Нет пути домой
Большая сила. Большая ответственность
Окончание фразы из заголовка этого текста вы наверняка знаете. Если так, глубоко внутри наверняка заиграли ностальгические нотки, и вот уже в памяти всплывают образы — вы много лет назад уже видели и слышали что-то подобное. Я бы рассказал вам, но не сегодня, вы все должны увидеть сами.
Киновселенная Marvel переживает удивительные времена. После выхода фильма “Мстители: Финал” сценаристы закрыли и оставили позади огромную сюжетную арку. Открылся путь для новых историй, смелых экспериментов и возможности сделать что-то такое, чего они прежде не делали. Да и никто, наверное не делал. Во всяком случае я вот так сходу сейчас не вспомню хотя бы нечто отдаленно похожее на опыт, который дарит “Человек-Паук: Нет пути домой”.
Говорить об этом фильме без спойлеров очень сложно — почти любая деталь, выходящая за рамки показанного в трейлерах, может испортить вам впечатление. Я буду избегать этого и расскажу о третьем фильме Тома Холланда в роли Человека-Паука в нескольких ключевых тезисах, которые отражают суть.
Фильм наконец принадлежит Тому Холланду
“Возвращение домой” сбивал фокус внимания с Питера Паркера на Тони Старка, на его фоне паук Холланда казался приложением к гению, миллиардеру и плейбою в лице Роберта Дауни-младшего. Сиквел “Вдали от дома” добавил заглавному герою личного веса, однако его все равно недоставало — лента больше напоминала похоронку тому же Старку, а на заднем плане то и дело возникал Ник Фьюри, претендующий на роль нового наставника. В “Нет пути домой” большая роль отведена Доктору Стрэнджу, но в этот раз расклад сил совсем другой: Человек-Паук больше не второстепенный персонаж в собственном фильме. Все, что происходит в течение двух с половиной часов, крепко завязано на него, он первопричина центрального конфликта и по совместительству — его решение. Стивен Стрэндж выступает как некий моральный и магический камертон. Он безусловно яркий и важный участник событий, но одеяло на себя он не тянет.
Завязка ровно такая, как и показали в трейлерах: Мистерио перед смертью в финале “Вдали от дома” успел раскрыть публике истинную личность Человека-Паука. Мир был не готов к правде, Питер Паркер — тем более. Герой обращается за помощью к магу Доктору Стрэнджу, но попытка стереть знание о Питере из памяти людской оборачивается катастрофой.
Никакого подвоха, как это любит делать Marvel подкладывая ложные кадры в трейлер, не случилось. Из этого в целом вытекает второй важный тезис о фильме “Нет пути домой”:
Фильм даст вам то, что вы от него ожидаете
Фильм под завязку наполнен шутками и яркими диалогами, которые хочется растащить на цитаты. Работает проверенная формула Marvel, в которой сценаристы регулярно, как по часам, обыгрывают с юмором некоторые моменты фильма. Вы также вправе ожидать отсылок к прошлым частям из нулевых и десятых годов — вместе с Доктором Октавиусом, Зеленым Гоблином и остальными Sony и Marvel Studious притащили в третий фильм психологию и мотивации старых злодеев. Тем забавнее наблюдать, как на их мировосприятии и поведении отражается тот факт, что их выдернули из привычных для них миров и поместили к Человеку-Пауку Тома Холланда.
Питер Паркер со своим большим и добрым сердцем старается помочь и спасти каждого, но это, на самом деле, непосильная задача. Ровно такие же стояли перед Человеком-Пауком в разные годы и сейчас обыграть этот канон также не забыли — в первую очередь визуально. В схватке Паука со злодеями ощущается превосходство последних и в течение нескольких непродолжительных боевых сцен это превосходство показано очень хорошо. В них нет чего-то сверхвыдающегося или революционного, но они сделаны крепкими руками ремесленников, ответственных за постановку боевых сцен.
Фильм даст вам то, чего вы не ожидали
Непривычно это говорить, но “Нет пути домой” — самый сильный с точки зрения драматургии фильм Sony Pictures и Marvel Studios. Более того, он катастрофически важен, так как выполняет сразу несколько вещей:
- Закрывает большинство сюжетных арок. Логическое завершение получили многие небольшие истории про второстепенных персонажей. Пусть даже и не самые обязательные, но они дополняют общую картину
- Фильм снят по мотивам комиксов, но в нем очень “человечные” диалоги. Хоть персонажи иной раз произносят вслух претенциозные реплики, общение между ними всегда естественное, как у живых людей. Из тех, о ком я могу рассказать без спойлеров — Зендея и Доктор Стрэндж. Нарративные сцены с ними получились наиболее яркими
- “Нет пути домой” — самый эмоциональные фильм Marvel последних лет. В прошлый раз нечто подобное я испытывал выходя из кинозала после “Финала” и “Войны бесконечности”
Равно как и дилогия о последней битве Мстителей с Таносом, “Нет пути домой” помещает героя в невозможную ситуацию. В отличие от фильмов Руссо на первом плане тут личные мотивы и судьба отдельно взятых героев. Глобальная угроза, способная навредить всему миру тоже есть, но она не ощущается такой важной — сработал эффект от выдвижения Питера Паркера на первый план. Теперь, когда он вышел из тени Тони Старка, вся его боль, печали и тревоги перестали ощущаться недостаточно важными. Кроме того, открывшаяся мультивселенная и гости из других фильмов придают личным страхам и проблемам героя новые оттенки и смыслы.
Фильм ставит важную точку в истории Питера Паркера
Самая важная задача, которую решает история в “Нет пути домой” — отпускает Питера Паркера в свободное плавание. Окрепшего и повзрослевшего героя помещают в центр событий, виноват в которых он сам по факту своего существования. Вокруг этого строится не только судьба близких ему людей, но и то, что преподнесла ему мультивселенная. Злодеи из других миров ищут Питера Паркера, которого знали у себя дома (читай — в своих прошлых фильмах), а получают героя Тома Холланда.
По сути своей он тот же человек, но понимаешь это ближе к концу фильма, равно как и то, что теперь этот Человек-Паук вырос и возмужал. Разговоры о новой трилогии с Холландом в таком ключе логичны и закономерны. Бросать все сделанное и достигнутое сейчас будет ошибкой — история Питера Паркера, кажется, только началась.
“Нет пути домой”, как оказалось, даже бОльшая сила в копилке Marvel, чем я мог ожидать. Фильм открывает героя с новой стороны и позволяет иначе взглянуть на него через призму прошлых побед и поражений — понять его боль и страхи, прочувствовать его не только как функцию для сюжета, но и как полноценного персонажа.
Что ж, чем больше сила, тем больше ответственность. Теперь, когда Marvel и Sony провернули такой сумасшедший эксперимент, при этом сумев сделать из него взрослый драматический фильм, для них, кажется, нет ничего невозможного.
Вот такая она, мультивселенная.
- Скарлетт Йоханссон и Ченнинг Татум имитируют высадку на Луну в первом трейлере фильма Fly Me to the Moon
- Инсайдер: Джоди Комер ведет переговоры об участии в продолжении "28 дней спустя"
- СМИ: Apple не планирует выпускать 4-часовую версию "Наполеона" Ридли Скотта