Marvel's Avengers
Мстители, как сервис
Перед началом прохождения Marvel's Avengers я специально не участвовал в бета-тестировании и не смотрел записи игрового процесса. У меня было общее представление о геймплее и сюжете, а после разговора с разработчиками стало ясно, почему одним из ключевых персонажей истории стала Камала Хан. В моем представлении, игра давно закрепилась, как сервис с продолжительным жизненным циклом, так что я ждал рассказ на несколько часов чисто для "галочки".
Оказывается, Marvel's Avengers это не только кооперативный гринд, но и крепкая история про супергероев, злодеев и то, как точка зрения меняет перспективу.
При желании проходить сюжет необязательно — можно сразу перейти к боевым миссиям и операциям. Однако даже сама игра не рекомендует этого делать, чтобы не спойлерить подробности. Так как изучение всего контента из сервисной части игры займет какое-то время, то в этом обзоре основное внимание будет уделено кампании.
Больше материалов и различные активности по игре можно посмотреть в нашем хабе.
Постепенное погружение
Один из самых распространенных вопросов в отношении Marvel's Avengers — почему сюжетная часть игры подана с точки зрения Камалы Хан — будущей Мисс Марвел. На самом деле, это не совсем так. Сюжетная кампания занимает в целом около 12-15 часов, однако играем мы не только за подростка с резиновыми конечностями. Учитывая возможность самому выбирать героя для ряда заданий, а также персональные арки, то за Камалу выходит не более 30 процентов от общего времени.
Казалось бы, если это игра про Мстителей, то тут должна быть и история с перспективы Мстителей. Со временем так и будет, но сперва игра постепенно знакомит с каждым из персонажей, раскрывает события, произошедшие после катастрофы в Сан-Франциско и позволяет освоить управление каждым героем в более комфортных условиях.
Подобно комиксам и даже фильмам про Мстителей, суть конфликта в сюжете простая. Есть супергерои, ставшие незаконными после падения Хеликерриера, есть организация АИМ, выступающая в качестве Большого Брата с безумным ученым во главе. А наша задача в том, чтобы вскрыть заговор и объединить Мстителей. Хотя именно такого развития событий ни в комиксах, ни в фильмах не показывали, общее повествование напоминает смесь из фильмов "Эра Альтрона" и "Противостояние", с добавкой из арки про Нелюдей.
Однако вместо того, чтобы сразу влезать в шкуру знакомых персонажей, сперва мы оказываемся девочкой-подростком.
Гуттаперчевая Камала
Учитывая, что игра посвящена Мстителям, естественно у многих возникает вопрос, почему мы начинаем с роли юной Камалы? Я уже знал ответ еще до того, как начал играть. В начале августа у меня было возможность пообщаться с разработчиками Marvel's Avengers и я уже спрашивал о выборе Мисс Марвел в качестве ключевой фигуры.
Причина в том, что через Камалу сценаристы и геймдизайнеры смогли научить базовым приемам и управлению, но, что самое главное, будучи аутсайдером история с перспективы Камалы будет понятна даже тем, кто не имеет глубокой привязанности к Мстителям. Тем более, что изначально девушка вообще не обладает никакими способностями.
В процессе первых пары часов открываются различные стороны ее личности — тут хватает типичных комиксных приемов от которых с улыбкой делаешь фейспалм, но по мере игры Камала становится ближе и к ней формируется симпатия. Даже ее фанатичное помешательство на героях выглядит скорее мило, нежели кринжово. Особенно после сцены поездки с Брюсом, когда девушка попивает газировку из огромной банки, пока Беннер сидит угрюмый со своими мыслями. Есть в этом что-то знакомое, эта динамика между юным послушником и опытным ментором, когда молодая кровь бурлит спасать мир, а старая ищет баланса и спокойствия.
Обоюдное молчание только добавило глубины в эту комичную ситуацию. Не знаю, кто ее придумал, но этот момент стал одними из моих любимых за всю кампанию.
Общая механика, разные эффекты
В отношении геймплея Marvel's Avengers следует по пути — просто освоить, сложно стать мастером. Фактически, достаточно выучить три приема: легкая атака, тяжелая атака и дистанционная атака.
Однако это не значит, что каждый персонаж одинаковый в управлении. В шутерах от первого лица тоже каждый игрок может стрелять из оружия, но эффект и ощущения от каждого совершенно не похожи.
Например, Железный Человек и Тор оба могут зависать в воздухе и летать, но дистанционные атаки Бога Грома медленнее, зато умеют "прижимать" врагов. В то же время Тони можно оснастить не только репульсорами, но и ракетами, переключаясь в зависимости от ситуации.
Черная Вдова тоже отлично работает на дистанционных атаках, но она не умеет парить, зато выпускает очереди и геймплей за нее больше похож на шутер от третьего лица. В то же время у нее есть крюк, чтобы быстро преодолевать расстояния и притягивать себя к врагам.
Халк большой и крушащий. Это чистая сила и ярость, раздирающая и втаптывающая врагов — особенно финишерами. При этом Камала умеет становиться даже больше зеленого парня и использовать свою тягучесть, чтобы "замешивать" противников.
А Капитан Америка напоминает свою кинематографическую версию — не внешне, но своей акробатикой и мастерским использованием щита.
В целом, стиль игры за каждого героя значительно отличается и то что работает для одного, не будет работать идентично для другого. Только к концу кампании я чувствовал себя с каждым достаточно комфортно, так что переключение между персонажами перестало вызывать трудности. И по этой причине я советую в первую очередь пройти кампанию, а не спешить в кооперативный режим выполнять миссии.
Помимо базовых приемов, также у каждого персонажа есть по три супер-способности — две "среднего" калибра и одна "ультимативная". К примеру, Тони может вызывать костюм Халкбастер, Тор "телепортироваться" в столбе энергии, а Камала становится гигантской.
Развитие персонажей
Помимо приемов и способностей, каждого персонажа можно прокачивать очками навыков, вкладывая в четыре ветви — по одной на каждый тип атак и последняя защитная.
Честно скажу, я не потратил ни одного очка на защиту, отдавая предпочтения тем умениям, которые использую чаще всего. У Вдовы прокачал выстрел очередью и комбо, у Железного Человека репульсоры и ракетницы. У Камалы и Капитана вкладывался в легкие и тяжелые атаки.
Кроме того развитие персонажа зависит и от экипировки, каждый элемент которой имеет свой уровень мощи. В этом отношении все похоже на другие лутер-игры — выбиваешь, находишь или покупаешь у вендора предметы и вставляешь их в нужный слот. Лишние можно разбирать на материалы, а актуальным повышать уровень мощи, чтобы они оставались полезными дольше. Правда, на зеленые вещи расходовать части не стоит — лучше потратить на фиолетовые или те, у которых есть специфический эффект. Но даже они со временем теряют актуальность, когда разница с уровнем мощи врага становится слишком большой.
Стоит учитывать, что если вы развиваете дистанционный билд Старка или Вдовы, то надо подбирать и соответствующую экипировку, позитивно влияющую на предпочтительные способности.
Сперва вся многослойная система может вызывать проблемы, особенно на разных героях, но по мере прохождения менеджмент инвентаря и развитие становится естественным и не отнимает время. Тем более, игра сама подсказывает, если среди подобранного лута есть экипировка, превосходящая ту, что уже используется.
Общие впечатления от кампании
Сюжетный компонент Marvel's Avengers получился довольно крепким. Тут нет той свободы, что была в Marvel's Spider-Man на PS4, но совмещение истории Нелюдей, злодейских планов АИМ, жертва Капитана, знакомство с Камалой и поэтапное включение защитников Земли, на выходе оставили позитивные ощущения.
Постепенно начинают вскрываться новые стороны заговора, открываются истинные мотивы. Повествование закончено, но жизнь в этом мире продолжается и судя по заключительным сценам, у разработчиков уже есть планы на будущее.
Marvel's Avengers — это веселая фантазия, где приятно избивать врагов. Тут нет повестки, как считают некоторые. Разработчики не лезут в политику или социальные проблемы, а просто позволяют попробовать себя в качестве героев, которые стали близки многим из нас за последние 12 лет. Пусть внешность у них не соответствует фильмам, но передать характер у аниматоров и актеров озвучки получилось здорово. Особенно это касается Тони и Тора.
Графика и техническая сторона
Я играл на GTX 1070 с практически максимальными настройками графики. Визуально Marvel's Avengers выглядит шикарно, хотя и не так технологично, как некоторые эксклюзивы или Red Dead Redemption 2. Но окружающая среда, освещение, проработка Хеликерриера и персонажей оставили положительное впечатление. Рассматривать блики на броне Старка — одно удовольствие. Как и некоторые части тела Вдовы.
С точки зрения производительности все не так хорошо. Несмотря на то, что игра установлена на SSD, по какой-то причине загрузка кампании у меня скакала от 15-20 секунд, до 4-5 минут. Кроме того на протяжении всей игры были регулярные зависания — игра затормаживала на несколько секунд, после чего продолжалась, как ни в чем не бывало.
Чаще всего такие лаги появлялись в катсценах, полагаю, что моя видеокарта просто не вытягивает, либо возникает какой-то баг при подгрузке ресурсов. А так как от количества времени за игрой эффект не ухудшался, утечка памяти маловероятна — впрочем, и на такое есть жалобы в Steam.
Кооперативная часть Marvel's Avengers
Контент из категории "сервиса" я попробовал пока только для общего знакомства, так что вывод о нем делать рано. Тут есть как задания с сюжетными элементами, так и типичные миссии из серии "видишь тех ребят — нужно, чтобы они перестали существовать".
В рамках этого компонента есть свое противостояние, но процесс в целом больше похож на повседневную работу оперативников ЩИТа. Тут крайне важно учитывать уровень мощи — независимо от того, как хорошо вы используете приему, уклонения и ультимейты, если экипировка на 20 уровней ниже вражеской, то даже Халка превратят в мальчика для битья. Одну из таких миссий я проходил за Железного человека ну очень долго, в итоге решил больше не прыгать выше головы.
Что смущает в данном контексте — это повторяемость одних и тех же заданий, почти идентичных интерьеров и врагов. Если бы новый лут позволял мне лучше ощущать мощь персонажа, геймплей не вызывал бы ощущение бессмысленности.
Чтобы почувствовать себя круче, нужно прокачивать уровни персонажа, и для лутер-экшена это может стать проблемой в долгосрочной перспективе. В той же The Division 2 или Destiny 2 смена оружия на более мощное моментальное сказывается на игровом процессе. В Marvel's Avengers этот эффект практически незаметен — я могу сносить чуть больше здоровья, но в остальном даже дополнительные перки фиолетовых предметов не имеют "веса". Да, иногда бывают уникальные особенности, такие как уменьшение, но это скорее редкое исключение.
Чтобы Marvel's Avengers продолжала развиваться, разработчики будут выпускать новых героев и другой контент бесплатно, однако чтобы игра не наскучила, всем принимающим участие студиям и издателю необходимо поработать над лутом и тем, какой эффект он оказывает. Может быть, стоит добавить эффект по времени, бонусы к цепочкам атак, визуальные элементы и тому подобное. Иначе сбор лута превращается в бесконечную погоню за статами, не наделяя классическим воодушевлением от новенькой экипировки. Нет того прилива возбуждения, а просто необходимость.
На мой взгляд, игра может значительно выиграть, если в будущем получит миссии формата роуглайк — с рандомно генерируемыми уровнями, а также случайно выпадающими особенностями для этого забега. Можно даже добавить несколько "этажей", как в Торгасте из WoW: Shadowlands. А в финале каждого прохождения персонаж может получать апгрейд, который можно применять в будущих заходах. Вроде щитов, моментального восстановления здоровья или дополнительного урона от специфических комбонаций.
Короче говоря — вариантов много и потенциал тут огромен. Главное не забрасывать.
Микротранзакции
Во время моего прохождения я ни разу не пользовался данной механикой и персонально не вижу никакого смысла гнаться за скинами. После кампании уже доступны те, которые мне нравятся больше всего. За Вдову так это вообще ее самый первый скин.
Заключительные слова
Если прямо сейчас давать оценку Marvel's Avengers, то я бы оценил ее в районе 7-8 из 10, но только ради одной кампании покупать игру за полную стоимость финансово поспешно. Перед нами игра-сервис с многолетней поддержкой, то важно понимать, что нынешнее состояние — это только начало.
Начало приличное, хотя и не столь уверенное, как сюжетный компонент. Если вам интересна история — попросите игру у друзей на выходные. Если вы всегда мечтали почувствовать себя Железным Человеком и вы не против гринда ради топового лута — то можно уже начинать. Если вы не поклонник фильмов или комиксов про Мстителей, то дождитесь первых скидок. А к тому времени выйдет и новый контент.
Учитывая, что сегодня даже близко нет аналога подобной игры про Мстителей, у Square Enix в руках гусь, способный нести золотые яйца. Однако для этого за ним необходимо ухаживать и внимательно развивать, в том числе полагаясь на отзывы геймеров.