Expeditions: Rome
Хорошая тактика с ненужной стратегией
Вы в опасности, гражданин Рима! Подлые братья Вителии убили вашего отца, прибрали к рукам вашу сестру, а вас самого заставили бежать из города, как последнего труса. Теперь ваш путь лежит в Малую Азию — туда, где старый друг семьи, консул Лукулл, сражается с понтийским царем Митридатом. Долгая дорога к мести проведет вас через анатолийские горы, египетские пустыни, галльские леса и тесные улочки Рима, познакомит с величайшими политиками, ораторами и полководцами и возведет на самые вершины власти.
Если, конечно, до этого вы не умрете со скуки и не впадете в депрессию из-за тонны ненужного микроменеджмента.
Впрочем, обо всем по порядку.
Veni, vidi, vici
Из-за своей попытки объять необъятное Expeditions: Rome больше похожа на монстра Франкенштейна, чем на полноценную игру. Здесь есть разветвленные диалоги, полулинейный сюжет и побочные квесты в духе Pathfinder. Есть достаточно глубокие тактические бои, как в XCOM или Divinity: Original Sin. Есть даже стратегический режим с глобальной картой и захватом территорий, который упорно пытается косплеить серию Total War.
Вот только ни один из этих элементов по проработанности не дотягивает до своих конкурентов. Для полноценной RPG здесь слишком мало диалогов, квестов и нелинейности. Тактике откровенно не хватает разнообразия, а стратегическая часть и вовсе выглядит недоделанной фичей, призванной растянуть игру до тех самых обещанных 70 часов.
![](https://cdn.shazoo.ru/587649_GVql4v9_20211221234135-1.jpg)
К счастью, сюжет и персонажи — это лучшее, что есть в Expeditions: Rome и одна из главных причин пройти игру. На историю молодого легата нанизаны все остальные "фичи", и ради нее можно потерпеть и однообразную боевку, и даже откровенно ужасную стратегическую часть.
Главное, чем подкупает местный сюжет — это сеттинг. Существует немало игр, посвященных античности в целом и истории Древнего Рима в частности. Но у Expeditions: Rome есть весомое преимущество перед конкурентами, ведь она не пытается пересказать известные каждому школьнику события. Здесь балом правит альтернативная история, и чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем сильнее он отличается от того, что написано в учебниках.
Именно альтернативность я считаю главным достоинством игры. Она интригует и заставляет с умом выбирать варианты в диалогах. Ведь никогда не знаешь, чем обернется дружба с историческим персонажем — а вдруг он погибнет в самом начале, не добившись ничего из того, чем прославился его реальный прототип?
И в то же время альтернативность — это еще и главный недостаток сюжета. Как бы ни были талантливы сценаристы, их версия событий сильно уступает реальной. Вместо политической борьбы десятков и сотен людей мы получили типичную бондовскую историю, в которой коварный злодей дергает за ниточки и развязывает одну войну за другой, в то время как доблестный герой вынужден идти у него на поводу и впутываться в каждый мало-мальский конфликт.
Спасает ситуацию качество текста и отлично прописанные персонажи. Местные диалоги интересно читать, а спутники главного героя вышли настолько живыми и харизматичными, что их персональные квесты с легкостью затмевают собой все политические разборки из основного сюжета. Нет, серьезно, мне куда интереснее было бухать в таверне с верным центурионом Цезо, слушая историю его жизни, чем участвовать в заседаниях Сената и терпеть поучительные монологи Цицерона и Помпея.
Divide et impera
Впрочем, большую часть времени вы проведете не за чтением диалогов, а за путешествиями по глобальной карте. И это, без шуток, самая унылая часть игры.
Я не знаю, чего хотели добиться разработчики, но явно не того, что получилось в итоге. Местная стратегическая часть больше всего смахивает на партию в Total War с отключенным ИИ. Весь геймплей сводится к тому, что вы отправляете свой легион атаковать очередной вражеский аванпост, побеждаете в максимально схематичной битве, захватываете ближайшие шахты и фермы, нанимаете новых бойцов вместо погибших и... повторяете те же действия до победного.
![](https://cdn.shazoo.ru/587651_qlO27ky_20220121111703-1.jpg)
И ни разу — ни разу! — вам не придется столкнуться с какими-либо трудностями, ведь враги в стратегическом режиме только и делают, что просиживают штаны в аванпостах. Они не передвигаются по карте, не посылают подкрепления союзникам, не пытаются отбить захваченные территории. Просто сидят и ждут, когда вы придете их убивать.
Доходит до смешного. Во время военной кампании против Митридата вас несколько раз пугают тем, что у понтийского царя огромная армия — целых 350 тысяч человек! Вот только существует эта орда лишь в диалогах, а на деле вся Малая Азия утыкана аванпостами с жалкими гарнизонами в полторы-две тысячи человек, которые ничего не могут поделать против полностью укомплектованного легиона.
Еще глобальная карта нужна для того, чтобы ваш персонаж носился по ней, как угорелый, собирая по дороге сундучки с лутом и убирая туман войны. Монотонность происходящего разбавляют только случайные события, выполненные в формате текстовых квестов. Вот только уникальных среди них единицы, а большая часть повторяется уже на третьем часу игры. В какой-то момент сообщения о том, что на лагерь в сотый раз напали грызуны и сожрали припасы, а отряд наткнулся на труп 257-го по счету путешественника, начинают откровенно бесить.
И ладно бы от вас требовалось лишь перемещаться из точки А в точку Б. Но нет, механика игры заставляет нарезать круги по карте, а то и просто стоять на месте, проматывая время и отбиваясь от одинаковых ивентов. У вашего отряда заканчивается вода? Топайте обратно в лагерь, чтобы пополнить запасы. Истратили в битве все тактические предметы, вроде факелов и пилумов? Возвращайтесь в лагерь и снова пополняйте запасы. У вас ранили соратника? Поместите его в лазарет и проматывайте время до выздоровления. Решили скрафтить парочку клинков и доспехов? Выйдите на глобальную карту и ждите, пока кузнец не закончит работу. Хотите изучить новые тактики? Поручите это напарнику и ОПЯТЬ ПРОМАТЫВАЙТЕ ВРЕМЯ.
Возможно, разработчики таким вот способом хотели добиться какой-то иммерсивности, но в итоге весь этот пласт геймплея не вызывает ничего, кроме раздражения. В стратегической части нет никакого вызова, а следовательно, нет и интереса. Лишь пустая трата времени.
Si vis pacem, para bellum
А вот тактическую часть ни ругать, ни хвалить особо не за что. Местные пошаговые сражения не могут поразить какой-то исключительной глубиной, но со своей задачей справляются уверенно. Тут вам и четыре класса бойцов с тремя ветками прокачки у каждого. И десятки видов оружия со своими уникальными приемами. И множество тактических предметов, вроде пилумов для пробивания щитов или греческого огня, с помощью которого можно устроить на локации маленький Вьетнам.
Да, превью-версия игры страдает от некоторых недочетов, вроде довольно глупого ИИ и несбалансированной прокачки (лучники, вкачавшие левую ветку навыков — лютая имба), но все это можно исправить за пару патчей. Да и сами разработчики прекрасно видели недостатки боевой системы и постарались их компенсировать необычными картами и задачами. Едва ли не каждая битва здесь уникальна. Вы то прорываетесь через город, отбиваясь от волн противников, то пытаетесь малыми силами сжечь мосты и катапульты, то освобождаете заложников под носом у стражи. Скучать, в общем, не приходится.
![](https://cdn.shazoo.ru/587657_SmwHf9y_20220121113031-1.jpg)
Хотя и в этом случае я найду повод для нытья — уж очень странный подход получился у разработчиков к экипировке. Чтобы скрафтить оружие или доспехи, вам придется найти чертежи нужного снаряжения. А падают они абсолютно рандомно, так что почти все время приходится пользоваться тем, что под руку подвернется. Да, игра, большое спасибо, что на 30-м часу выдала мне наконец-то чертеж тяжелого щита. А нельзя было хотя бы чуть-чуть пораньше?
В результате крафтом я почти не занимался — да и зачем, когда оружие и броня валятся пачками, а весь мой сюжетный отряд уже на 10-м часу сверху донизу обмазывается легендарной экипировкой? Уж лучше бы чертежи продавались в торговой лавке — в таком случае было бы куда тратить ненужное золото.
Et tu, Brute!
И что у нас получается в итоге? Симпатичная ролевая тактика в интересном сеттинге, которая страдает от перегруженности откровенно ненужными механиками. Спасают Expeditions: Rome отличные персонажи, любопытные квесты и неплохая боевка. И если ради этого вы готовы терпеть десятки нудных часов на глобальной карте, то игра вам, скорее всего, понравится.
Что касается технической части, то за 30 часов я ни разу не столкнулся с критическими багами, запоротыми квестами или проседающим FPS.
- Shogun Showdown позволяет почувствовать себя гением, показывая будущее
- 40 минут игрового процесса Titan Quest 2
- Более 10 минут геймплея из демо Gothic Remake на gamescom 2024
26 комментария
Болезнь века. Большинство современных игр надоедают задолго до титров. Обрезать пролонгаторы, вырезать аппендикс и вот она игра отличное приключение часов на 10-20. Нет им нужно 100500 часов нудятины. Неужели даже инди разработчики не понимают что растянуто и долго ни капельки не интересно. Пока что только японцы более ни менее знают меру, по крайней мере в одиночных играх.
@Contra-amentis,
Ах...? Японцы и мера? What.
Я так полагаю, в jrpg и визуальные новеллы вы не играете? )
@dimidrum, тоже поржал
@dimidrum, @Rozly, Нет, не играю. Играю в Resident Evil, Silent Hill, Vanquish, Binary Domain, DMC, Bayonetta 1-2, MGS1-4, Killer is Dead, Shadows of the Damned, Scarlet Nexus, Souls и т.д. А RPG хоть J, хоть С и новеллы все длинные, не только японские. СRPG тоже кстати растянутые не меньше JRPG, а то и больше. Так что будьте внимательнее и не приплетайте.
@Contra-amentis, не неси чепуху , каждый школьник знает, что болезнь этого века ковид 19
Хотелось бы поиграть, будь это что-то в душе Dawn of War 3 или просто тактической рпг, но эти вот все менеджменты, в таком красивом сеттинге, совсем не охота:(
Искусивенное затягивание это moto 2ух последних лет в играх
регулярно пытаются. Но всё равно это ни на что не влияет
э-э, за 50+ часов повторялись только очень конкретные типа грызунов или скорпионов. Подавляющее большинство не повторяется (но почему-то названий ивентов меньше, чем событий в них; если читать только названия, может показаться, что повторяются сами ивенты)
глубина и вариативность - более чем. Просто не удивляют
@celeir,
Нападения мелких отрядов в полторы-две тысячи человек, которые триггерятся случайными событиями, я не считаю за попытки отбить территории.
А чей-то брошенный лагерь с вещами? А труп приключенца? А жертвы богам? А "В пустыне опасно - как будем идти, быстро или медленно"? А "Ваш спутник упал в яму и получил травму"? А те самые ивенты про "О, мы нашли следы армии - значит, сейчас на наш аванпост на другой части карты нападет враг"?
Повторяющихся слишком много на фоне единичных интересных ивентов, вроде разговоров с шаманкой или попыток достать лут из вулкана. Ну или же мне не повезло.
Уже на десятом часу все битвы превращались в сольное выступление имба-лучников с двойным критическим выстрелом по приближающимся врагам и возможностью отстрелить лицо любому, кто нападает на союзников в зоне видимости. И это при том, что лучников у меня было всего двое, а в сюжетные битвы я и вовсе брал одну Юлию.
@Miltroen,
мало ли что ты за что не считаешь. Тогда пиши, что и защищать не пытаются, там отряды сопоставимые. Механика есть? Есть. Остальное - баланс
Опасности генерятся чаще, если ходить по чужим территориям. Зачем ты там ходишь? Чтоб триггернуть бессмысленное столкновение с противником, которое проще скипнуть сейв-лоадом, чем проходить?
Что за сложность? На предпоследней можно только проредить стан противника, но не выкосить в одну каску.
Overwatch с критами таки имба, особенно против пешек (в самой правой ветке есть аналог, правда, одноразовый в рамках боя), но пока у противников нет щитов. Предварительно сбить им защиту, подготовив для снайпера в overwatch, тоже не получится - щиты восстановятся перед движением.
востребованы вот вообще все. Только у манёвренного бойца ("велит", кажется) такая себе задержка в развитии - раскрывается ближе к финалу прокачки.
@celeir,
Рандомные ивенты - это не механика. По случайным событиям можно и в тактический бой влететь - вы, в таком случае, будете утверждать, что в игре продвинутый ИИ, который устраивает засады на игрока?
Отличная претензия, появившаяся из ниоткуда. Я хожу отрядом по карте для того, чтобы
А) Открыть туман войны, без которого ничего не видно
Б) Посетить квестовые зоны.
Увы, но чтобы атаковать вражеский аванпост, в любом случае необходимо зайти на вражескую территорию с вероятность поймать "опасный" ивент. И да, у вас странные претензии - сперва вы говорите, что ивенты не повторяются, а потом соглашаетесь, что повторяются, но обвиняете меня в том, что я их специально "триггерю".
Обычная
Щитовиков в игре, по личным ощущениям, процентов 15-20 от общего числа врагов. Кроме того, в первой половине египетской кампании можно получить легендарный лук, который эти щиты игнорирует.
@Miltroen,
а что это?
круто, это считанные секунды передвижения по чужой зоне, ничего за это время не случается. Засыпать ивентами начинает, если начать кружить по чужим секторам как у себя дома. Без этого плохие события случаются раз в сто лет
Они всегда есть в отряде и они примут на свой щит от одной до всех двух атак Наблюдения (раз уж ты пользуешься тем луком, а не первым, который возобновляет overwatch после каждого убийства. На сложном, кстати, не игнорирует, а только лишь умеет ломать, как милишное оружие). И что тогда, ты своим лучником переходил на ближний бой?
@celeir,
Это не механика ИИ. Ваша претензия была к той части моего текста, в которой я говорил, что ИИ противника ничего не делает на глобальной карте.
Если вы заранее знаете, куда идти, чтобы найти аванпост - то, может, и пару секунд.
Вспоминаю, как впервые вышел отрядом из виллы Лукулла и сразу же словил ивент на ранение одного из членов отряда. Ну да, раз в сто лет.
Щитовики очень редко лезут в бой в первых рядах.
Лучник всегда прикрыт собственным щитовиком. А вы думали, что я его в одиночку запускаю в толпу мобов?
@Miltroen,
Чисто технически это механика. Если вы отрицаете это, то значит ничего не знаете о разработке.
@WhiteCrow,
Будьте добры, прочитайте весь топик. Товарищ утверждает, что ИИ "пытается отбивать" захваченные аванпосты. И механикой этого якобы являются рандомные ивенты, которые триггерят из воздуха небольшой отряд врагов.
Однако я не согласен. Рандомные ивенты - это не механика ИИ. Механик ИИ (на глобальной карте) в игре нет в принципе.
@Miltroen, Я согласен, что это не механика ИИ, но то как написано ваше предложение, может вводить в заблуждение. По этому я и говорю что технически это механика.
@celeir, да не спорь ты с ним. Ясно же, бежал-тороптился чтобы обзорчик запилить, а играть это зачем ещё? Разбираться в игре? Да ну на черта, ведь время поджимает.
Играл в демо, да возможно первые 6-8 часов играются по-живее, но оценка в 6 баллов мне кажется немного заниженной. 7-7.5 вполне справедливо, но 6? За вполне увлекательную игру без багов и проблем на релизе?
@for2ne,
За игру, у которой 50% всего геймплея приходится на унылую стратегическую часть, которая сделана по принципу "Чтобы было". Если вы играли в демо, то знайте, что стратегическая часть вообще никак не изменится со временем.
Сколько бы вы поставили любой из частей Total War, если бы она вышла с отключенным ИИ, и вся стратегическая часть сводилась бы к захвату пустых городов с мелкими гарнизонами?
Если бы в Expeditions: Rome стратегическая часть занимала меньше времени или вообще отсутствовала, я бы с радостью и 8 поставил, потому что мне понравились местные тексты, квесты и персонажи, да и боевка вышла очень даже приличной, хоть и без каких-то вау-эффектов. Но когда половину игры приходится скучать - ну такое.
И да, "6" - это все еще "выше среднего" по десятибалльной шкале.
Пока не буду спорить, возможно позже по игре разрабы реально начинают душить этими битвами иконок. Мне в принципе даже в первый раз эта система показалось скучной. Взаимосвязи между приказами и творящимся на поле боя не особо заметил, иконки тоже дерутся абы как. К примеру у меня было 5 отрядов лучников, прикрытых спереди конницей и щитами и каким-то образом в битве на одной из стадий отлетело сразу 100 хотя у врага к тому времени лучников уже не осталось и никаких обходов в тыл тоже не было. На этом моменте я понял что эти стратегические битвы полная халтура, но повторюсь за демо их было ровно 1 штука и я думал, что по игре их так и будет примерно 1 битва на 4-6 часов. Поэтому не зацикливал на этом внимание. Но как минимум разрабам нужно отдать должное за одну из лучших интеграций с твичём, тут прям постарались, может где-то было лучше, но я не припомню.
@for2ne, На иконки на поле боя вообще можно не смотреть - они никак не соотносятся с реальным составом войск. Самих битв за всю игру будет... Ну, где-то за полсотню, не меньше. И все они одинаковые - отличаются только карточки тактик, которые падают рандомно.
Хорошая рецензия: стратежка в которой отличные диалоги и повествование, но стратегия по нулям. И зачем в это играть.
Пока только начал, вроде все отлично. Посмотрим, как будет дальше. Кстати, эта часть очень похожа на экспидицию викингов? В игры данной серии не играл.
Максимально не согласен с обзором. Вся игра характеризуется картинкой которую приложу к посту. Игра - полный провал. Самое дикое это название Expeditions. Дух самих экспедиций когда ты для своей нации являешься первооткрывателем - его нет, в прошлой части про Викингов - было.
Сетинг опущен до дна, из него высосана пачка клише, никогда не думал что такое скажу, но даже АС Одиссея справилась лучше.
Персонажи - максимально плоские и не интересные. И если первого товарища (Имя которого я успешно забыл, что как бы говорит об игре) можно с собой таскать, по крайней мере это простой легионер который выглядит как надежный друг, то все остальные это набор отвратных клише.
У нас есть чернокожий гладиатор которого к нам насильно приковывают, почему он в моем отряде? Никто не ответит. Он мне не нужен, я возглавляю Легион, часть из которых опытные воины котоыре сражаются по системе. Зачем в моих рядах чернокожий идиот кричащий каждые 5 минут что Римская армейская система говно, а вступать в армию он не хочет, а соответственно и учиться сражаться с мечем, копьем и щитом - непонятно, ему 2 кинжала подавай, он с ними в фаланге будет стоять! ХА! Более того это чудовище имеет борзости осуждать мои решения, требуя вместо политически взвешенных и милосердных выборов просто резать всех подряд. ЭТО АРМИЯ. Я ТВОЙ КОМАНДИР - ТЫ МОЙ ПОДЧИНЕННЫЙ. И пока я не задам вопроса что ты думаешь - твой рот должен быть на замке, ты на птичьих правах, ты даже в легион не вступил!
Про женщину это просто бред. Игра показывает её крутость в катсценах, и диалогах в лагере, но в бою у неё нет тех умений которые нам так нахваливают в диалогах, у неё самый обычный набор способностей. На кой черт мне посреди Легиона накачанных гачи мужиков нужен персонаж кровоточащий несколько дней в месяц и вставляющий мне слово поперек? Что мешало показать действия как со второй женщиной? Мы освобождаем рабыню, та хочет примкнуть к Легиону, и изъявляет желание обучаться тактикам легионеров, она не заявляется как супер-пупер-мега убийца, а показывается как простой солдат, её можно с собой таскать банально что бы узнать её мнение, в отличии от супер пупер мега убийцы которая согласно диалогам в лагере моих легионеров "С 500 метров птицу в небе убивает" (что вздор такого масштаба, который даже представить трудно) .
Но самый смак происходит в начале игры, мы не знаем что имеем дело с женщиной, и когда мы узнаем кто она, эта шмакодявка смеет в лицо Легату, стоящему во главе Легиона заявить "Я хотела дать тебе шанс завоевать мое доверие". Самое очевидное действие при таком обращении перерезать ей горло и выкинуть за борт, но все варианты ответа которые у вас есть - на картинке. Далее же по сюжету при встречах, вас заставят вести себя так как будто вы с этими идиотами - лучшие друзья, хотя от них пользы как от козла молока сказал бы я, но они скорее неприятности вызывают нежели пользы не приносят.
Игра на карте как раз получилась интересная, однако очень непроработанная. Управление римским легионом, пусть даже который сражается в виде квадратиков - как раз хотя бы частично передает заявлянную "рпг" часть. Дает отыграть хоть какую-то роль и иногда не без удовольствия. Но механик связанных с этим настолько мало, что любой любитель пошаговых стратегий съест этот элеммент игры как апперетив и не заметит спросит - "А где собственно основное блюдо?".
Про повестку тут....она тут везде, начиная с негра и женщины упомянутых выше, заканчивая тем что Гай Юлий Цезарь - долбаный мужлан нам тут не нужен, давайте его УБЬЕМ. Самого знаменитого цезаря в истории, за которым следовал 2 по популярности - Октавиан. А вот Клеопатра - наложница Юлия будет у нас сильной и независимой.
Боевка так же убита. От игры в декорациях древнего Рима ожидаешь что тебе дадут возможность поставить первый ряд с щитами, 2 ряд с копьями и держать оборону под наступающим врагом, однако вас в 4-8 персонажей выкидывают на огромную локацию с лестницами, уступами и прочим, и заставляют гоняться по ней как угорелому от противникак к противнику по пол часа ожидая пока с другого конца карты этот противник умудрится вообще эту позицию занять.
Про сюжет слов нет. Следите за руками. Нас подставляют 2 брата. В ходе первого акта мы находим доказательства виновности одного из них. Приходим на суд и заявляем что он был виновен, но его нет. Знаете почему? Его убил второй брат (против которого доказательств нет) и он заявляет о том, что убил своего брата потому что тот был преступником. Спросите в чем тут подвох? Да в том, что человек открыто признается в убийстве без суда и следствия. Если у него были улики указывающие на вину его брата, то почему он не представил его перед судом, а если же их не было и улики вскрылись только игроком, то он только что признался в убийстве брата без каких либо оправданий. И ни один персонаж этого не замечает. Бред полный.
Провал во всем, от боевки до сюжета, ощущения отыгрыша легионера - 0.
2/10 за потуги похожие на экономическую пошаговую игру на глобальной карте.
Короче в чит енжине просто ускорять на глобальной карте в 10 раз и хорошая игра будет
По прошествии 5 дней можно смело говорить что обзор предвзятый и оценка занижена. На метакритике средний бал 80 и даже пользовательский 71, учитывая нападки хейтеров которым не понравилась возможность играть за женского персонажа и то что студия расформирована и ушла делать NFT игру. Так вот даже с этими нулями 71. Короче как я и писал выше 7-7.5 при всей неприязни к жанру, но никак не 6/10, учитывая минимальное количество технических проблем и багов, а также крутую интеграцию с твичём.