A Plague Tale: Innocence

A Plague Tale: Innocence

Инквизиция не знает пощады

Илья

Чужая успешная формула не всегда срабатывает. Когда берешь проверенный годами формат или успешную игру в качестве примера, легко обжечься, оступиться или столкнуться с нехваткой опыта, денег или даже таланта. Французская студия Asobo в работе над A Plague Tale: Innocence явно ориентировалась на The Last of Us — уж очень близки эти тайтлы друг другу по многим показателям. Разработчики истории девушки Амисии, которой управляет игрок, и ее брата Гюго создали игру, чем-то похожую на шедевр Naughty Dog, но вытянуть ее на похожий уровень не смогли.

Они не провалились, представили интересную историю о поиске себя, спасении, обретении семьи, друзей и самопожертвовании, но и выше головы прыгнуть не смогли. У Asobo получился крепкий середняк, у которого есть яркие достоинства, но и недостатков хватает.

Впрочем, я получил от игры огромное удовольствие, а для погружения дам небольшой совет — играйте на французском с русскими субтитрами.

Сюжет A Plague Tale: Innocence рассказывает о путешествии двух детей в разгар эпидемии чумы, ударившей по Европе в конце XIV века. Гюго и Амисии противостоят суровая Инквизиция и орды крыс, заполоняющих уровни. Игрокам предстоит пройти несколько разноплановых локаций, встретиться с несколькими боссами, освоить новые механики и изучить незнакомые места.

Историю Амисии можно назвать главным достоинством игры, которая вроде бы и ведет за собой, делает полунамеки и откровения, готовя к тому, что нас ждет дальше, регулярно удивляет и дает прочувствовать момент. Понять причины происходящего с героями интересно, но вот происходящее на фоне развития истории больше расстраивает. Разработчики сделали акцент на взаимоотношениях между детьми, но реализовали его недостаточно глубоко. Амисия мало общается с братом в момент начала ее приключения, а сближение на фоне трагедии показано слишком скомканно, сумбурно.

В игре есть сцены, которые помогают увидеть теплоту в отношениях девушки с братом, но авторы не пытаются развивать их. Они делают это для галочки. Помните, как менялось отношение Джоэла к Элли? Здесь этого даже близко нет. Поведение героев выглядит естественно и не дает сомневаться в искренности персонажей, но подано без драмы, которую рассчитываешь увидеть. Ни о каких сравнениях с Brothers: A Tale of Two Sons, про которую я думал во время начала игры, не может быть и речи.

Что говорить, если смерть родителей, с которой начинается история, Амисия проживает буднично, без эмоциональных взрывов. В итоге в основе A Plague Tale лежит обыденная история, без сильной драмы героини или существенного преображения ее отношений с братом. Зато к мотивации злодея вопросов совсем нет, а характеры второстепенных персонажей раскрыты достаточно, чтобы они не выглядели статистами.

При этом сыграть на эмоциях игрока у сценаристов точно получилось: они точно знали, какие душевные кнопки нажимать, чтобы геймер мог максимально прочувствовать сцену. В определенные моменты сердце либо перестает биться, либо выпрыгивает из груди. Я проживал историю вместе с Амисией, был в ужасе при раскрытии коварных планов главного злодея и переживал за персонажей и их судьбу.

С механиками попроще. Их несколько, они доступны и понятны тем, кто играл в стелсы. A Plague Tale: Innocence можно пройти с прямым столкновением со всеми врагами, убивая их из маленькой, но точной пращи, но, как и в серии Dishonored, игра раскрывается в полной мере именно во время скрытного прохождения. Врагов можно отвлекать, обходить, обманывать, нейтрализовывать — почти все открытые локации можно пройти несколькими маршрутами, правильно выбрав тайминг и последовательность действий. Где-то нужно следовать за стражником с фонарем, где-то двигаться вдоль стены, пока противники отвлечены звоном кастрюль, а в одной из глав мне пришлось отнять жизнь, чтобы пройти дальше. На эмоциональном состоянии героини это, к сожалению, никак не сказалось.

При этом хватает и экшен-сцен, где приходится бежать, стрелять, совмещать одно с другим, а также переключаться между снарядами. Игрока убивают с одного удара, так что обнаружение почти всегда равно смерти. Сложности могут возникнуть как с рядовыми противниками, так и с мини-боссами. Например, бой с Николаусом мне запомнился больше финального: он сочетал в себе несколько механик, регулярно возвращал игрока в условия, с которых начинался бой, и проходил в режиме ограниченного количества ресурсов. Бой требует выдержки, четкости в действиях и скорости. По сути, в нем игрок впервые получает возможность одновременно использовать все механики игры, и от того, насколько хорошо вы научились их комбинировать, зависит исход.

A Plague Tale: Innocence во многих аспектах постоянно балансирует на грани. С одной стороны, я управлял загнанной девушкой, которая скрывается от Инквизиции, не понимает происходящего и просто боится за себя и брата. С другой стороны, ей периодически приходится убивать и делать не очень приятные, а иногда даже отвратительные вещи. В игре много исторической достоверности, проработка сеттинга поражает, но хватает места и оккультизму, мистике и алхимии. Вас поразит количество и разнообразие мертвых тел, некоторые локации выглядят мерзко, хоть и не вызывают отвращения, а перебираться по свежим трупам — не очень приятное занятие. Камерная история постепенно расширяется и становится более масштабной, но тут же сужается до первоначального размера. Такой ход объяснен сценарными решениями, но оставляет чувство, что все могло быть более глобальным и существенным.

Впрочем, это никак не сказывается на впечатлениях. Игра будоражит, спектр эмоций разнообразен, а с каждой главой интерес к дальнейшему прохождению лишь растет. Соответствующий саундтрек сгущает и без того мрачные краски, а общая картина происходящего напоминает темное фэнтези в средневековом сеттинге. Игра поражает своим стилем, проработкой антуража. У меня осталось ощущение, что Asobo много времени провела в исторических музеях Франции, где тщательно изучала устройство домов, замков, средневековые картины и гравюры. Я бы с радостью вернулся в этот мир, чтобы изучить его, познакомиться с ним в рамках развития франшизы (если вдруг авторы найдут, как это сделать) или в похожем сеттинге.

К технической составляющей A Plague Tale: Innocence вопросов больше. Невидимые стены иногда стоят в нескольких метрах от реальных естественных границ локации. Стражники не видят игрока, который сидит за небольшой стеной у них под носом. Если Гюго случайно оказался на виду, то они все равно не заметят игрока, потому что фиксируют только Амисию. Весь ИИ в игре работает по одному таймингу, так что разница будет лишь в том, стражника в каком доспехе вы хотите отвлечь. В этом A Plague Tale чем-то напомнила другую игру, выпущенную Focus Home, — дилогию Styx, но выполненную с большим реализмом и построенную на горизонтальном геймплее.

Ключевой особенностью игры называли крыс. Целые орды этих зверьков носятся по всей карте, реагируют на действия игрока и не выглядят большой серой массой. Они двигаются отдельно друг от друга, периодически выползая из общей толпы и давая возможность разглядеть их поближе. Эта интересная и свежая механика, позволяющая игроку использовать грызунов в своих целях с помощью подручных инструментов и смекалки. В заключительных главах их количество вызывает ужас, хотя и в самом начале встречу с ними приятной не назовешь.

A Plague Tale: Innocence — крепкая стелс-адвенчура с красивой историей и яркими персонажами. Механики будут понятны, но вперед будет вести история Амисии и Гюго. Это одно напоминание о том, что синглплеер жив и способен подарить эмоции и удовольствие от геймплея. Разработчики сделали акцент на нее и, кажется, не прогадали. Ждать сильной драмы не стоит, но получилась душевная история о том, как сестра спасает младшего брата от Инквизиции.

Это не ААА, но ждать уровня Hellblade: Senua's Sacrifice не стоит. Игра реализована качественно, легко затянет игроков часов на 15, но вряд ли вы захотите ее перепройти ради новой порции эмоций. Повторное прохождение возможно лишь для получения платины. В ней много секретов, есть интересный кодекс с предметами и цветами, а достижения не должны будут вызывать сложности. Возможно, хватит одного полного прохождения и повторного изучения нескольких глав.

Знаменитую фразу про Инквизицию я так и не нашел.