Siege Survival: Gloria Victis
Боремся с голодом, холодом и вражескими топорами
18 мая в Steam вышел симулятор выживания Siege Survival: Gloria Victis, который многие геймеры заочно окрестили "This War of Mine про Средневековье". И знаете, кое в чем они правы — разработчики из Black Eye Games явно вдохновлялись польским инди-шедевром. Тут и похожая завязка (группа выживших застряла в городе во время военного конфликта), и точно такое же разделение геймплея (день для крафта и строительства, ночь для мародерства), и даже общие принципы выживания на месте. Только и различий, что в This War of Mine тебя хотят отправить на тот свет военные с автоматами, а в Siege Survival тем же самым желанием горят брутальные викинги с острыми топорами.
Хотя нет, вру. Одно из самых важных различий бросается в глаза сразу же после запуска игры. Если в This War of Mine мы смотрели на мир сбоку, то теперь можем взять на себя роль Бога и следить за своими подопечными откуда-то с облаков. Это придает игре сходство со стратегиями и добавляет пространству перспективы, а геймплею — тактичности.
Однако ругать Black Eye я тут не буду. В конце концов, многие игры в одном жанре заимствуют друг у друга удачные элементы — и в этом нет ничего плохого. Да и кто будет против того, чтобы на рынке появился добротный клон хорошей игры, но в другом сеттинге и со слегка переработанными механиками? Разве что совсем уж странные люди, которые мечтают о том, чтобы в мире разом исчезли все тайтлы, кроме двух-трех "признанных шедевров". Но речь сейчас не о них, а о Siege Survival.
Если вы ждете от этой статьи обстоятельного обзора с указанием сильных и слабых сторон игры, то вас ждет разочарование — ничего этого не будет. Более того, Siege Survival и не нуждается в рецензии, потому что упомянутая мною фраза "This War of Mine про Средневековье" прекрасно описывает всю ее суть. Тем, кто знаком с жанром, этого достаточно. А для остальных разработчики любезно подготовили демоверсию, в ходе которой можно пощупать первые этапы игры и решить для себя, стоит она покупки или все же нет.
Для того, чтобы помочь второй категории геймеров разобраться во всех тонкостях, я провел в Siege Survival полтора десятка часов и составил подробное руководство по выживанию в мире средневековых замков и злобных викингов.
Где это я?
Итак, поздравляю — вы в дерьме. На процветающий город, в котором вы жили, набежали злобные викинги, а вам вместе с горсткой солдат удалось спрятаться в неприступной цитадели. И теперь ваша главная задача — протянуть в таком состоянии целый месяц. Ситуация осложняется тем, что ваши герои хотят кушать. И гарнизон тоже хочет кушать. А еще солдатам надо наточить мечи, заштопать кольчуги, принести воды, настрогать стрел, связать теплые носочки и утереть сопельки. Угадайте, кто всем этим будет заниматься. Я ведь уже говорил, что вы в дерьме?
Начинается игра всегда одинаково — с рассказа о вторжении и нескольких попутных выборов, которые влияют на начальное положение дел. Например, если вы решите защитить рабочих, то получите чуть больше припасов. А если поселите в стан врагов огромного, мать его, викинга, то весь гарнизон словит небольшую печальку. Однако не пугайтесь — запороть партию из-за неудачных решений у вас не получится даже при всем желании. Начальные бонусы и штрафы незначительны и нивелируются буквально после пары-тройки игровых дней.
И вот вы уже смотрите на своих героев, которые застыли посреди замкового двора. Именно здесь пройдет добрая половина игры — та, которая дневная. Сам двор поделен на две неравные части. Правую треть занимает так называемая "слепая зона", в которой все ваши постройки будут в безопасности. А вот остальное пространство прекрасно обстреливается врагами, так что во время сражений (а они тут проходят каждые 3-4 дня) на этот кусок локации будут сыпаться огненные стрелы, камни и даже дохлые коровы. Для викинга все средства хороши.
Какой из всего этого следует вывод? Правильно — если собираетесь что-то строить, то стройте исключительно в правой части карты. Благо, почти все местные сооружения занимают очень мало места и прекрасно туда влезают. Исключения составляют только пищевые постройки, вроде огородов или резервуаров для сбора питьевой воды — хочешь, не хочешь, но их придется размещать на опасной территории.
Внутренний двор замка всегда забит кучами мусора, которые надо будет разгрести в первый же день — так вы получите материалы для строительства. Все собранные припасы в этом случае сразу же перемещаются на склад, так что заниматься микроменеджментом в "дневной" части игры вам, к счастью, не придется. Но это не значит, что можно расслабиться и никуда не спешить — Siege Survival нельзя поставить на паузу, а день пролетает очень быстро. Так что поспешите!
Это важно! Сбор материалов можно ускорить — для этого требуется нажать на стрелочку, которая висит над полоской прогресса. Но учтите, что один щелчок ускоряет процесс всего на 2-3 секунды. Так что для максимальной эффективности придется тыкать на кнопку 2 или даже 3 раза.
Кто все эти люди?
Немного осмотревшись, вы наверняка обратите внимание на то, что под вашим управлением находятся сразу несколько персонажей, и у каждого своя биография и набор сильных и слабых сторон. Одновременно можно рулить максимум четырьмя героями, однако на старте у вас, скорее всего, их будет два или три, в зависимости от выбранного сценария.
Это важно! Кроватей у вас тоже может быть четыре — по одной для каждого. Однако строить их все нет никакого смысла, потому что один из героев всегда будет шастать по ночному городу и сможет отоспаться днем, пока остальные вкалывают в замке. Так что держите в уме, что спальных мест вам нужно меньше, чем спящих тел.
Все персонажи различаются по своим навыкам. Некоторые быстрее излечиваются от ран и болезней, другие переносят больше вещей, а третьи лучше торгуют. Обязательно потратьте время на то, чтобы внимательно изучить их способности и биографию. Так вы узнаете, что плотник Бертрам тоскует по погибшей семье, торговка Рина не прочь отрезать викингам пару ушей (а то и кое-чего пониже), а аскет Джейкоб… Ну, он может не есть и не пить целых три дня. Феноменальный человек.
Изучили? Молодцы. А теперь забудьте о них, потому что на самом деле для вас важны только два навыка: сила и скорость сбора материалов. Все остальные в игре только для галочки.
Почему именно сила и сбор припасов? Все просто — во время ночных вылазок вам пригодятся только товарищи с этими свойствами. Мистер "Я умею быстро рыться в кучах дерьма" сэкономит драгоценное время. А мистер "Я могу копать и бить лица" пригодится во время ночных ивентов — многие события, которые в этой игре оформлены в виде текстовых квестов, требуют от персонажа именно навык "силы".
Время от времени вам может пригодиться и торговец. В городе можно открыть несколько точек, в которых местные жители с радостью обменяют ваш лут на всякие ценные штуки, вроде еды или оружия. В таких случаях торгаш сможет провернуть эти сделки чуть выгоднее, чем, скажем, силач. Но на этом его "полезность" и заканчивается.
А вот зачем посылать в ночной город девушку, которая быстрее излечивается от ран, я просто ума не приложу. Разве что вам нравится смотреть на то, как бородатый викинг каждую ночь бьет женщину мечом по голове, а та упорно возвращается за новой порцией люлей.
Темнота — друг партизана!
Раз уж мы заговорили о ночных вылазках, давайте остановимся на них подробнее. Итак, как я уже говорил, отправить в город можно только одного персонажа за раз — им вы и будете управлять. Еще двух можно послать "на разведку", чтобы узнать о дате и силе следующего штурма. Но для этой задачи подходит любой герой, даже самый бесполезный.
Это важно! Не торопитесь щелкать на кнопку "Начать мародерство". Сперва убедитесь, что вы положили в инвентарь персонажа все важные предметы, вроде лопаты, факела или квестового ключа. Знаете сколько раз я матерился, когда понимал, что опять забыл экипировать героя перед вылазкой, и теперь мне надо ждать следующей ночи, чтобы открыть чертову дверь? Вот и не повторяйте моих ошибок.
Ночной поход представляет собой пространственно-временную головоломку. Вы оказываетесь на карте города и методично обшариваете его в поисках припасов. Главная опасность заключается в том, что каждый из районов (за исключением стартового) патрулируют викинги. И ваша задача — ни в коем случае не попасться им на глаза.
К счастью, сделать это нетрудно. Во-первых, о приближении викинга сигнализирует ярко-зеленый конус, изображающий его поле зрения. Во-вторых, ваш персонаж даже шагом двигается быстрее врага, так что убраться с его пути не составляет никакого труда. И, наконец, в-третьих, по локациям разбросано множество особых мест, в которых можно затаиться и переждать.
Вести себя тихо необязательно. Можно подкрасться к викингу сзади и отправить его в Вальгаллу. Или напасть на него в открытую. Или просто убежать от патрульного, который передвигается со скоростью черепахи. Однако я бы посоветовал не лезть на рожон. По умолчанию в каждом районе находятся всего 1-2 противника, и избегать их внимания проще простого. Но стоит вам поднять тревогу, как в следующую ночь стража удвоится. А затем и утроится. Сложно, знаете ли, рыться в мусоре, когда из-за каждого угла на тебя смотрят сразу три бородатых рожи.
Самыми важными вашими инструментами во время вылазок станут лопата и факел. Лопатой можно разбирать завалы, которые блокируют путь в другие районы, а факелом — сжигать кучи трупов. Второе, впрочем, опционально, так как персонажи спокойно передвигаются внутри чумного облака, но при этом рискуют заболеть. Оба инструмента одноразовые, так что не забывайте крафтить их днем и выдавать мародерам перед вылазкой.
Во время исследования города вы время от времени будете натыкаться на квестовые ивенты, которые чаще всего сводятся к выбору из двух вариантов: быть мудаком или героем. В первом случае награда куда весомее, но персонаж при этом легко может схватить дебафф к боевому духу. Во втором же случае вас чаще всего ждет "Спасибо!" или героическая смерть на радость викингам. Именно поэтому я и советовал брать на вылазки сильного героя — добрые поступки здесь часто требуют, чтобы персонаж накостылял противникам.
Это важно! Время на ночных вылазках не останавливается. Обязательно следите за ним и планируйте маршрут так, чтобы вернуться к точке входа в замок затемно. Иначе вы рискуете оказаться в городе при свете дня, и тогда враги смогут заметить вас чуть ли не за километр.
Да сколько же вы жрете?
Вот вы вернулись из ночной вылазки с туго набитыми карманами. Что дальше? А дальше начинается методичный процесс, в ходе которого нужно будет удовлетворить как свои потребности, так и потребности гарнизона.
Это важно! Кормить и поить персонажей стоит тогда, когда значки соответствующих потребностей в строке состояния станут желтыми. Во-первых, потому что "белое" состояние никак не влияет на работоспособность героев. А во-вторых, глоток воды или порция еды полностью удовлетворяют "желтые" потребности, так что тратить припасы на тех, кто "чуть-чуть проголодался" просто невыгодно.
"Хотелок" у гарнизона целое море. Солдаты не только едят и пьют, но и каждые три-четыре дня сражаются с викингами. Происходит это в формате мини-игры, на исход которой влияют силы обеих сторон. Грубо говоря, у кого циферки больше, тот и победит.
Поднять характеристики своих бойцов можно (и нужно!) многими способами. Вы можете лечить раненых, ремонтировать оружие и броню, укреплять стены, ковать топоры и мечи, мастерить луки и стрелы и даже расстреливать врагов из требушета — хотя для его починки требуется столько ресурсов, что проще было бы построить еще пару-тройку замков с блэкджеком и куртизанками на сдачу.
После того как припасы собраны, вы открываете экран состояния гарнизона и выбираете, что ему передать. Каждый меч или топор повышает характеристики защитников, а отсутствие еды их, наоборот, снижает. Так что готовьтесь к тому, что каждый день придется кашеварить и поставлять жрачку чуть ли не в промышленных масштабах.
Само собой, для обеспечения солдат всем необходимым вам потребуются ресурсы — море ресурсов! Большинство из них крафтится на специальных верстаках, а для их строительства — сюрприз! — тоже нужны ресурсы. Более того, в игре есть простенькие производственные цепочки, в духе "для создания меча нужна кузница и железо, а для железа нужна печь, глина и дрова, а для дров нужно построить козлы, для которых требуется дерево".
Это важно! Время, которое тратится на крафт некоторых ресурсов (например, кирпичей, железа или волокон) не зависит от количества обрабатываемого материала. То есть, неважно, выплавляете вы в печи один слиток железа или сразу пять — результат получите одновременно. Так что не забывайте указывать, сколько именно ресурсов вы хотите получить — это сэкономит вам кучу времени.
Все постройки можно улучшить — разумеется, тоже за пригоршню ресурсов. Визуально такие апгрейды никак не отображаются, зато помогают экономить материалы при крафте или открывают доступ к новым инструментам и оружию.
Думаю, всех этих знаний вам хватит для того, чтобы не потеряться во время игры в Siege Survival и не сдохнуть при первом же штурме. Не благодарите, мне за это платят чемоданами с глиной.
А какие-нибудь советы напоследок подкинешь?
Обязательно. Вот небольшой список, который я составил для себя во время прохождения:
- Дерево и глина — самые ценные ресурсы на начальном этапе игры. В первых вылазках можете почти весь инвентарь ими забивать. А вот драгоценные камни полностью соответствуют своему описанию — это мусор, который не стоит того, чтобы его подбирать.
- Первое, что вам нужно — построить сразу два огорода. Для этого потребуется глина и дерево. При желании можно воткнуть сразу три грядки, но у меня редко хватало ресурсов для того, чтобы засадить их все, и одна часто простаивала.
- Скриньте или записывайте ассортимент магазинов и стоимость крафта и построек. Потому что увидеть их в игре можно только одним способом — отправив персонажа на склад или к торговцу. Знаете, сколько раз я гонял своих героев туда-сюда только потому, что не запомнил стоимость какого-нибудь меча? Не повторяйте моих ошибок!
- Единственная бесполезная, на мой взгляд, постройка — это ловушка для крыс. Ни разу ее не использовал. Да и зачем, если 2-3 огорода приносят достаточно еды для того, чтобы прокормить и героев, и замок. Но если кому-то нравится крысятина, то не стану вас отговаривать. На здоровье.
- Не бойтесь оставлять какие-то вещи во время вылазок — они останутся лежать ровно там же, где вы их выбросили. Более того, даже если вы уже забили весь инвентарь, все равно имеет смысл обыскать как можно больше груд мусора. На следующую ночь они будут уже "открытыми".
- Четыре героя — это, наверное, перебор. Попробуйте ограничиться тремя. В моем случае четвертый персонаж часто стоял столбом посреди замка, потому что для него просто не было работы. Да и на еде сэкономите.
Вместо вывода
Если вы заигрывались в This War is Mine в далеком 2014 году и с тех пор испытываете острую нехватку подобных выживачей — чтобы холодно, голодно и крысы на завтрак, — то на Siege Survival: Gloria Victis стоит обратить внимание. Определенно, это не самая глубокая игра подобного толка, которую я видел, но она способна подарить несколько приятных вечеров превозмогания и перебежек от одного куста к другому. Лично я получил свою порцию удовлетворения (гусары, молчать!) от того, что сумел дожить до конца 31-го дня, сохранить всех гражданских и при этом ни разу не попасться на глаза викингам. Разработчики, где моя ачивка за это, а?
Стоит отметить, что Siege Survival определенно не хватает лоска и полировки (а еще возможности узнать стоимость того или иного здания без необходимости постоянно бегать на склад), однако студия вроде как собирается это исправить. Во всяком случае, дорожная карта обещает в следующем месяце множество улучшений, систему динамических ивентов и даже сценарий с совершенно новой картой.
В общем, еще раз советую всем заинтересованным опробовать демоверсию игры. Кто знает — а вдруг понравится?
Siege Survival: Gloria Victis можно приобрести в Steam и EGS за 999 рублей.
- Как чинить оружие в STALKER 2: руководство по ремонту
- Как сохранить лут, собранный в прологе STALKER 2 и использовать его в основной игре
- Руководство по настройке графики в STALKER 2 — как выжать максимум из системы