Чарли Чаплин
Маленький бродяга и большой человек
Его называли "Маленьким бродягой", наградили титулом рыцаря Британской империи, трижды вручили премию "Оскар", а потом изгнали из США, подозревая в связях с коммунистами. В детстве он часто болел и едва не умер, но пробыл с нами 88 лет, оставив после себя 11 детей и невероятное культурное наследие. Он видел Великую депрессию, обе Мировые и Холодную войны, смеялся в лицо Гитлеру и получил Международную премию мира. Чарли Чаплин — комик, танцор, артист, режиссер, бизнесмен — он прожил удивительную жизнь, в которой была слава и общественное порицание, народная любовь и обожание женщин.
В ноябре с подачи компании "Иное кино" в российский прокат вышли сразу четыре фильма великого комика: "Огни большого города", "Малыш", "Новые времена" и "Великий диктатор", навсегда изменивший судьбу артиста. По этому случаю мы вспоминаем, как жил, как работал и кого любил Чарли Чаплин.
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его родители — Чарльз Чаплин-старший и Ханна Чаплин (Лили Герли) были артистами Мьюзик-холла. Казалось, сама судьба приготовила ребёнка к жизни на сцене, но не все оказалось так легко и просто. В 1894 году состоялся актерский дебют Чарли, когда к удивлению многих пятилетний ребёнок заменил свою мать в программе мюзик-холла. Зрители были в восторге и даже бросали на сцену монеты. Вскоре после этого мать Чаплина серьезно заболела, потеряла голос и в 1896 году оказалась в психиатрической лечебнице, где впоследствии умерла. Отец мальчика был довольно популярным артистом и слава вскружила ему голову— он начал пить и трагически умер в 1901 году. Одиннадцатилетний Чарли остался сиротой.
Вместе со старшим братом Сидом юного Чаплина отправили в школу для бедных детей и сирот в Ламбете. В 14 лет Чарли получил работу в театре, где начал с роли посыльного Билли в пьесе "Шерлок Холмс". На тот момент мальчик не умел читать и текст роли учил с помощью брата. до 1908 года Чаплин оставался никому неизвестным молодым актером и так могло бы продолжаться бесконечно, если бы не счастливый случай, благодаря которому подающий надежды артист попал в театральную группу знаменитого антрепренера Фреда Карно. После удачного знакомства и подписания контракта ему открылась дорога в американское кино.
В 1913 году во время одного из гастрольных выступлений Чарли Чаплина заметил продюсер Мак Сеннет и предложил ему контракт с киностудией Keystone. Тогда будущая легенда зарабатывал 150 долларов в неделю и на него смотрели косо, сомневаясь в целесообразности заключённой сделки. Постепенно фильмы с участием Чаплина набирали популярность (всего он снялся в 35 короткометражных фильмах), но молодому артисту этого было мало — он хотел снимать кино сам. В 1914 году он покинул Keystone ради исполнения своей мечты.
В ходе многочисленных импровизаций и простых идей, фильмов, чей сценарий умещался в одной строчке, родился образ Маленького Бродяги, сделавший Чарли Чаплина одним из самых влиятельных людей эпохи немого кино.
Впервые персонаж появился на экране в фильме “Детские автомобильные годы”. Лента вышла в прокат 9 февраля 1914 года. Маленький Бродяга Чарли Чаплин был одет в костюм на несколько размеров больше подходящего, носил котелок, использовал трость и наклеил маленькие усы. Выбранные им атрибуты были сиюминутной импровизацией, которая в итоге переросла в культовый образ. Вот как сам артист вспоминал об этом:
Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортёра мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счёл меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики.
Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился.
Критики отмечали в стиле Чаплиновского персонажа аристократические манеры и некий джентльменский флёр. Быстрорастущая популярность позволила Чарли снимать фильмы самостоятельно. Его режиссерский дебют состоялся с работой — “Застигнутый дождем”, вышедшей все в том же 1914 году. Уже в те времена он начал зарабатывать баснословные деньги — 10 000 долларов в неделю вместо прежних 150. В 1917 году студия Fest National Pictures заключила с ним контракт на миллион долларов.
В 1919 году Чарли вместе с несколькими другими актерами открыл собственную киностудию United Artists. Руки были развязаны и Чаплин начал снимать полнометражное кино не оглядываясь на “большой” Голливуд. После прохладного старта с фильмом “Парижанка” (в нем сам артист сыграл эпизодическую роль) пришел невероятный успех: люди выстраивались в очередь за билетами, деньги текли рекой. Во время визита в Лондон на одну из премьер поклонники за три дня передали артисту 73 тысячи писем. Это была эпоха расцвета немого кино и вплоть до конца 1930-ых студия продолжала снимать его, хотя в Голливуде давно появился звук. Именно в этот период вышли самые известные картины Чаплина: “Малыш” (1921), “Золотая лихорадка” (1925), “Цирк” (1928) “Огни большого города” (1931), “Новые времена” (1936). Но главная работа Чарли Чаплина была еще впереди.
В середине тридцатых годов персоной Чарли Чаплина заинтересовались в ФБР. По приказу тогдашнего руководителя ведомства Эдгара Гувера федеральные агенты собрали на артиста большое досье с целью отыскать в его биографии, контактах, словах и поступках антиамериканскую деятельность. Внимание со стороны силовиков усилилось после выхода фильма “Великий диктатор” (The Great Dictator), в котором Чаплин открыто смеялся на Адольфом Гитлером. Лента вызвала двоякую реакцию в обществе. С одной стороны, Гитлер пришёл в ярость и "Великого диктатора" запретили в Германии и на подконтрольных ей территориях, с другой американские СМИ обвинили Чаплина в связан с коммунистами и писали, что своей работой он тыкал в них "коммунистическим пальцем". Федералы создали специальную комиссию, которая ещё сильнее углубилась в расследование дел Чаплина, у него искали еврейские корни и говорили о том, что артист — ярый сторонник коммунизма. Чаплин в таких непростых обстоятельствах ответил непринужденно:
Коммунизм – это идея, а идея – это не яд и не заболевание. Эта идея мне интересна.
Петля федералов вокруг шеи комика постепенно затягивалась. В 1947 году фильм Чаплина "Месье Верду" едва не запретили к прокату на территории США. Сюжет был посвящён судьбе французского иммигранта Анри Верду. С началом Великой депрессии герой фильма остался без работы и был вынужден стать мошенником, чтобы содержать семью. Работа была пропитана откровенной сатирой на устройство экономики и общества Америки, что не могло остаться без внимания государственных органов. Картину допустили только с условием, что она получит дополнительный монтаж и будет подвергнута цензуре. СамогоЧаплина хотели привлечь к ответу перед обществом и вызвали на судебное слушание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Накануне заседания стало известно, что артист придёт в костюме Бродяги и весь процесс быстро свернули, чтобы избежать фарса.
Разговоры о связях с коммунистами продолжались. Премьера "Месье Верду" сопровождалась пикетами и протестами. Чаплин отчаянно старался объяснить свою гуманистическую позицию и говорил, что поддерживает союз между США и СССР.
Моя интерпретация коммунизма – это Россия. Не Россия при старом режиме, а то, как коммунисты сражались за свою идею.
В конечном счете, волнения в обществе вынудили Чаплина покинуть США. Впоследствии ему запретили въезд в страну и угрожали привлечь за неуплату налогов. Позднее он посещал штаты ещё несколько раз по краткосрочной визе, в том числе в 1972 году, чтобы получить почетную премию "Оскар" (уже вторую), присужденную ему за заслуги перед кинематографом.
Несмотря на всю народную любовь политика сделала своё дело — остаток жизни Чарли Чаплин провёл в изгнании и умер в собственном доме в Швейцарии на 88-ом году жизни.
На протяжении жизни Чарли Чаплин не был обделён женским вниманием, но отношения с девушками у него складывались непросто. Актёр был женат несколько раз и оставил после себя 11 детей, но свою настоящую любовь встретил уже будучи в солидном возрасте.
Первой любовью артиста принято считать танцовщицу Хетти Келли, с которой он встречался всего несколько раз, затем она оставила его, якобы из-за слишком пылкого нрава. Позднее Келли умерла во время эпидемии гриппа-испанки, которая охватила Европу в конце Первой Мировой войны.
Ещё одна страсть Чаплина — актриса Эдна Первиенс. Женщина была главным человеком в его жизни вплоть до 1918 года и Чарли снимал ее во всех своих фильмах. Они расстались, но поддерживали тёплые дружеские отношения до самой смерти Первиенс в 1958 году. В том же 1918 году Чаплин женился на актрисе Милдред Харрис. Вскоре у пары родился ребёнок, но прожил всего три дня. Расставание сопровождалось болезненным бракоразводным процессом. Об этом Чарли писал в своей автобиографии:
Милдред не была злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души — она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой.
Впрочем, наверное, оно было не таким травмирующим, как разрыв со второй женой — Литой Грей. Чаплин женился на ней в ноябре 1924 года и на тот момент ей было всего 16 лет. Некоторые утверждают, что их отношения стали прообразом для романа Владимира Набокова "Лолита". Два года спустя они развелись и миссис Грей получила рекордную сумму отступных — 800 тысяч долларов. В те времена эта вызвало большой интерес со стороны налоговых органов.
С 1932 по 1940 годы Чаплин состоял в близких отношениях с актрисой Полетт Годар, в 1936 году тайно поженились, но в итоге девушка уехала жить в Швейцарию и позднее стала женой писателя Эриха Марии Ремарка. Удачный брак Чарли удалось заключить лишь не рубеже его пятидесятилетия с девушкой по имени Уна О`Нил. Разница в возрасте между ними была колоссальная — 34 года. Ради Чаплина девушка отказалась от карьеры и решила сосредоточиться на семье. Вместе они прожили 34 года и Чаплин всегда отзывался о ней с теплотой.
Я очень обрадовался: наконец-то рядом со мной была настоящая жена, а не женщина, которая хотела делать карьеру. Правда, я был уверен, что в лице Уны кино потеряло великолепную комедийную актрису с превосходным, тонким чувством юмора. Но я не хотел ее делить ни с кем.
У них родилось восемь детей. Младший появился на свет, когда Чарли было уже 73 года. Когда ситуация вокруг преследования Чаплина федералами обострилась, именно супруга помогла ему перебраться в Европу и фактически распоряжалась его многомиллионным состоянием.
Несмотря на огромное состояние лучше всего Чаплина характеризовали не его деньги или творчество, но отношение к собственным детям. Семидесятишестилетний артист написал письмо своей дочери Джеральдине. Девушке исполнился 21 год и она искала славы на танцевальной сцене. Отец проявил теплоту, заботу и участие.
Девочка моя!
Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты. Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет — здесь на столе, и здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. [...]
Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым. Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых. Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь — ночь чудес.
Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать. Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало — там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли. Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.
Целую тебя, Джеральдина. Твой Чарли. Декабрь 1965 г.
Полный текст письма можно прочитать здесь. Последние годы своей жизни Чарли Чаплин провёл в Швейцарии. Он посвятил себя семье и написал автобиографию. Последний его фильм — "Графиня из Гонконга" увидел свет в 1967 году. Главные роли в нем сыграли Марлон Брандо и Софи Лорен.
Чарли Чаплин умер во сне 25 декабря 1977 года. Удивительно, но даже после смерти артиста нашлись недоброжелатели, пытавшиеся нажиться на его имени. 2 марта 1978 года гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Преступники позвонили вдове Чаплина и потребовали 600 тысяч долларов. Уна О’Нил оставалась невозмутима.
Мой муж посчитал бы это неудачной шуткой.
Злоумышленников поймали. Ими оказались 24-летний поляк Роман Вардас и 38-летний болгарин Ганчо Ганев — мужчины взяли идею для "ограбления века" из газет. 17 мая 1978 года Чарли Чаплина похоронили во второй раз и залили могилу слоем бетона — чтобы избежать повторения скверной истории.
Такой была жизнь Чарли Чаплина: удивительной и трагической одновременно. Люди любили его и подвергали гонениям одновременно, а он...делал то, что умел и любил — снимал кино, заставлял нас смеяться и плакать. Лучше всего прожитые им годы и события можно описать его собственной цитатой:
Жизнь — это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали.
Артист оставил после себя огромное культурное наследие, познакомиться с которым можно и нужно. Ищите и смотрите фильмы, будь то цифровые версии, или показы в кинотеатрах — сейчас их крутят по одному в неделю.