Netflix усилился
"Игра в кальмара", психологический триллер и скандинавский детектив
Netflix успешно обосновался в young-adult категории. Регулярно выпускает фэнтезийные сериалы, рассчитанные на молодежь и школьников старших классов, заигрывает с меньшинствами и продвигает расовое разнообразие, делает все более-менее пресно, хоть и качественно. До сентября этого году у сервиса давно не было действительно взрывных сериалов, но тут стрминговый сервис, как говорится, прорвало.
Четыре сериала и все по-своему хороши:
- 17 сентября — "Игра в кальмара" (Squid Game), 1 место в топ-10
- 24 сентября — "Полуночная месса" (Midnight Mass), 8 место в топ-10
- 1 октября — "Уборщица. История матери-одиночки" (Maid), 2 место в топ-10
- 3 октября — "Каштановый человечек" (The Chestnut Man), 4 место в топ-10
Это совершенно разные шоу, рассчитанные на разную аудиторию с несопоставимым хайпом в сети, но каждое может дать зрителю цельную историю и зацепить. Они не идеальные, но легко заберут у вас целые выходные или пару вечеров.
Игра в кальмара (Squid Game)
Про этот сериал сложно было не услышать. С самого релиза он заполонил соцсети. Кто-то восхищался необычной идеей баттл-рояля, забывая о существовании видеоигры и других сериалов на эту тему. Кто-то писал о том, как шоураннеры лихо играют образами PlayStation, кто-то в очередной раз хвалил исключительность корейского кинематографа.
Я не могу отнести себя ни к одному из вышеперечисленных. Для меня "Игра в кальмара" не стала откровением, заметно уступая по накалу и драматургии японскому "Алиса в Пограничье" (Alice in Borderland), так же доступному на Netflix. Мне понравилась палитра шоу, некоторые отдельные сцены (например, с девушками в шестом эпизоде) и то, как классно обыграли детские забавы в виде смертельной битвы за баснословную сумму денег. У шоу хорошая динамика, запоминающиеся персонажи и даже внятная мотивация участников, особенно в эпизодах второй половины сезона.
Проблема в том, что финал получился скомканным и он портит все впечатление. Наличие касты богачей и линии расследования происходящего на острове кажутся лишними, отвлекают от происходящего и уводят совсем не туда. Проблему кредитов южнокорейского населения и увлеченности азартными играми почти не раскрыли. Но признаюсь, я испытал шок от первой игры, она же втянула меня в бинджвотчинг.
"Игра в кальмара" не выглядит чем-то экстраординарным и ломающим привычный жанр. Скорее, шоу просто выглядит ярким пятном и вышло именно тогда, когда зрители были меньше всего к этому готовы. А еще тот самый эффект детства, когда ты начинаешь представлять, как стоп-земля, вышибалы или земельки могут превратиться во что-то убийственное. Да и многомиллионный хайп на пустом месте не рождается.
Ну а если вам хочется чего-то похожего, то обратите внимание на 20-летнюю "Королевскую битву", недавнюю голливудскую "Охоту" Крейга Зобела, "Эксперимент Офис" или "Алису в Пограничье".
Каштановый человечек (The Chestnut Man)
Это затягивающий скандинавский детектив, в котором смешались народный фольклор, немного политики и расследование действий маньяка, убивающего матерей, которые по его мнению плохо следят за своими детьми. Местом действия выступает Дания, а за шесть эпизодов успевают не только запутать зрителя и накинуть ему несколько вариантов убийц, но и разворошить пять-шесть шкафов со скелетами.
Ну а в целом, все по классике: убийца не тот, кого вы подозреваете, главные герои не идеальны, общество не совершенно, а виной всему детские травмы. Каштаны выступают как что-то уникальное, присущее исключительно этому региону, и человечки из них получаются пугающими.
Возможно, шести эпизодов будет маловато, и авторы просто упирались в бюджет, но первый эпизод увлекает интригой и тянет смотреть оставшиеся. При всем высоком качестве съемки и умении выдержать нужного темпа "Каштановому человечку" не хватает той самой мрачности и вязкости, которые являются отличительной чертой этой категории шоу. Еще одна потенциальная проблема — чрезмерно страдающие главные герои. Их проблемы располагают зрителя к симпатии, но иногда кажется, что это страдания ради страданий. А этот прием в кино как правильно скорее не работает.
Я бы поставил это шоу в один ряд с классикой скандинавского нуара: "Убийством", "Мостом" и "Приливом", хотя "Каштановый человечек" все же не дотягивает до величия этих сериалов. Это хороший и самобытный сериал, развивающий европейское направление Netflix, и показывающий, что европейская киношкола начинает возвращать былые позиции, но у него нет ничего для того, чтобы стать культовым. И даже отрубленные кисти не спасают.
"Уборщица. История матери-одиночки" (Maid)
Этот пункт будет спорным и кто-то напишет, что я выжил из ума, но сериал про жертву эмоционального абьюза, которая решает сбежать с ребенком ради собственного будущего, ради дочери и попыток найти нормальную жизнь, не отпускал меня всю неделю. С одной стороны, Netflix очень хитро зашел на территорию актуальной повестки и проблем современных женщин, с другой стороны, тут сложно говорить о каких-то определенных проблемах.
Стриминговый сервис показал сразу множество изъянов современного американского общества: алкогольные и наркотические зависимости, абьюзивные отношения, сложность современной жизни, недоверие населения к властям, кривые американские системы социальной помощи населению, сложность семейных отношений. На другой чаще весов: наличие добрых людей, центры помощи, материнская любовь, умение бороться до конца и никогда не сдаваться. "Уборщица" показала целый срез американских поколений и, если честно, они не сильно отличается от наших.
Бывшая модель Маргарет Куэлли, которая постепенно набирает обороты в Голливуде, точно занесет себе эту роль в актив. Ее героиня проходит через страдания в погоне за мечтой, но никогда не сдается, пусть и проявляет неожиданную сценарную слабость или внезапную щедрость момента. Ну правда, я не верю, что женщина, которая постоянно была холодна, вдруг решает сама проявить активный интерес и пойти на контакт. Или что случайный знакомый из барного прошлого вдруг решит не только приютить, но и подарит машину. В мире полно добрых людей, но в этой истории их концентрация достаточно велика.
Что касается самого шоу, то в нем сильна эмоциональная составляющая. Зритель вполне может испытать вместе с героиней страх за жизнь дочери, отчаяние, горечь собственных ошибок, недоверие и бесконечную стойкость. Где-то рядом будет стокгольмский синдром, боязнь перемен, вера в светлое будущее и умение вытащить себя из болота за собственную шкирку.
Меня также сильно зацепила история с ребенком и желанием делать что-то исключительно ради нее. Я прекрасно помню момент, когда меня сократили через месяц после рождения ребенка, и я был готов взять за что угодно, лишь бы у меня всегда в кармане были деньги. Так себе ситуация, хоть и не сравнима с той, что показали в шоу.
"Уборщица" основано на реальной биографии, и это делает эту историю чуть более мощной, чем она могла быть без осознания этого факта. А еще это хороший повод поговорить о домашнем насилии, которое так много игнорируется нашим государством.
"Полуночная месса" (Midnight Mass)
Давайте с козыря — это сериал Майка Флэнагана. За последние несколько лет он зарекомендовал себя как отличный режиссер, умеющий находить интересные ракурсы и применять незаезженные приемы, и качественный сценарист, умело совмещающий сильных персонажей, персональные драмы с общим сюжетом.
Флэнаган и на этот раз не отказался от семейной темы, которые встречается во всех его нетфликсовских проектах, но добавил немного религии, бесперспективной жизни и отчаяния. Ну дальше — медленно развивающаяся и первые пару эпизодов вызывающая зевоту история, которая со временем набирает обороты и выводит к яркому финалу, блестящая режиссерская и операторская работы, совершенно несимпатичные персонажи и неожиданный сценарный поворот.
А еще тут есть своя миссис Кармоди.
Цепляет ли это? Еще как. Сложно ли это смотреть? После классических хорроров и даже дешевых скримеров Джеймса Вана — очень. Вот только в этом весь Флэнаган. Он не переизобретает велосипед, но показывает его так, что ты заворожённый сидишь и не можешь оторваться. Много важного скрыто в разговорах, еще больше в различных символах, взглядах и пролетах камеры.
Назвать "Мессу" хоррором будет неправильно, тут скорее тонкая грань между мистическим триллером и рассуждениями о религии. А еще это хорошее напоминание о том, какими монстрами на самом деле могут оказаться люди. Шоу именно про людей, которые живут верой и в любой ситуации ставят это во главу угла.
И вообще, если по "Поместья Блай" моя уверенность в Флэнагане и его будущем слегка пошатнулась, то "Полуночная месса" дала понять причины, почему Netflix заключила с режиссером многопроектный контракт и собирается дальше давать ему полную свободу в будущих сериалах. Впрочем, это шоу все равно уступает "Призраку дома на холме" и по драматизму, и по режиссуре, и по энергетике.
Netflix можно и нужно ругать за тот нескончаемый поток контента, в котором добрая половина выглядит проходняком, но этой осенью стриминговый сервис выдал неплохой отрезок, выпустив четыре ярких, самобытных и запоминающихся шоу. Хочется верить, что это не разовая удача продюсеров, а действительно попытка исправить ситуацию, ведь следом вышел отличный стендап Дэйва Шаппелла.
Так что будущее не только за чернокожими эльфийками и волшебницами-лесбиянками.
- Новый трейлер второго сезона "Игры в кальмара"
- Создатель "Игры в кальмара" объяснил, почему решил снять 2 сезон — "Деньги"
- Новый тизер второго сезона "Игры в кальмара" представляет возвращение Сон Ки Хуна на остров