Игра Престолов
Величайший компромисс
Сегодня особый повод поговорить — закончилась “Игра Престолов”. Восемь лет мы шли бок о бок с героями шоу, сейчас их судьба определена. Социальные сети задыхаются и тонут в потоке зрительских впечатлений, при этом отыскать среди них слова восхищения о финале грандиозной саги будет очень трудно. Чаще всего аудитория говорит о разочаровании, злится и категорически не приемлет увиденное. В крайнем случае — нейтрально провожает любимых героев, с большинством которых, кажется, обошлись несправедливо.
Секрет успеха “Игры Престолов” таился в бескомпромиссной честности и медленном, но методичном выстраивании характеров для главных действующих лиц. В первые пять лет дорожной картой сценаристов и шоураннеров служили книги Джорджа Мартина, затем сериал пошел своим путем. В конечном итоге авторы запутались в хитросплетениях и забуксовали в самый ответственный момент, когда пришло время определить финальную точку маршрута для всех участников этой истории.
Давайте поговорим о том, как самый популярный сериал современности не смог уйти красиво, блистая в зените собственной славы и останется в памяти зрителя тенью былого величия — посредственной пародией на самого себя.
Дальше будет очень много спойлеров.
Первый эпизод восьмого сезона обозначил расстановку сил и это смотрелось вполне логично. На севере готовились к встрече с армией Короля Ночи, Серсея окопалась в Королевской Гавани, нам показали ряд знаковых встреч и несколько трогательных воссоединений. Это было прекрасно, но уже тогда мне показалось, что повествование движется слишком уж вяло. Появились опасения, что оставшихся пяти эпизодов может не хватить, чтобы достойно закончить историю, при этом не пренебрегая здравым смыслом. К сожалению, я был прав.
К разочарованию многих, восьмой сезон превратился в пробежку галопом, где сценаристы старались максимально оперативно закрыть сюжетные арки. Поспешность обернулась чередой спорных решений и необходимостью опускать детали в угоду погоне за временем. Первый и самый на мой взгляд яркий пример — Король Ночи. Долгих семь лет нас пугали приближением зимы и опасностей, что она таит в себе. Нам рассказывали, как ужасна армия мертвецов и то, как страшна эта угроза. В конечном итоге Король ночи пал от руки Арьи в тот самый момент, когда почти добрался до Брана. О том, какую цель он преследовал, чего хотел на самом деле и чем же так страшны Белые Ходоки, мы уже не узнаем. Канал HBO показал восхитительную полуторачасовую батальную сцену, с помощью которой сценаристы избавились от Теона, Мелисандры и сира Джораха — схватка, которую все ждали оказалась просто инструментом, чтобы переключить внимание на борьбу за Железный Трон. Очень жаль.
В четвертом эпизоде мы видели, как Джейме лег в постель с Бриенной, а затем направился на юг, в Красный Замок, чтобы быть рядом с Серсеей. Вероятно, сценаристы видели в этом некий скрытый смысл, но, учитывая плотность событий, такой поворот кажется мне метанием из угла в угол. С одной стороны, я расценил это как попытку показать перемены в личности Джейме, но его отъезд обесценил этот эпизод чуть больше, чем полностью.
Тогда же под выстрелами орудий погиб второй дракон — Рейгаль. В тот момент казалось, что у Серсеи есть шанс и судьба Красного Замка не предрешена. Ослабленная битвой за Винтерфелл армия Дейнерис уже не казалось такой непобедимой, а драконы и вовсе оказались легкой мишенью. В пятой серии сценаристы развернулись на 360 градусов и словно позабыли о показанных накануне событиях. Героиня Эмилии Кларк верхом на драконе разгромила войско Серсеи и беспрепятственно разрушила городские ворота. Ни один из выпущенных баллистами снарядов не достиг цели, город пал, а вместе с ним и потеряла всякую ценность армия Дейенерис. Зачем мы семь лет смотрели, как наследница престола собирала войско по всем уголкам Вестероса, если одного дракона ей хватило, чтобы победить?
В ту же секунду резко поменялись местами герои и злодеи. Безумная Дени сжигала город, летая верхом на драконе, поверженная Серсея бежала в подвалы, спасая свою жизнь и ребенка у себя в животе. Там же она и встретила свой конец в объятиях Джейме. Такое завершение истории можно считать логичным, но это слишком банально и беззубо. Долгое время зрителя кормили сказкой о злой королеве, а затем в одночасье похоронили ее под грудой камней. То же самое касается Джейме: после всех приключений он заслужил большего.
Финальным аккордом стала встреча Арьи со странной белой лошадью. Вы наверняка скажете, что я придираюсь, но в конечном итоге эта небольшая сцена никуда не вела и попала в монтаж исключительно ради красоты. В условиях ограниченного хронометража и близости развязки это была пустая трата времени.
Заключительный эпизод подразумевал развязку: судьба Железного Трона и Вестероса оказались в руках безумной королевы. Я склонен считать перемены в личности Дейнерис закономерным итогом. Прежде мы не раз видели, как она проявляла жестокость. После гибели сира Джораха и Миссандеи — двух ближайших соратников — девушка остается почти одна и понимает, что народ скорее поддержит Джона Сноу, нежели ее. Он — истинный наследник престола, но жадная до власти и деспотичная Дейнерис не может с этими смириться. Проблема в том, что и в этом случае сценаристы были вынуждены пойти на уступки сами себе, чтобы привести героиню к финальной точке. Из-за этого относительно неплохая сюжетная ветка смотрится скомканной и не вызывает ничего, кроме огорчения.
Дейнерис погибла от руки Джона и я был бы готов принять такой исход, если бы не все, что творилось после. Тайна происхождения Сноу была одной из главных интриг сериала и, можно сказать, стала катализатором безумия Кхалиси. В финале Джон отвечает за совершенное убийство, однако о том, что на самом деле он — Эйгон Таргариен никто не говорит, хотя среди “присяжных” есть люди, посвященные в эту тайну. Мало того, что единственный законный наследник престола сам предпочёл молчать, так ещё и всем остальным будто зашили рот. Вместо логичного развития событий сценарий уводит в сторону демократии, которую, кажется, вспомнили только в последний момент, после пламенной речи Тириона. Почему так? Мне видится политический контекст, в котором шоураннеры Бениоф и Вайс выражали свою гражданскую позицию, заодно стараясь отметить недостатки монархии, где власть передаётся по наследству.
Все бы ничего, но справедливости ради им стоило бы подвести зрителя к этому заранее, а не в последние 15 минут. В середине сезона устами того же Тириона зрителю объясняли, почему народ полюбит Джона Сноу и пойдёт за ним, а несколько часов спустя последний Ланнистер предложил кандидатуру Брана Старка — вероятно, одного из самых малозаметных персонажей. О важности этого мальчика намекали все восемь лет, но в конечном итоге судьба героя не соответствует пройденному им пути.
Для продукта массовой культуры, которой стала “Игра Престолов”, это неоправданный и глупый шаг — люди просто не поверят. При этом Джон Сноу на Железном Троне был бы самым банальным исходом. Я и сам об этом писал прежде, но после череды сюжетных зацепок, которые выбросили из сценария в угоду “демократическому исходу”, банальный финал был бы лучше, чем притянутый за уши фарс.
Уход Джона за стену наверняка некоторым показался неправильным, но в этом есть здравое зерно. Мы видели, как герой сражался, погиб и восстал из мертвых, как терял друзей и любимую. Думаю, он просто устал. Разумеется, это делает его слабым в глазах некоторых зрителей, но такой исход имеет право на жизнь. Опять же — времени было мало и все перемены произошли слишком резко. В конце концов, все герои “Игры престолов” — люди, поэтому им может быть свойственна судьба простого человека.
Вы наверняка поспорите со мной, но на другое я и не рассчитываю.
Мы никогда не узнаем, что там Азор Ахай, куда частенько путешествовал Бран внутри своего разума, кому и о чем Варис писал письма накануне гибели и кого с зелёными глазами имела ввиду Мелисандра в пророчестве для Арьи. Слишком много вопросов осталось без ответа и очевидный недостаток в том, что сценарий затрагивал их накануне финала. Шоураннеры бросали камни в воду, которую не стоило мутить.
Вопреки всему, нам есть о чем вспомнить с теплотой. Тормунд оказался не просто рыжим бродягой, но очаровательным парнем, чья страсть к Бриенне получила обоснование по Фрейду. Путь Арьи закончился логично и правильно, мы наверняка увидим спин-офф. Страдания, пережитые Сансой, сделали из неё королеву Севера, она заслужила. Это тоже заслуживает обсуждения, но здесь по крайней мере есть логика и четкий путь от первого эпизода к финалу.
Наибольшее впечатление на меня произвела линия Тириона и Джейме: их прощание вышло трогательным и таким необходимым. В начале шестого эпизода герой Питера Динклейджа плачет над телом погибших брата и сестры. Это один из сильнейших эмоциональных моментов сериала и после всех событий этого персонажа я запомню как умного человека с чутким сердцем.
“Игра Престолов” закончилась и вместе с ней ушла эпоха. Финал получился далеко не идеальным, но нам будет что вспомнить и обсудить. Мы переживали вместе с героями их светлые и темные времена, смеялись и плакали. Это дорогого стоит. Как я люблю говорить: мы с вами живём в лучшее из времен.
Что случилось с финалом? Величайший компромисс. Восьмой сезон стал центром художественных допущений и сюжетных уступок в угоду ограниченному времени. Причиной тому может быть как неочевидные ошибки сценария в прошлые годы, так и ещё десяток других факторов, которые прямо сейчас уже не имеют значения, ведь сделанного не воротишь.
В заключительном эпизоде Тирион выступает перед лордами Вестероса и произносит памятную фразу: “Все недовольны? Видимо, это и есть компромисс”. Когда мне снова захочется пожаловаться на бездарный финал по итогам восьми лет фантастических переживаний, напомню себе об этом и буду надеяться, что у Джорджа Мартина получится лучше.
- Трейлер второго сезона The Last of Us показывает Элли в опасности и Джоэла на терапии
- HBO представил новый тизер второго сезона The Last of Us
- Четвертый эпизод "Дома Дракона" посмотрели 8.1 млн зрителей — это наивысший показатель второго сезона