Expeditions: Rome
Хорошая тактика с ненужной стратегией
Вы в опасности, гражданин Рима! Подлые братья Вителии убили вашего отца, прибрали к рукам вашу сестру, а вас самого заставили бежать из города, как последнего труса. Теперь ваш путь лежит в Малую Азию — туда, где старый друг семьи, консул Лукулл, сражается с понтийским царем Митридатом. Долгая дорога к мести проведет вас через анатолийские горы, египетские пустыни, галльские леса и тесные улочки Рима, познакомит с величайшими политиками, ораторами и полководцами и возведет на самые вершины власти.
Если, конечно, до этого вы не умрете со скуки и не впадете в депрессию из-за тонны ненужного микроменеджмента.
Впрочем, обо всем по порядку.
Veni, vidi, vici
Из-за своей попытки объять необъятное Expeditions: Rome больше похожа на монстра Франкенштейна, чем на полноценную игру. Здесь есть разветвленные диалоги, полулинейный сюжет и побочные квесты в духе Pathfinder. Есть достаточно глубокие тактические бои, как в XCOM или Divinity: Original Sin. Есть даже стратегический режим с глобальной картой и захватом территорий, который упорно пытается косплеить серию Total War.
Вот только ни один из этих элементов по проработанности не дотягивает до своих конкурентов. Для полноценной RPG здесь слишком мало диалогов, квестов и нелинейности. Тактике откровенно не хватает разнообразия, а стратегическая часть и вовсе выглядит недоделанной фичей, призванной растянуть игру до тех самых обещанных 70 часов.
К счастью, сюжет и персонажи — это лучшее, что есть в Expeditions: Rome и одна из главных причин пройти игру. На историю молодого легата нанизаны все остальные "фичи", и ради нее можно потерпеть и однообразную боевку, и даже откровенно ужасную стратегическую часть.
Главное, чем подкупает местный сюжет — это сеттинг. Существует немало игр, посвященных античности в целом и истории Древнего Рима в частности. Но у Expeditions: Rome есть весомое преимущество перед конкурентами, ведь она не пытается пересказать известные каждому школьнику события. Здесь балом правит альтернативная история, и чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем сильнее он отличается от того, что написано в учебниках.
Именно альтернативность я считаю главным достоинством игры. Она интригует и заставляет с умом выбирать варианты в диалогах. Ведь никогда не знаешь, чем обернется дружба с историческим персонажем — а вдруг он погибнет в самом начале, не добившись ничего из того, чем прославился его реальный прототип?
И в то же время альтернативность — это еще и главный недостаток сюжета. Как бы ни были талантливы сценаристы, их версия событий сильно уступает реальной. Вместо политической борьбы десятков и сотен людей мы получили типичную бондовскую историю, в которой коварный злодей дергает за ниточки и развязывает одну войну за другой, в то время как доблестный герой вынужден идти у него на поводу и впутываться в каждый мало-мальский конфликт.
Спасает ситуацию качество текста и отлично прописанные персонажи. Местные диалоги интересно читать, а спутники главного героя вышли настолько живыми и харизматичными, что их персональные квесты с легкостью затмевают собой все политические разборки из основного сюжета. Нет, серьезно, мне куда интереснее было бухать в таверне с верным центурионом Цезо, слушая историю его жизни, чем участвовать в заседаниях Сената и терпеть поучительные монологи Цицерона и Помпея.
Divide et impera
Впрочем, большую часть времени вы проведете не за чтением диалогов, а за путешествиями по глобальной карте. И это, без шуток, самая унылая часть игры.
Я не знаю, чего хотели добиться разработчики, но явно не того, что получилось в итоге. Местная стратегическая часть больше всего смахивает на партию в Total War с отключенным ИИ. Весь геймплей сводится к тому, что вы отправляете свой легион атаковать очередной вражеский аванпост, побеждаете в максимально схематичной битве, захватываете ближайшие шахты и фермы, нанимаете новых бойцов вместо погибших и... повторяете те же действия до победного.
И ни разу — ни разу! — вам не придется столкнуться с какими-либо трудностями, ведь враги в стратегическом режиме только и делают, что просиживают штаны в аванпостах. Они не передвигаются по карте, не посылают подкрепления союзникам, не пытаются отбить захваченные территории. Просто сидят и ждут, когда вы придете их убивать.
Доходит до смешного. Во время военной кампании против Митридата вас несколько раз пугают тем, что у понтийского царя огромная армия — целых 350 тысяч человек! Вот только существует эта орда лишь в диалогах, а на деле вся Малая Азия утыкана аванпостами с жалкими гарнизонами в полторы-две тысячи человек, которые ничего не могут поделать против полностью укомплектованного легиона.
Еще глобальная карта нужна для того, чтобы ваш персонаж носился по ней, как угорелый, собирая по дороге сундучки с лутом и убирая туман войны. Монотонность происходящего разбавляют только случайные события, выполненные в формате текстовых квестов. Вот только уникальных среди них единицы, а большая часть повторяется уже на третьем часу игры. В какой-то момент сообщения о том, что на лагерь в сотый раз напали грызуны и сожрали припасы, а отряд наткнулся на труп 257-го по счету путешественника, начинают откровенно бесить.
И ладно бы от вас требовалось лишь перемещаться из точки А в точку Б. Но нет, механика игры заставляет нарезать круги по карте, а то и просто стоять на месте, проматывая время и отбиваясь от одинаковых ивентов. У вашего отряда заканчивается вода? Топайте обратно в лагерь, чтобы пополнить запасы. Истратили в битве все тактические предметы, вроде факелов и пилумов? Возвращайтесь в лагерь и снова пополняйте запасы. У вас ранили соратника? Поместите его в лазарет и проматывайте время до выздоровления. Решили скрафтить парочку клинков и доспехов? Выйдите на глобальную карту и ждите, пока кузнец не закончит работу. Хотите изучить новые тактики? Поручите это напарнику и ОПЯТЬ ПРОМАТЫВАЙТЕ ВРЕМЯ.
Возможно, разработчики таким вот способом хотели добиться какой-то иммерсивности, но в итоге весь этот пласт геймплея не вызывает ничего, кроме раздражения. В стратегической части нет никакого вызова, а следовательно, нет и интереса. Лишь пустая трата времени.
Si vis pacem, para bellum
А вот тактическую часть ни ругать, ни хвалить особо не за что. Местные пошаговые сражения не могут поразить какой-то исключительной глубиной, но со своей задачей справляются уверенно. Тут вам и четыре класса бойцов с тремя ветками прокачки у каждого. И десятки видов оружия со своими уникальными приемами. И множество тактических предметов, вроде пилумов для пробивания щитов или греческого огня, с помощью которого можно устроить на локации маленький Вьетнам.
Да, превью-версия игры страдает от некоторых недочетов, вроде довольно глупого ИИ и несбалансированной прокачки (лучники, вкачавшие левую ветку навыков — лютая имба), но все это можно исправить за пару патчей. Да и сами разработчики прекрасно видели недостатки боевой системы и постарались их компенсировать необычными картами и задачами. Едва ли не каждая битва здесь уникальна. Вы то прорываетесь через город, отбиваясь от волн противников, то пытаетесь малыми силами сжечь мосты и катапульты, то освобождаете заложников под носом у стражи. Скучать, в общем, не приходится.
Хотя и в этом случае я найду повод для нытья — уж очень странный подход получился у разработчиков к экипировке. Чтобы скрафтить оружие или доспехи, вам придется найти чертежи нужного снаряжения. А падают они абсолютно рандомно, так что почти все время приходится пользоваться тем, что под руку подвернется. Да, игра, большое спасибо, что на 30-м часу выдала мне наконец-то чертеж тяжелого щита. А нельзя было хотя бы чуть-чуть пораньше?
В результате крафтом я почти не занимался — да и зачем, когда оружие и броня валятся пачками, а весь мой сюжетный отряд уже на 10-м часу сверху донизу обмазывается легендарной экипировкой? Уж лучше бы чертежи продавались в торговой лавке — в таком случае было бы куда тратить ненужное золото.
Et tu, Brute!
И что у нас получается в итоге? Симпатичная ролевая тактика в интересном сеттинге, которая страдает от перегруженности откровенно ненужными механиками. Спасают Expeditions: Rome отличные персонажи, любопытные квесты и неплохая боевка. И если ради этого вы готовы терпеть десятки нудных часов на глобальной карте, то игра вам, скорее всего, понравится.
Что касается технической части, то за 30 часов я ни разу не столкнулся с критическими багами, запоротыми квестами или проседающим FPS.
- Menace — тактическая RPG в духе XCOM с акцентом на драму Mass Effect
- 6 минут геймплея Clair Obscur: Expedition 33 из региона Flying Waters
- Все особенности и новые скриншоты Heroes of Might and Magic: Olden Era — время и место действия, режимы и другое