Токсичность в видеоиграх
Откуда берется, как проявляется и что с ней делать
Наверное, каждый из нас задавал себе эти вопросы снова и снова, когда сталкивался с агрессивным поведением другого человека. Это мог быть неприятный и некрасивый поступок, едкая фраза или публичное унижение. У этого зла много личин и обличий. Оно необязательно выражается в грубости, но неизменно задевает наши чувства и нарушает границы.
В повседневной жизни такое поведение уже несколько лет называют “токсичным”. В 2018 году Оксфордский словарь даже назвал его “словом года” в своем ежегодном рейтинге.
Этот термин не используют профессиональные психологи, однако он прочно закрепился в повседневной жизни. Если присмотреться к нему поближе, то он описывает множество ситуаций, в которых человек испытывает дискомфорт. Например, у многих на работе наверняка есть сотрудник, позволяющий себе публичные уничижительные комментарии в адрес своих коллег. Или отношения между мужчиной и женщиной, где один из партнеров сознательно подавляет другого и навязывает чувство вины за вполне естественные и нормальные вещи. Или родители, настойчивым тоном поучающие своих уже давно взрослых и самостоятельных детей. Список можно продолжать.
С помощью термина “токсичный” можно описать много вещей, но чаще всего он характеризует нездоровые отношения, возникающие в процессе общения между людьми. Так или иначе, негатив может проявляться во всех сферах жизни, в любых коммуникациях. Это касается, в том числе, и общения в интернете. Конечно, негативный опыт полученный от случайного незнакомца или безымянного комментатора, скрывающегося за никнеймом, оказывает не такое сильное влияние, как родственники, партнер, друзья или коллеги. Однако этот опыт не стоит недооценивать.
Негатив имеет свойство накапливаться и приумножаться, особенно когда речь идет о массовом явлении. В этом материале мы попытались разобраться, что такое токсичность в интернете, как она влияет на игровую индустрию в целом, а также на разработчиков и геймеров в частности. Кроме того в партнерстве с ВКонтакте мы расскажем о том, как научиться справляться с токсичностью и какие есть инструменты для борьбы с нежелательным вниманием.
Медицинская справка
Сперва обратимся к науке. С точки зрения терминологии, “токсичность” не имеет точного определения, но люди, причастные к работе с человеческой психикой, эмоциями и социальным поведением, говорят об этом явлении по-разному.
Кто-то описывает его через признаки поведения и психологического давления на собеседника, но чаще речь идет о дискомфорте в отношениях между людьми. Он возникает в процессе общения, когда один или несколько человек неосознанно или намеренно ведут себя таким образом, что другие испытывают стресс, негативные эмоции и прочие неудобства, отрицательно влияющие на качество жизни.
В основе токсичного поведения чаще всего лежит цель — оказать скрытое влияние на эмоции другого человека. Если описывать токсичность с точки зрения признаков, на эту проблему в общении с людьми может указывать сразу несколько факторов:
Чрезмерный негативизм. Человек заранее отрицательно относится ко многим вещам и характеризует жизнь с позиции неудачи, стресса и тревог.
Конфликтность и агрессия. Некоторые люди неосознанно или намеренно воспринимают полученную информацию “в штыки”, в спорах переходят на личности и всегда выбирают эскалацию (ухудшение ситуации) как способ решить проблему.
Эгоизм и отсутствие эмпатии. Как правило, люди сосредоточены на своих эмоциях и переживаниях. Зачастую нежелание или неспособность понять другого человека создает этот самый пресловутый дискомфорт и портит отношения между людьми.
Эмоциональная незрелость и лицемерие. В противовес предыдущему пункту стоит заметить, что в современном мире люди довольно часто страдают от неспособности понять не только другого человека, но и самих себя. Как следствие — деструктивное поведение, несовпадение собственных ожиданий с реальностью, разочарование — еще больше В конечном итоге это наносит вред окружающим
Как следствие, эти факторы провоцируют развитие токсичного поведения, и мы с вами получаем те самые истории, в которых один партнер создает невыносимые условия для другого, один сотрудник доставляет неприятности коллегам и прочее — это лишь малая доля примеров и возможных случаев. В дальнейшем, если раскрывать проблему “токсичного поведения” более глубоко, всегда стоит принимать во внимание контекст каждой отдельно взятой ситуации.
В контексте видеоигр и культурного досуга наиболее интересным выглядит обсуждение вопроса токсичности с двух точек зрения: с позиции разработчиков (и игровых компаний в том числе), а также из стана геймерского коммьюнити. Почему? Именно в этих системах наиболее ярко проявляется коллективное-бессознательное, когда люди склонны поддаваться общим негативным настроениям. Именно тогда максимально проявляется так называемый эффект толпы. Об этом стоит поговорить подробнее.
Неспортивное поведение
Каждый из нас, кто хотя бы раз в жизни играл в мультиплеерные тайтлы, сталкивался с токсичностью. Когда по ту сторону экрана сидит не искусственный интеллект, не набор нулей и единиц, а настоящий, живой человек, можно ожидать подвоха. Люди далеко не идеальны по своей природе и чем больше их скопление (читай — чем популярнее видеоигра), тем выше шанс столкнуться с негативом. Здесь можно выхватить оскорбления в свой адрес, а еще недоброжелатели непременно воспользуются возможностью вспомнить и оскорбить ваших родственников до седьмого колена. За таким негативным поведением чаще всего лежит несколько причин:
Банальное выражение негативных эмоций. Людям вне зависимости от возраста и социального положения просто некуда девать накопившуюся злость и они выливают ее на тех, с кем играют. Зачастую такое поведение может быть продиктовано еще и недостатком воспитания.
Попытка самоутвердиться за счет других. Недостаток успеха в реальной жизни человек компенсирует победами на виртуальной арене и заодно добавляет себе “веса” оскорбляя других
Стадное чувство (эффект толпы), следование примеру других игроков. Здесь банальность зла зашкаливает — увидел, что так можно сделать и ничего за это не будет — повторил
Всеобщая безнаказанность за оскорбления фактически развязывает комьюнити руки.
Впрочем, это давно стало обыденностью для сетевых тайтлов. MOBA, шутеры и любые командные игры давно не выглядят дружелюбными, хотя некоторые разработчики пытаются улучшить эту составляющую. Действия разработчиков вроде бы спасают, но все же почти каждый сетевой матч начинается с того, что кто-то оскорбил. Или заканчивается этим.
Токсичность игрового сообщества не зависит от жанра игры или ее типа. Нельзя сказать, что в MOBA геймеры чаща сталкиваются с негативом, чем те, кто выбрал сессионный шутер. Токсичность современных игровых коммьюнити правильнее рассматривать с точки зрения того, насколько сами разработчики управляют ситуацией. Есть ли у игроков возможность оскорблять друг друга и оставаться безнаказанными? Работают ли инструменты по предотвращению токсичного поведения? Если ответ на первый вопрос положительный, а на второй — отрицательный, это путь вникала. С высокой долей вероятности игровое коммьюнити в ближайшее будущем превратится в болезненное болото, где игрокам будет некомфортно.
Что же делают современные игровые компании, чтобы оздоровить свое комьюнити и держать уровень токсичности под контролем? Вот несколько примеров:
В League of Legends токсичных игроков не допускали в ранговые матчи
Amazon зарегистрировала патент на уникальную систему матчмейкинга — вероятно, в ближайшем будущем тех, кто часто покидает игру или сквернословит, будут собирать в отдельное лобби. Toxic Lobby — как вам?
Valve банила хулиганов и агрессоров
В мультиплеерных баталиях Call of Duty широко развита система репортов отдельных игроков, на которые разработчики с разной скоростью реагируют
Paradox Interactive пыталась регулировать негатив за пределами самих игр — на своих форумах
Последняя идея выглядит наиболее любопытной. Довольно часто токсичность игрового комьюнити прорывается за пределы самой игры и портит жизнь уже не только геймерам, но и самим разработчикам. И если в матче пять на пять максимум, что вам грозит это девять неприятных компаньонов, то в случае с токсичностью сообщества за пределами игры последствия могут быть куда хуже, ведь они осложняются эффектом толпы и носят массовый характер.
Геймеры в ярости
Что такое эффект толпы? Американский психолог Гордон Уиллард Олпорт описывал это явление как некий психологический фактор, в котором человек, “заражает” своим поведением в толпе другого человека, видит и слышит его реакции и в результате “заражается” сам, повышая собственную возбужденность и активность. В большей степени такой механизм можно соотнести с ревью-бомбингом, когда пользователи засыпают видеоигру негативными отзывами в Steam или на Metacritic.
У этого феномена даже появилось что-то вроде неофициального названия, которое СМИ активно используют в заголовка новостей, рассказывая об очередном ревью-бомбинге: “геймеры в ярости”. Что же так злит игроков? На самом деле все, что угодно. Любая мелочь, любая деталь может стать поводом для того, чтобы толпа игроков пришла в комментарии на форум, вылила свой гнев и жестоко “заминусовала” тот или иной проект. Недавняя Battlefield 2042 стала жертвой многочисленных отрицательных отзывов из-за плохой оптимизации, багов и недостатка контента на старте.
Впрочем, далеко не всегда причиной такого своеобразного протеста становится качество игры. Например, Metro Exodus закидали отрицательными оценками только потому, что на релизе она была временным эксклюзивом EGS. Шутер Doom Eternal пал жертвой низких оценок из-за античита Denuvo. Мультиплеерная PUBG подверглась ревью-бомбингу после перехода на F2P-модель — игроки требовали возвратов.
Такое токсичное поведение чертовски вредит игровой индустрии. Самый очевидный эффект — психологический. Несколько тысяч человек годами трудились над игрой и вкладывали свои силы и время, чтобы дать игрокам лучший продукт. А в итоге создатели тайтла открывают комментарии и видят там сплошной негатив и придирки по любому поводу. Это демотивирует.
По словам самих разработчиков, такие нападки со стороны игрового коммьюнити дискредитируют институт оценки видеоигр. После очередной атаки пользовательская оценка падает в “красную зону”, средний балл от профильных изданий и профессиональных критиков остается прежним. Между двумя оценками огромная пропасть, которая ставит под сомнение достоверность обоих значений.
Хотя и в этом случае не все так однозначно. Отчасти, подобные атаки происходят потому, что у геймеров довольно часто нет доступного и удобного способа коммуникации с разработчиками — и они используют ревью-бомбинг, чтобы быть услышанными.
Как защититься от токсичности
Риск столкнуться с токсичными персонами существует не только в рамках видеоигр, но и в обычной жизни, в том числе в сети Интернет. Как защитить себя? Ответ довольно простой. Предупрежден — значит вооружен. На вооружение стоит взять несколько простых советов, которые помогут вам сохранить душевное спокойствие и ментальное здоровье, если вы вдруг столкнулись с токсичностью в интернете:
Постарайтесь не воспринимать нападки чужих вам людей всерьез. Они пришли, сказали что-то и растворились. Отнеситесь к их высказыванию, как к неудачной шутке
Если высказывание интернет-тролля все-таки ранило вас, не стесняйтесь отправить жалобу модератору
Старый-добрый бан еще никогда не подводил
К счастью, компании давно изучают вопрос токсичности и уже сейчас готовы предоставить пользователям надежное цифровое плечо — инструменты, которые помогут человеку обеспечить себе безопасную среду и комфортное общение.
К примеру, социальная сеть ВКонтакте предоставила в распоряжение пользователей инструмент, направленный на защиту ментального здоровья. Был введен режим “Личное пространство”, призванный оградить от нежелательного внимания.
Он доступен в настройках приватности, и нажатием одной кнопки вносит ряд изменений в аккаунт, защищая его от незнакомцев, навязчивых поклонников и грубиянов. Ну или когда вам просто хочется отдохнуть от общения.
С активным “Личным пространством” профиль пользователя становится закрытым. Также писать и звонить смогут только друзья и друзья друзей (с возможностью дополнительного ограничения только для друзей). Только друзья друзей смогут отправлять заявки, а добавлять в чаты, отмечать на фото и задавать вопросы могут лишь друзья.
Помимо этого, когда включен режим “Личное пространство”, в ленте будут появляться тематические материалы и рекомендации по улучшению ментального здоровья. В некоторых расскажут как справиться с тревогой, неуверенностью и стрессом.
Режим работает неделю, после чего автоматически выключается, но продлить его можно в любое время, без необходимости вручную менять настройки.
Также ВКонтакте разработала нейросеть, которая автоматически определяет, если в комментариях или постах пользователя появляется много негативных высказываний от незнакомцев, и предлагает включить “Личное пространство”.
Если вы испытываете необходимость перевести дух и прийти в себя, то попробуйте “Личное пространство”. Это простой и эффективный первый шаг по формированию позитивной среды вокруг себя.
Послесловие
Токсичность – это современное универсальное зло. У нее много форм и обличий, она проявляется везде и по-разному. Оскорбления, харассмент, нечестное использование игровых механик в ущерб команде, – никогда не знаешь, с чем столкнешься. Все это может испортить настроение и подорвать моральный дух. Однако зло было до нас, есть сейчас и останется в будущем — оно банально и примитивно, а потому мы в силах ему противостоять. Ментальное здоровье и психологический комфорт это важная, но слишком недооцененная в современном мире категория.
Главное не забывать, что у каждого из нас есть право на личное пространство.
- Исследование показало, что стоячие столы не приносят ожидаемой пользы для здоровья
- Ученые оживили свиные мозги спустя час после смерти с помощью экспериментального метода
- Исследование показало, что видеоигры улучшают когнитивные функции и психическое здоровье пациентов с шизофренией