Психология страха: Почему вы любите играть и смотреть хорроры
Сегодня состоялся релиз первого эпизода серии хорроров The Dark Pictures. Первая часть, доступная на PC, PS4 и Xbox One, называется Man of Medan и разработана той же командой, что подарила Until Dawn. Это значит еще больше людей смогут приобщиться к набирающему популярность жанру интерактивных ужастиков, которые лучше всего запускать вместе с другом по сети или в компании.
Почитать наш обзор Man of Medan можно тут.
Для меня, как и для миллионов других, хорроры — тяжелый жанр, как в кино, так и играх. Возможно, это как-то связано с тем, что меня в детстве заперли в темном погребе за воровство яблок. Или знание того, как создаются ужастики, нарушило мне возможность погружения. Что мне действительно интересно — это психология страха. В этом материале я постараюсь описать науку, которая лежит за индустрией хоррор-развлечений, а также описать причины, почему вас может взбудоражить Man of Medan.
Все начинается с жизни.
Страх — неотъемлемая часть нашего существования, от самых истоков до современного общества. Страх перед нужными явлениями и вещами позволил нашим древним предкам остерегаться опасностей, начиная от темных пещер, где могут скрываться хищники, заканчивая ядовитыми существами, чей укус мог быть смертельно опасным. Страх делает нас осторожнее в ситуациях, исход которых мы не способны предопределить, он мотивирует нас на универсальную реакцию: сражаться или бежать. Поэтому мы и не должны бояться самого страха, выступающего в качестве одного из множества защитных механизмов человека.
Хорроры или страшилки существуют с древних времен. Это не новое изобретение, возникшее благодаря театру или кино — мы пугаем друг друга историями и мифами, стимулируя не самые логичные части нашего воображения, пожалуй, с самого возникновения концепции повествования. Начиная с баллад античного мира, заканчивая современными городскими легендами, люди добровольно сдавались рассказчикам, чтобы стать жертвой ужаса, зарядиться долей страха. Теорий о том, почему мы делаем это, предостаточно — возможно, причина нашей жажды хоррора в приливе адреналина, может быть, существуют глубокие психологические триггеры, заложенные на фундаментальном уровне нашей человечности, или хорроры напоминают нам о правилах и запретах общества, демонстрируя страшную судьбу тех, кто пересекает, порой неписанные законы?
Вероятнее всего, удовольствие, получаемое людьми от ужастиков, происходит не от самого факта страха, а от физического и эмоционального освобождения, следующего за страшными событиями. Для некоторых, и таких людей лучше всего звать на совместную игру в ужастик, желание испытать страх — это проявление личности искателя острых приключений, которая со временем переходит рамки, превращаясь в адреналиновую зависимость. Однако если говорить о страхе как таковом, то его описывают как негативную эмоцию, возникающую у людей в ситуации угрозы. В свете того, что многие люди в реальности не часто испытывают животный страх, хорроры в виде книг, кино и игр стали тем опытом, который выработал у нас удовольствие от такого вида развлечений. Простую аналогию можно провести с острой едой — в первый раз она может показаться кошмарной, но со временем становится желанной или даже любимой.
Психологи выделяют три ключевых фактора, питающие нашу страсть к хоррорам, как развлечению.
Первый пункт — напряжение.
Этот фактор используют сценаристы, режиссеры и геймдизайнеры для включения элементов загадки, саспенса, жестокости, шока и ужаса.
Второй пункт — актуальность.
Хорроры должны включать элементы, понятные игроку или зрителю, что-то с чем мы можем идентифицировать себя. Это может быть универсальный страх к таким вещам, как смерть или неизвестность. Также существует личная актуальность, возникающая в процессе идентификации наблюдателя за героем или в осуждении злодея, влияя на нашу реакцию. Особенно четко эта связь прослеживается в видеоиграх, где мы принимаем участие в процессе, даже если события представляются со стороны.
Третий пункт — нереалистичность.
Несмотря на развитие хоррора в сторону графичности, мы осознаем, что происходящее перед нами на мониторе компьютера или экране — фальш. В играх присутствуют такие элементы, как поставленные углы камеры, звуковое сопровождение и даже определенная доля юмора. Все это подчеркивает осознание, что видимое нами случилось намеренно.
Чтобы аудитория получала удовольствие от страшных ситуаций, вроде исследования жуткого корабля-призрака, мы должны осознавать, что находимся в безопасной среде. Буря эмоций и чувств, возникающая во время игры в хоррор — это реакция на “коктейль” из адреналина, эндорфинов и допамина, которая возможна только тогда, когда логическая часть мозга оценивает ситуацию и приходит к выводу, что реальной угрозы не существует. Примерно также, как мы запрыгиваем в кровать и успокаиваемся, зная, что монстров не существует и они не утянут нас в свой пыльный мир. Это становится одной из главных причин, почему у людей развивается любовь к хоррорам, вызывающим внутри ураган.
Социологи отмечают, что частично любовь к хоррорам связана с феноменом передачи возбуждения. После того, как физические факторы, связанные со страхом, сходят — сердцебиение и дыхание приходят в норму, мышцы расслабляются и другое — возникает чувство насыщенного облегчения.
Для некоторых людей подобные высокие уровни возбуждения особенно приятны. Согласно исследованиям, около 10% населения любит ощущение взрыва адреналина, когда они смотрят или играют в хорроры. Значительная часть относится к ужастикам нейтрально или любит, время от времени, побаловать себя жуткой игрой или фильмом. В то же время есть группа людей, у которых страшилки вызывают негативную реакцию — они не желают ощущать не желаемые стимулы в той или иной среде.
Что делает хоррор с мозгом
Как уже мы выяснили выше, страх запускает цепную реакцию, начинаясь со стрессового стимула и заканчиваясь эффектом “сражайся или убегай”. При этом все происходит автоматически, без участия нашего сознания, но исследователи выделяют пять основных частей, принимающих участие в процессе обработки страха:
- Таламус — определяет, куда поступающая сенсорная информация должна быть направлена
- Сенсорная кора — интерпретирует сенсорные данные
- Гиппокамп — способен хранить воспоминания и обрабатывать стимулы, чтобы понимать контекст
- Миндалина — определяет потенциальные угрозы и расшифровывает эмоции, сохраняя воспоминания о страхе
- Гипоталамус — активирует реакцию “сражайся или убегай”
Почему хорроры вызывают разные реакции
Психологи долгие годы стараются выделить четкие причины, почему мы реагируем на страшилки по-разному. Сегодня существует несколько общих теорий, объясняющих, почему видеоигровые и кино-хорроры воспринимаются позитивно или негативно.
Жажда страшилок связана с уже упомянутым феноменом передачи возбуждения, указывая, что те, кто испытывает эмоциональный отклик на хорроры, получают больше удовольствия после того, как угроза пропадает.
Также присутствует эффект личной эмпатии. Другими словами, те, кто сопереживает другим меньше, получает больше удовольствия от хорроров. В то же время, индивиды с высоким уровнем эмпатии — например я, не любят ужастики, так как даже виртуальные страдания других провоцируют на негативный отклик.
Кроме того ряд исследований пришел к заключению, что хорроры любят экстремалы, люди с повышенной агрессией и мужчины. Необходимо учитывать, что эти факторы соотносимы, а не являются источником.
Еще одна интересная теория о любви к хоррорам заключается в связях. Известно, что узы, построенные в ситуации стресса, значительно крепче, особенно с теми, с кем у нас уже есть позитивная ассоциация. По этой причине играть или смотреть хоррор лучше всего с друзьями, что сделает опыт одновременно страшным, веселым и впечатляющим, так как вы сформируете новые, многоуровневые и богатые воспоминания.
- 17 мая INDIKA выпустят на консолях
- Stygian: Outer Gods — смесь лавкрафтовских ужасов и Dishonored
- Открылись предзаказы на полноразмерную куклу M3GAN