A Show To Go: Великолепный "Андор" возвращает веру в "Звездные войны"
После завершения девятого эпизода франшиза "Звездные войны" потеряла ту самую надежду, о которой рассказывали во всех трилогиях. Надежду на светлое будущее, новые интересные истории и развитие эпической вселенной. "Мандалорец" был скорее веселым аттракционом, на котором зрителей "кормили" тем, что они так любят — Силой, бластерами, истребителями, знакомыми темам и намеками.
"Книга Бобы Фетта" и "Кеноби" должны были подхватить тренд, но в итоге только отпугнули новых зрителей и разочаровали старых. "Андор" шел следом за ними в релизном расписании, и это стало проблемой для шоу. Но об этом чуть позже, потому что сначала нужны дифирамбы.
"Андор" это ориджин персонажа, с которым мы познакомились и попрощались в "Изгое один" — самом серьезном, комплексном и необычном фильме по "Звездным войнам". Сценарист Тони Гилрой не стал менять настроение и подход — его руками вышло приземленное приквел-шоу, как и фильм, который очень понравился многим фанатам франшизы. В "Андоре" показали историю простого жулика, который жил на малоизвестной планете, не особо контактировал с Империей, но случай перевернул вообще все. История Кассиана Андора — превращение обычного человека в отважного пилота и одного из важных людей для Сопротивления. И тут опытный Тони Гилрой, который давно доказал свою состоятельность в Голливуде, развернулся по полной программе.
У него получился мощный политический триллер, в котором зритель легко может потерять связь со "Звездными войнами", если Империю поменять на любое другое название. Это история того, как система ломает судьбы людей, а те пытаются с ней бороться. Или история того, как несколько спичек смогли разжечь пожар вселенский масштабов. Или о том, как несколько человек способны изменить мир. Как вам угодно.
"Андор" примечателен тем, что своим неспешным темпом раскрывает персонажей, показывает их мотивы, плетет паутину политических интриг и заговоров, проверяет главного героя огнем, водой и медными трубами (и это даже не поэтическое сравнение). За счет этого сериал совсем не похож на все то, что мы привыкли видеть в "Звездных войнах". Тут нет никаких ярких красочных пейзажей, нет веры в хэппи-энд, а над каждым из персонажей висит перспектива того, что его жизнь в любой момент оборвется решение какого-нибудь винтика в огромной системе Империи.
Тони Гилрой не стесняется показывать это кинематографическим языком, а не только объяснять словами.
Операторская работа — потрясающая. Сценарий максимально последователен, дотошен и вылизан, чтобы зрители увидели масштаб, но остались с персонажем в этом истории. И тут важно отметить людей, которые работали над шоу:
Сценаристы
Тони Гилрой ("Армагеддон" и все про Борна)
Дэн Гилрой ("Конг: Остров черепа", например, или "Стрингер")
Стивен Шифф (эпизоды "Американцев" и боевик "Наемник" с Диланом О'Брайеном и Тэйлором Китчем)
Бо Уиллимон (Карточный домик)
Режиссеры:
Тоби Хэйнс ("Черное зеркало" и "Шерлок")
Сюзанна Уайт ("Двойка", "Миллиарды")
Бенжамин Карон ("Корона", "Шерлок")
Как видите, послужной список у всех — совсем не экшены, а проекты, в которых небыстрое повествование, сложные сюжеты и многогранные истории. Этот опыт был перенесен в "Андора".
И в этом основной минус шоу — оно тягучее, сложное и совсем не привычно-развлекательное. Disney+ попробовал исправить это стартом с трех эпизодов, и это было хороший ход. Зрителей погрузили в старт истории, а потом перешли на формат "одна недель — один эпизод", хотя общая структура шоу не поменялась — зрителю надо смотреть несколько эпизодов сразу, чтобы не потерять нерв, темп и эмоции. "Андор" разбит на несколько сюжетных арок, которые было бы намного легче смотреть, если бы они выходили одновременно. Но этого не случилось.
В результате многие зрители отвалились на непростых вступительных эпизодах, которые оказались далеко не тем, чего многие ожидали. И даже высокие пользовательские оценки не вернули их — "Андор" явно не досчитался тех просмотров, которые заслуживал.
И тут я хотел бы вернуться к "Мандалорцу" и "Книге Боба Фетта". Они были веселыми, легкими и драйвовыми, пусть и поверхностными. Они давали то, что зрители привыкли видеть в "Звездных войнах". Они давали новые данные лору (противоречивые, но все же), но никак не развивали вселенную. Типичный диснеевский аттракцион, от которого зрители должны были устать в последней трилогии и бесконечных марвеловских блокбастерах. Они задали неплохой темп, который был полностью разрушен бездарностью сюжета "Кеноби", его банальностью, плоскими персонажами и отсутствием глубины.
А Тони Гилрой пошел своей дорогой.
Я не знаю, как он убедил продюсеров, но я бесконечно рад тому, что такое шоу вышло на экраны. Оно дает веру в будущее вселенной и поиск новых идей, а не зацикленность на джедаях. Оно показывает мир с новой стороны и дает заглянуть на малоизвестные планеты, на которых тоже что-то было. Ну и в конце концов это истории простых людей, которые жили под гнетом Империи, которую не выбирали.
А еще это очень актуальное шоу для России 2022 года. Послушайте монолог из финала и спроецируйте его на тот новостной фон, что сейчас существует.
И это не единственный мощный момент, который есть в шоу. Есть еще как минимум два монолога, которые заслуживают внимания как с точки зрения важности сюжета или развития персонажей, так и с точки зрения того, какие эмоции они несут. От них мурашки, желание пересмотреть их и разобрать на цитаты. В "Звездных войнах" такого не было. К этим сценам зрителя подводят максимально аккуратно и тонко, поэтому эффект от них соответствующий.
"Андор" это шоу, которого не было во вселенной "Звездных войн". Это новая страница франшизы и высоченная планка, которая не стала мейнстримовой и мегапопулярной, но которую еще долго будут приводить в пример комплексностью, раскрытием персонажей и демонстрацией того, насколько жуткая Империя в этой выдуманной вселенной.
Второй сезон выйдет в 2024 году, и это будет очень долгое ожидание.
- "Аколит" не продлили на второй сезон — слишком дорогой для таких посредственных отзывов
- Бен Мендельсон вернется к роли Орсона Кренника в продолжении "Андора"
- "Аколит" за пять дней посмотрели 11 млн раз