Black Book

Обзор Black Book

Русская сказка

Spoyk

Давным-давно выходила бета-версия Black Book, но тогда она прошла меня стороной и долгое время оставалась тёмной лошадкой. За прохождение я сел практически с нулевым знанием о том, что игра из себя представляет. Меня лишь привлекала возможность повстречать чертей, лешего, водяного и других фантастических существ из русских сказок. Ведь игр, а тем более хороших, посвящённых этой теме, крайне мало. По нескольким геймплейным роликам и трейлерам у меня сначала сложилось впечатление типичного дешёвого инди-рогалика, но мои ожидания оказались ошибочными.

События Black Book разворачиваются в конце 19 века и повествует о крестьянке Василисе. Её возлюбленный накладывает на себя руки. Героиня уверена, что здесь замешаны нечистые силы и её суженый не мог так поступить — это огромнейший грех в христианской вере. Чтобы вызволить его из царства мёртвых, ей предстоит стать векшицей (колдуньей). Дедушка Василисы сам колдун, поэтому и решил обучить её. Он сопровождает героиню на протяжении всего пути, делясь советами или подсказывая решение некоторых проблем. Ключевым предметом во всей истории выступает Чёрная Книга — старейший артефакт, способный исполнить любое желание при открытии 7 своих печатей. Только никому до Василисы этого не удавалось сделать.

Дизайн интерфейса и локаций смотрится очень здорово. Хоть бюджет у проекта был небольшой, но удачная стилизация графики позволила ему выглядеть весьма себе неплохо. Нарекания вызвали у меня только модельки героев — на них очень сильно сэкономили. Вид у них максимально бесформенный и отталкивающий. За даже ними не всегда удаётся определить героя.

Разработчики Black Book пытались как можно сильнее погрузить пользователей в атмосферу древней Руси. Для придания ещё большего колорита, создатели добавили в диалоги древне-русские слова. Если вы сразу не поймёте значение некоторых выражений, по типу “угланы” или “целовальщик”, то в игру встроен словарь с подробным объяснением. Разговаривая с людьми или исследую интересную локацию ваш дневник будет пополняться различными народными поверьями, былицами и историями. И знаете, читая все игровые записи я действительно лучше проникся культурой наших предков. В какой-то степени, игру даже можно назвать энциклопедией.

Элементы атмосферы Black Book очень хорошо передают быт Чердынского уезда. У меня в памяти сразу всплывали антуражи старых советских фильмов. Особенно сильно происходящее напомнило мне гоголевскую “Вечера на хуторе близ Диканьки”, благодаря обилию старых слов и оборотов, а также — упоминанию большого количества фольклорных существ.

К сюжету у меня есть претензия. Проблема состоит в том, что вплоть до финальных титров мы вообще практически ничего о возлюбленном Василисе не узнаём. То есть , как о герое, мы вообще ничего о нём не знаем. Открытие каждой печати завязано на каком-то большом задании: где-то нужно выселить нечисть из бани, где-то отвадить бесов убивать рабочих завода, а где-то и вовсе защитить свадьбу от злых колдунов. Все эти квесты крайне увлекательны, поэтому в процессе путешествия вы напрочь забываете о своей главной цели, ради которой и стараетесь. Лишь в середине пути вам мимолётом об этом напоминают, и вы такие: “Ааааа, вот зачем я всё это делаю”.

Отдельно похвалю русскую озвучку. Реплики актёров помогают ещё сильнее погрузиться в атмосферу происходящего. Конечно, в некоторых местах есть небольшое переигрывание, но это вообще нивелирует на фоне всей проделанной работы. В каст даже затесалось несколько актёров, голос которых вы точно узнаете: Петра Коврижных, Сергея Чихачёва и Сергея Пономарёва.

Все сражения в Black Book завязаны на карточках. Вообще, я никогда не был особым любителем подобного жанра, однако здешняя боевая система меня заинтересовала. В первую очередь, в игре присутствует большое разнообразие умений и способностей. Вы можете создать огромное количество уникальных билдов и экспериментировать с ними — больше всего меня увлёк именно этот процесс. Первые две главы я не испытывал сложностей с противниками, а вот позднее на моём пути начало встречаться всё больше сильных врагов, к которым нужно находить особый подход.

Существует два типа карт: приказы и ключи. Бои в игре пошаговые, поэтому герои ходят по-очереди. Во время одного хода вы можете использовать ограниченное количество приказов и ключей, поэтому свои действия нужно тщательно продумывать, а не тыкать наугад. Для получения новых карт нужно открывать печати, сражаться в битвах или покупать их у торговцев.

Разнообразия у Black Book не занимать. Вплоть до финальной локации вы будете постоянно натыкаться на уникальные события, места и врагов. К примеру, за время прохождения мне удалось сразиться с другим колдуном, встретить одержимых демонами крестьян и устроить гулянку с молодёжью из соседних деревень. Хоть полное изучение тайтла и занимает более 30 часов, но он постоянно удерживал моё внимание какими-то “сюрпризами”.

Ещё в игре присутствуют некоторые локации, доступные для исследования. На них можно найти целебные травы, какие-то предметы, пообщаться с героями или решить несложную головоломку. Единственная проблема — неудобное управление. При перемещении Василиса может застрять в текстурах или вовсе плохо отзываться на команды. Это вызывает дикое неудобство.

Для прокачки героини используются специальные очки. Разработчики большие молодцы, что сделали древо умений таким классным — в нем есть действительно полезные умения. Каждая приобретённая способность ощутимо сказывается на игровом процессе. К примеру, увеличение количества используемых ключей и приказов за один ход позволит создавать более сложные комбинации. Также у Василисы есть шесть слотов под обереги и амулеты — они тоже накладывают различные бонусы: увеличивают максимальный запас здоровья или силу ваших атак. Эти аспекты — отличное дополнение для построения вашего билда.

В Black Book даже можно перекинуться в “Дурака”. Казалось бы, это весьма простая игра, но увлекла она меня на парочку часов точно. Особенный азарт возникал тогда, когда ты начинал играть с кем-то на деньги. Партией “Дурака” в мире игры можно даже решать некоторые конфликты. Пример, если вы не хотите драться с каким-то чёртом, то можете предложить ему сыграть в карты. Если оппонет начнёт вас побеждать, то можно смухлевать и один раз за партию поменять обычную карту на козырную. Игра отлично вписывается в сеттинг Black Book, так как “Дурак” пользовался огромной популярностью среди крестьян в 19 веке.

Black Book можно сравнить с хорошей интерактивной книгой. Видно, что разработчики серьёзно погрузились в изучение мифологии своего родного пермского края. Во время прохождения вы неплохо знакомитесь с бытом обычных людей в России конца 19 века: во что и кого они верили, какие традиции и обычаи соблюдали, и так далее. Мы много чего слышали про те времена, однако целостное представление у большинства людей отсутствует. Лично мне, проект помог структурировать и дополнить знания, поэтому игра неплохо справляется с “образовательной” задачей.

Меня данный проект смог ближе познакомить с историей моей страны. Причём делает это она в крайне увлекательной и интересной форме. А если этого вам недостаточно, то интересный сюжет и вариативная боевая система точно не дадут вам заскучать в этом удивительном путешествии по Чердынскому уезду. В итоге Black Book для меня стала одной из самых интересных игр уходящего лета.