимание контекст каждой отдельно взятой ситуации.

В контексте видеоигр и культурного досуга наиболее интересным выглядит обсуждение вопроса токсичности с двух точек зрения: с позиции разработчиков (и игровых компаний в том числе), а также из стана геймерского коммьюнити. Почему? Именно в этих системах наиболее ярко проявляется коллективное-бессознательное, когда люди склонны поддаваться общим негативным настроениям. Именно тогда максимально проявляется так называемый эффект толпы. Об этом стоит поговорить подробнее.

Неспортивное поведение 

Каждый из нас, кто хотя бы раз в жизни играл в мультиплеерные тайтлы, сталкивался с токсичностью. Когда по ту сторону экрана сидит не искусственный интеллект, не набор нулей и единиц, а настоящий, живой человек, можно ожидать подвоха. Люди далеко не идеальны по своей природе и чем больше их скопление (читай — чем популярнее видеоигра), тем выше шанс столкнуться с негативом. Здесь можно выхватить оскорбления в свой адрес, а еще недоброжелатели непременно воспользуются возможностью вспомнить и оскорбить ваших родственников до седьмого колена. За таким негативным поведением чаще всего лежит несколько причин:

  • Банальное выражение негативных эмоций. Людям вне зависимости от возраста и социального положения просто некуда девать накопившуюся злость и они выливают ее на тех, с кем играют. Зачастую такое поведение может быть продиктовано еще и недостатком воспитания.

  • Попытка самоутвердиться за счет других. Недостаток успеха в реальной жизни человек компенсирует победами на виртуальной арене и заодно добавляет себе “веса” оскорбляя других

  • Стадное чувство (эффект толпы), следование примеру других игроков. Здесь банальность зла зашкаливает — увидел, что так можно сделать и ничего за это не будет — повторил

Всеобщая безнаказанность за оскорбления фактически развязывает комьюнити руки. 

Впрочем, это давно стало обыденностью для сетевых тайтлов. MOBA, шутеры и любые командные игры давно не выглядят дружелюбными, хотя некоторые разработчики пытаются улучшить эту составляющую. Действия разработчиков вроде бы спасают, но все же почти каждый сетевой матч начинается с того, что кто-то оскорбил. Или заканчивается этим.

Токсичность игрового сообщества не зависит от жанра игры или ее типа. Нельзя сказать, что в MOBA геймеры чаща сталкиваются с негативом, чем те, кто выбрал сессионный шутер. Токсичность современных игровых коммьюнити правильнее рассматривать с точки зрения того, насколько сами разработчики управляют ситуацией. Есть ли у игроков возможность оскорблять друг друга и оставаться безнаказанными? Работают ли инструменты по предотвращению токсичного поведения? Если ответ на первый вопрос положительный, а на второй — отрицательный, это путь вникала. С высокой долей вероятности игровое коммьюнити в ближайшее будущем превратится в болезненное болото, где игрокам будет некомфортно.

Что же делают современные игровые компании, чтобы оздоровить свое комьюнити и держать уровень токсичности под контролем? Вот несколько примеров:

  • В League of Legends токсичных игроков не допускали в ранговые матчи

  • Amazon зарегистрировала патент на уникальную систему матчмейкинга — вероятно, в ближайшем будущем тех, кто часто покидает игру или сквернословит, будут собирать в отдельное лобби. Toxic Lobby — как вам?

  • Valve банила хулиганов и агрессоров

  • В мультиплеерных баталиях Call of Duty широко развита система репортов отдельных игроков, на которые разработчики с разной скоростью реагируют

  • Paradox Interactive пыталась регулировать негатив за пределами самих игр — на своих форумах

Последняя идея выглядит наиболее любопытной. Довольно часто токсичность игрового комьюнити прорывается за пределы самой игры и портит жизнь уже не только геймерам, но и самим разработчикам. И если в матче пять на пять максимум, что вам грозит это девять неприятных компаньонов, то в случае с токсичностью сообщества за пределами игры последствия могут быть куда хуже, ведь они осложняются эффектом толпы и носят массовый характер. 

Геймеры в ярости 

Что такое эффект толпы? Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт описывал это явление как некий психологический фактор, в котором человек, “заражает” своим поведением в толпе другого человека, видит и слышит его реакции и в результате “заражается” сам, повышая собственную возбужденность и активность. В большей степени такой механизм можно соотнести с ревью-бомбингом, когда пользователи засыпают видеоигру негативными отзывами в Steam или на Metacritic.

У этого феномена даже появилось что-то вроде неофициального названия, которое СМИ активно используют в заголовка новостей, рассказывая об очередном ревью-бомбинге: “геймеры в ярости”. Что же так злит игроков? На самом деле все, что угодно. Любая мелочь, любая деталь может стать поводом для того, чтобы толпа игроков пришла в комментарии на форум, вылила свой гнев и жестоко “заминусовала” тот или иной проект. Недавняя Battlefield 2042 стала жертвой многочисленных отрицательных отзывов из-за плохой оптимизации, багов и недостатка контента на старте. 

Впрочем, далеко не всегда причиной такого своеобразного протеста становится качество игры. Например, Metro Exodus закидали отрицательными оценками только потому, что на релизе она была временным эксклюзивом EGS. Шутер Doom Eternal пал жертвой низких оценок из-за античита Denuvo. Мультиплеерная PUBG подверглась ревью-бомбингу после перехода на F2P-модель — игроки требовали возвратов. 

Такое токсичное поведение чертовски вредит игровой индустрии. Самый очевидный эффект — психологический. Несколько тысяч человек годами трудились над игрой и вкладывали свои силы и время, чтобы дать игрокам лучший продукт. А в итоге создатели тайтла открывают комментарии и видят там сплошной негатив и придирки по любому поводу. Это демотивирует. 

По словам самих разработчиков, такие нападки со стороны игрового коммьюнити дискредитируют институт оценки видеоигр. После очередной атаки пользовательская оценка падает в “красную зону”, средний балл от профильных изданий и профессиональных критиков остается прежним. Между двумя оценками огромная пропасть, которая ставит под сомнение достоверность обоих значений. 

Хотя и в этом случае не все так однозначно. Отчасти, подобные атаки происходят потому, что у геймеров довольно часто нет доступного и удобного способа коммуникации с разработчиками — и они используют ревью-бомбинг, чтобы быть услышанными. 

Как защититься от токсичности

Риск столкнуться с токсичными персонами существует не только в рамках видеоигр, но и в обычной жизни, в том числе в сети Интернет. Как защитить себя? Ответ довольно простой. Предупрежден — значит вооружен. На вооружение стоит взять несколько простых советов, которые помогут вам сохранить душевное спокойствие и ментальное здоровье, если вы вдруг столкнулись с токсичностью в интернете:

  1. Постарайтесь не воспринимать нападки чужих вам людей всерьез. Они пришли, сказали что-то и растворились. Отнеситесь к их высказыванию, как к неудачной шутке

  2. Если высказывание интернет-тролля все-таки ранило вас, не стесняйтесь отправить жалобу модератору

  3. Старый-добрый бан еще никогда не подводил

К счастью, компании давно изучают вопрос токсичности и уже сейчас готовы предоставить пользователям надежное цифровое плечо — инструменты, которые помогут человеку обеспечить себе безопасную среду и комфортное общение.

К примеру,  социальная сеть ВКонтакте предоставила в распоряжение пользователей инструмент, направленный на защиту ментального здоровья. Был введен режим “Личное пространство”, призванный оградить от нежелательного внимания. 

Он доступен в настройках приватности, и нажатием одной кнопки вносит ряд изменений в аккаунт, защищая его от незнакомцев, навязчивых поклонников и грубиянов. Ну или когда вам просто хочется отдохнуть от общения. 

С активным “Личным пространством” профиль пользователя становится закрытым. Также писать и звонить смогут только друзья и друзья друзей (с возможностью дополнительного ограничения только для друзей). Только друзья друзей смогут отправлять заявки, а добавлять в чаты, отмечать на фото и задавать вопросы могут лишь друзья.

Помимо этого, когда включен режим “Личное пространство”, в ленте будут появляться тематические материалы и рекомендации по улучшению ментального здоровья. В некоторых расскажут как справиться с тревогой, неуверенностью и стрессом.

Режим работает неделю, после чего автоматически выключается, но продлить его можно в любое время, без необходимости вручную менять настройки. 

Также ВКонтакте разработала нейросеть, которая автоматически определяет, если в комментариях или постах пользователя появляется много негативных высказываний от незнакомцев, и предлагает включить “Личное пространство”.

Если вы испытываете необходимость перевести дух и прийти в себя, то попробуйте “Личное пространство”. Это простой и эффективный первый шаг по формированию позитивной среды вокруг себя.

Послесловие

Omar Prestwich

Токсичность – это современное универсальное зло. У нее много форм и обличий, она проявляется везде и по-разному. Оскорбления, харассмент, нечестное использование игровых механик в ущерб команде, – никогда не знаешь, с чем столкнешься. Все это может испортить настроение и подорвать моральный дух. Однако зло было до нас, есть сейчас и останется в будущем — оно банально и примитивно, а потому мы в силах ему противостоять. Ментальное здоровье и психологический комфорт это важная, но слишком недооцененная в современном мире категория.

Главное не забывать, что у каждого из нас есть право на личное пространство.

Больше статей на Shazoo
Тэги:

48 комментария

Волков бояться - в лес не ходить

8

Презираю людей которые жалуются на токсичность. Снежинки хреновы.

5

@Gizil, Почему если кому то не нравится хамло и прочии дегроиды сразу снежинка или неженка? просто не хочется общаться с такими и видеть грязь, а так если какие проблемы можно и созвонится и стрелу набить и выйти по разам, мне вот нравится когда подобным словоблудам прилетает, вот реально, как по мне сегодня проблема что никого не тронь, ходят дети и изо рта помойка и ведь нельзя как раньше им дать подзатыльник, 150 уголовных дел сразу, неженки

7

@Normal, не нравится - не общайся. а не ной про то что тебя угнетают.
Нет, серьезно, и эти же люди, в других новостях жалуются что вокруг СЖВ и негры.
Явления одного порядка.

2

@Gizil, я тебе повторяю, я не ною и меня подобные личности не задевают, их слова на меня как об стену горох, это просто противно, не понимаешь до сих пор?)

-1

@Normal, хазаха обычно такие истории я найду тебя по айпи )))) про воспитание согласен, пиздбков нужно жестко иногда)

2

Токсики - это те, кто не смог перерасти подростковый эгоцентризм. Любое токсичное поведение есть всегда демонстрация скудоумия, неспособности поставить себя на место оппонента.

6

@needStr0yent, токсики, это те кто говорит то что тебе не нравится.

1

@Gizil, нет конечно. Это называется диалог, несогласие и частично критика. А токсичность - это совсем другое.

3

@needStr0yent, может для тебя это и диалог, а вот для тех кто использует слово токсик, это как раз те кто ранит их нежные чувства другой картиной мира. Ну знаешь, два пола, все жизни имеют значение, вот это вот все.

-1

@Gizil, токсичность - это форма агрессивного нытья, где агрессия может быть как прямой, так и сдержанной в формате негатива, не имеющего под собой оснований. Токсик - это человек, который развешивает ярлыки на других, отталкиваясь исключительно от своих предубеждений, другими словами, человек с исключительно предвзятым мышлением. Яркий пример - катка в соревновательном шутере. Вся команда играет нормально, но кто-то один сидит в лоутабе. Токсик сразу начнёт тираду: бустед, безрукий бомж, днище и.т.п. Нормальный человек судит изначально исходя из позиции, что у чувака в лоутабе возможно просто не идёт игра и что ему итак хреново сейчас и стоит его поддержать и подбодрить. Ну это в лучшем случае. Или хотя бы тактично выскажет своё недовольство по поводу игры лоутабера, понимая, что причины такой игры могут быть разными, в том числе и умышленным саботажем, но нормальный человек сперва попробует разобраться так это или нет и уже потом будет делать выводы. Токсик как правило не думает о чувствах других людей, он не эмпатичен, он судит предвзято, причем сама токсичность - это плавающая характеристика, она может изменяться с возрастом. Поэтому я вначале и написал про подростковый эгоцентризм, потому что такое поведение естественно для подростков. Поэтому часто токсичных школьников зовут просто школьниками, а полноценынми токсиками считаются уже 30-летние подростки, которые обросли жизненным опытом, но так и не переросли предвзятое суждение из-за чего общение с ними превращается в настоящий ад.

3

@needStr0yent, Еще раз, ты можешь писать простыни текста про академическое значение слова и то как оно должно было бы быть, но в реальной жизни мы имеем что имеем - словом "токсичный" чаще всего разбрасываются или сжв или просто соевые которые закрываются в своих манямирках.
Так что я все еще презираю всех кто использует эту терминологию.

1

@Gizil, ну у этого слова нет академического значения насколько я знаю, описанное выше - это мои собственные рассуждения, основанные на личном опыте) Но я понял суть, да, действительно зачастую в токсиков записывают вполне адекватных людей, которые просто высказывают своё мнение. Тут я согласен.

0

Чтобы защититься от токсичности на игровых сайтах нужны просто чёткие правила и отлаженная работа модерации и взаимоотношение с коммьюнити + игнор лист.
Что касается "геймеров в ярости"(популязировало его левацкая прослойка российского твитера, ну ладно опустим это) то это часто реакция на ложь разработчиков(Cyberpunk 2077), неоправданность ожиданий, техническое состояние игры, баланс опирающийся на монетизацию. Т.О образом часто это заслуженная реакция и разработчикам, издателям нужно её учитывать и быть готовыми - ни врать аудитории, стараться оптимизировать игры. Разработчики это творцы, а творцы должны иметь резистентность к критике т.к время, а токсиси рассудят - хорошую они выпустили игру или нет.
Вообще проблема токсичности применительно к играм часто раздувается прессой - человек ждал игру, заплатил за неё 60 долларов, устанавливает и запускает а там неоптимизированный кусок кода, вылеты и тд. Он должен молчать или что? При этом игровая пресса игре понаставила 9-ки и 10-ки - т.к 4-ая власть не сработала, ну остаётся тогда только народное недовольство...

1

А я люблю токсичных ребят. Всегда принимаю предложение дружбы,после вина в ХС. Много разного узнаешь))) Кстати есть закономерность - ху...сосят только на лоурейте,все кто добавлен на Леге,так в друзьях и тусуют. Такая ерунда была и в ВоВ на рейте до 2200 и выше. Следовательно люди обделенные скилом или руками,либо люди которым вечно что-то мешает, с большей вероятностью являются трололо.

1

@RealRents, ну хз, в том же овере что на дне в алмазах, что в топ500 всегда найдется тот самый дартаньян, у которого всегда команда бомжей, то же в валике на радиантах, то же в КС на глобалах. Может конечно в каких-то других играх это не так, но я лично не вижу никакой связи между скиллом и токсичностью. Токсичность - признак психологической незрелости, а скилл может быть или не быть, за него отвечают совсем другие характеристики.

0

@needStr0yent, Не могу согласиться либо возразить,так как в описаное не играл. Ты привел все командные игры,я про них не знаю(только ВоВ,рейды или мифики с пугами,и то чисто на виклик). А я написал больше про ККИ и 3х3,другой формат.

0

Токсичность - следствие, с ней как с явлением бесполезно бороться. Бороться нужно с нищетой и отсутствием ценности в образовании. Все упирается в уровень жизни, досуг и образование. У нас в стране токсичность не главная проблема, не с ней бороться нужно.

1

У меня нет статистики, но мне почему то кажется, что российские геймеры стали одними из самых токсичных. Я уверен, что для этого были вполне определенные жизненные предпосылки. Как только система в стране будет направлена на развитие, прогресс и ценность человеческой жизни, тогда и комьюнити станет гуманнее и менее агрессивным. Когда со времен совка ведется политика фашизма, нечего удивляться, что люди у нас звереют и ненавидят все вокруг.

0

@Deadan, полная чушь. Разоблачается любым походом на англоязычные сервера тех же игр по типу доты и лола.

6

@Wort, меня больше интересует каким образом он дифференцирует россиян, украинцев, казахов, белорусов и других ребят учитывая, весь СНГ на русском говорит в играх.
В вз 2 играю сейчас. Я херею с желчи местной. С самого старта в чате пишут другу другу гадости, в голосом постоянно оскорбления)
Бриты со своим акцентом вообще забавные.

5

@Krasavchik, по моему опыту игры в доту, для англоязычных игроков абсолютно не важно с какой ты страны, да я и уверен, что большинство даже разницы между ними не поймут. На любые кирилические символы в нике или сообщениях я регулярно получал реацию: "speak human languge russian skum".

А ещё я вспомнил забавный случай, когда я как автор комментария считал, что я получу адекватную команду в доте, если перейду на англоязычные сервера. Сменил я значит стим на англ регион, и получилось в доте попадаться с европейцами, а не с нашими. Так уже в первой же игре, несмотря на то что я молчал и просто играл на сапорте спокойно, челы прочекали мой профиль стима и до конца игры скамили меня за мою русскость и путина. В итоге естественно мы просрали, потому что им было уже не до игры. Причем это было очень давно, задолго до нынешних событий.

Так что мой вывод, что токсичность не зависит от национальности. Токсичность скорее зависит от конкретной игры и её комьюнити. Я вот, например, играл в guild wars 2 и там самое лучшее комьюнити что я вообще когда либо встречал. Потому что там адекватные европейцы, и адекватные понимающие английский игроки из снг.

4

@Wort, ну вообще да. Не стоит ждать в доте или вз зрелых личностей. Это же как падик в котором собирается гопота задешево.

0

@Wort, Уже несколько месяцев играю на NA сервере в ОВ, до этого играл несколько лет на EU, токсичности стало меньше в разы, я бы даже сказал до около нулевого значения, ровно та же история и с сервером в Лост Арк

А разницы в токсичности между Русскими и Европейцами я лично не увидел вообще никакой, правда вот писать на межрегиональных серверах на русском тоже дурной тон (как и на любых языках кроме английского)

0

Соевых омежек оскорбили в интернете? Ну я не знаю, попробуйте офнуть компьютер и пойти нафиг из интернета EZ

3

Меня они наоборот забавляют.

0

Чекайте совет: не играть в игры, не общаться с людьми, не работать в коллективе, избегать токсичных людей.

1

@rumit, не мыться, не выходить из комнаты, смотреть аниме

1

@Wort, да да именно так

1

У меня все просто, я не играю в мультиплееры и не ощущаю этой токсичности, если не считать Харстоуна.

0

Вчера зашел в доту(в первую),думаю сыграю матч,давно не играл.Пока ждали старта,один попросил кикнуть другого за то что у него много покинутых игр,и началось,в итоге они срались друг с другом минуты 3.Спустя 15 лет ничего не изменилось)

0

Токсичные люди, как правило, неуверенные в себе люди, которые склонны всё вокруг драматизировать. Что мнение у других не такое, поведение не то, жить не умеют, в общем, докапываются до мелочей. Получается, что они даже более чувствительны, чем те, кто обижается на токсиков, и это забавно :)

Есть одно простое правило: каждый волен чувствовать, что хочет. Запретить это делать -- всё равно, что запретить дышать. Нельзя запретить обижаться или злиться. Только не надо выносить это на публику и мешать другим. Лучше сразу к психологу.

0

@Flame225, можно поощрять хорошее поведение

0

В League of Legend токсичных игроков банили же, в ранги не пускали за ливы из рангов, если мне память не изменяет.

0

@Frostislav, в лоле за лайки дают репутацию, и за достижение хорошей репутации дают сундуки

0

@Wort, я, конечно, очень давно в нее не играл, но я писал касательно токсичности. За токсичность система наказаний изменилась?

0

@Frostislav, хз я же вёл себя хорошо так что наказаний не получал. Но отчеты о том что кого то наказали приходили регулярно

0

@Wort, я себя тоже хорошо вёл. Я, вообще, был джанглером, так что обычно оскорбляли меня, а не я. Просто систему «Трибунал» помню и тех, на кого много жалоб писали. Плюс нытье забаненных с форумов и знакомого, который тоже много болтал и кому забанили аккаунт.

0

Чтобы было меньше токсичности, не нужно тащить свои политические взгляды на игровой сайт.Особенно, если они однобокие.

0

токсичность....мы что в толерантных США? когда это мы стали снежинками успеть стать?

0

@freawertyhn, я вот не понимаю, а что уважение к другим людям это какая то слабость?

0

Недавно зашел в доту после 8 летнего перерыва и просто офигел от общей агрессии среди играющих. Абсолютно в каждой игре тебя кто-то да оскорбит, причем без повода особого. Конечно легко кинуть в мут, но хочется же спокойно поиграть в команде.

1

Накидайте мне лайков пожалуйста 🙂

0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.