Days Gone
Черное и белое
Почти все, что может предложить современное искусство, мы уже однажды видели в той или иной форме. Видеоигры — не исключение: повествование, поднятые в сюжете темы и вопросы, геймплей и ключевые механики, сеттинг — они повторяются, меняя форму и детали под нужды конкретной истории. Оценивать новые франшизы становится все труднее, ведь мир нельзя просто поделить на черное и белое. Как в этом случае оценивать отдельные составляющие, если прежде делал это уже не один раз? Только в контексте и по сумме, которую дают элементы, взаимодействуя между собой.
Компания Sony завтра откроет доступ к своему новому тайтлу под названием Days Gone — это экшен в сеттинге постапокалипсиса в открытом мире, ориентированный на сюжет. Таких было очень много. В России игра вышла под не самым очевидным, но говорящим названием “Жизнь после”. Есть ли эта самая жизнь для новой франшизы, когда по теме сказали уже все, что только можно? Да, есть. В современных реалиях способ подачи и форма зачастую важнее содержания.
Я провел за игрой несколько десятков часов и разобрался в оттенках нового эксклюзива PS4 и мне есть, что рассказать.
Два года назад в мире Days Gone случилась эпидемия. Вирус превратил большинство людей в так называемых “фрикеров”. На деле “фрикеры” — это зомби, под действием болезни ставшие неразумными, крайне агрессивными, но быстрыми существами. По законам жанра, нашлись те, кто оказался устойчив к заразе. Именно им предстояло строить дивный новый мир. Успели немногое: общины толком не сформированы, уцелевшие не прожили свое горе до конца, а в облике одноэтажной Америки до сих пор прослеживаются былые черты. Звучит знакомо? Скорее да, чем нет. В таком ключе Sony пошла по проторенной дорожке и выбрала для нового тайтла сеттинг, в котором легко и органично можно поднять множество разных тем. Игра выделяется на фоне других подобных проектов за счет персонажей, судьбу которых представляет в рамках сюжета.
Главный герой игры — байкер по имени Дикон Сент-Джон. Я очень хорошо запомнил свои первые впечатления о нем. Мужчина показался мне неоднозначным: не было ощущения, что его можно назвать положительным или отрицательным персонажем. В его характере прослеживается человечность с ошибками и слабостями, присущими каждому из нас. В дальнейшем эти ощущения только подтвердились и не в последнюю очередь за счет того, насколько объемно и чутко повествование затронуло черты его личности и характера. Личная драма Дикона заключается в потере любимой жены Сары. Когда началась эпидемия, девушка получила ножевое ранение и улетела на военном вертолете вместе с представителями милитаризованной научной организации НЕРО. По слухам, в лагере, куда она отправились, никто не выжил.
С тех пор Дикон подрабатывает в качестве наемника и планирует уехать на Север вместе с лучшим другом, который здесь получил странную и запоминающуюся кличку “Бухарь”. Сюжетная цепочка стартует с нападения банды “Упокоителей”. Это всего лишь вершина айсберга — формат повествования игры позволяет рассказывать одновременно несколько историй, которые разворачиваются параллельно друг другу.
С одной стороны, прошлое Дикона дает о себе знать. Он регулярно посещает условную “могилу” Сары, где предается воспоминаниям о былом счастье. Через серию флешбеков сценарий показывает, какой была жизнь героя до эпидемии: знакомство с девушкой, несколько личных моментов, свадьба. Можете быть уверены, что все это не просто так, и герою предстоит плотно подумать и разобраться в своих воспоминаниях.
Суровая реальность не дает Дикону расслабиться: нужно помочь другу и каким-то образом наладить отношения с лагерями и убежищами. Местные лидеры — отдельный разговор. Поселением на Западе управляет мадам Такер, крайне сомнительная персона, которая в одной из сюжетных линий покажет себя с неприглядной стороны. Территория на востоке принадлежит Коупленду. Он также нечист на руку, но вызвал у меня совсем другой спектр эмоций за счет того, что относится к своим товарищам и жителям поселения иначе. На юге я встретил “железного Майка” и его людей. С ним тоже связана отдельная история, и он совсем не похож на первых двух лидеров. Проработка характеров этих второстепенных персонажей заслуживает отдельного упоминания, поскольку в контексте случившихся несчастий очень ярко подчеркивает, насколько отличается жизнь людей в каждой новой общине. На протяжении игры я постоянно ловил себя на мысли, что сомневаюсь в этих людях. Можно ли им доверять? Куда в конце концов приведет Дикона выбранная дорога? Это важный момент, который выделяет Days Gone на фоне множества аналогичных проектов: авторам удалось очень четко показать, что люди могут быть гораздо большей проблемой, чем ходячие мертвецы.
Дополнительную силу этому компоненту придает третья ключевая линия повествования, посвященная тайнам организации НЕРО, чьи мотивы и цели долгое время остаются тайной. Рассказать о деталях больше без спойлеров вряд ли возможно, но вам непременно стоит знать, что наличие открытого мира серьезно повлияло на историю и общее восприятие Days Gone и, как мне кажется, совсем не в лучшую сторону.
Открытый мир Days Gone насыщен событиями. Путешествовать предстоит по небольшому клочку страны, где разбросаны новообразованные поселения и опустевшие территории, где некогда жили люди. Дикон передвигается с помощью мотоцикла, за которым обязательно придется ухаживать и уделять ему немало времени. Постоянные перестрелки и высокий темп игры предполагают частые поломки, я постоянно ремонтировал байк. На местных дорогах обитает множество фрикеров, они так и норовят броситься под колеса. Отдельная боль — мародеры. Простите за мой французский, но эти ублюдки ставят на дороге растяжки в самых неожиданных местах. Все заканчивается страшным падением, дракой, перестрелкой и необходимостью собирать своего железного коня по кускам. Второй обязательный пункт — заправка. До момента, пока вы установите более-менее приличный бензобак, топливо будет заканчиваться очень быстро. К счастью, с начала эпидемии прошло не так много дней и ресурсов пока еще в достатке: всюду разбросаны канистры, также можно заехать на станцию.
Странная здесь ситуация с автомобилями. Они одиноко стоят у обочины — грязные и разбитые. Второстепенные персонажи также как и главный герой передвигаются исключительно на мотоциклах. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что в парадигме мира Days Gone до трагедии и после нее существовала исключительно байкерская тусовка, в которой не нашлось места автомобилистам. В рамках этого художественного допущения разработчики достаточно хорошо раскрыли заданную тему, но в итоге я почувствовал себя в некоторой степени обделенным, ведь кроме мотоциклов и военных вертолетов Days Gone не предлагает ничего, а это влияет на восприятие игрового мира в целом.
Примечательно, что в ключевых сюжетных моментах игра забывает о необходимости заправлять байк и позволяет ехать сколько угодно долго и далеко, если это обусловлено повествованием. Будем считать это художественным допущением, также как засилье врагов в локациях, где можно взять хоть что-то полезное.
Не ждите теплый прием, почти в любой точке игрового мира вы встретите сопротивление. Из-за угла обязательно выйдут вооруженные бандиты, а в пылу схватки со спины наверняка может ударить толпа фрикеров. Я столкнулся с интересной ситуацией в начале игры, когда от меня требовали зачистить бандитский лагерь. В темноте я наступил в капкан (да, это вторая самая подлая вещь в игре после растяжек на дорогах) и со всех сторон сбежались неприятели. Началась стрельба, из леса выбежали фрикеры, мне удалось спрятаться, а вот неприятелей зараженные растерзали очень быстро. Так я захватил бандитский лагерь без единого выстрела.
Days Gone дает определенную свободу в продвижении по сюжету. На карте разбросаны несколько видов активностей: зачистка лагерей, уничтожение гнезд обитания фрикеров, помощь поселениям. При успешном выполнении поручений лидеров общин повышается уровень их доверия в отношениях с Диконом. Взамен на это они будут готовы предоставить различные бонусы: лучшие товары для покупки, запчасти для байка, более выгодные цены. К несчастью, в аспекте второстепенных заданий игра столкнулась с типичной для жанра проблемой однообразия. Также как в Spider-Man требовалось в каждом новом районе выполнить одинаковый набор активностей, Days Gone склонна к повторениям. В событиях, связанных с НЕРО, чаще всего придется выслеживать ученых с использованием стелса и подслушивать разговоры. Таким образом разработчики проливают свет на причины и следствия эпидемии. В поселениях обычно просят спасти кого-то или найти и наказать предателя. Вдобавок к этому, игра постоянно накидывает новые гнезда зараженных и лагеря “Упокоителей”. Частично эти неприятную повторяемость компенсирует динамичность геймплея.
Я очень хотел избежать пошлого сравнения с The Last of Us, но вынужден признать, что Sony Bend одним глазом все-таки подглядывали за работой Naughty Dog. Сходство ощущается в ключевых механиках, начиная со стрельбы и заканчивая простотой крафта. Days Gone работает схожим образом даже на уровне ощущений. Драки здесь крайне жестоки, не раз и не два неприятные и кровавые сцены заставят поежиться: Дикон расправляется с людьми и фрикерами, нанося удары подручными средствами или ножом. Стрельба тяжелая и “вязкая”, патронов катастрофически мало. Иной раз лучше отсидеться в укрытии и действовать скрытно. В случае открытой конфронтации придется тщательно целиться — на ранних этапах, пока не приобретены соответствующие навыки, Дикон стреляет паршивенько. Чтобы выжить, нужно постоянно двигаться и обдумывать следующий шаг.
Искусственный интеллект располагает к тому, чтобы не сидеть на месте. Противники ведут себя агрессивно: окружают, подавляют огнем и закидывают взрывчаткой. Несмотря на это, я несколько раз сталкивался с весьма странным поведением. Например, я прятался за прилавком в магазине, туда забежал мародер и подорвал нас обоих гранатой. Отчего-то ИИ игнорирует очевидную опасность использования гранаты в замкнутом помещении: есть смысл забрасывать ее туда лишь находясь снаружи, а враги делают это находясь в шаге от тебя. Остается надеяться, что с патчами эту проблему исправят.
В борьбе с разными видами угроз разработчики подготовили неплохой, но скорее стандартный арсенал оружия: взрывчатка (как самодельная, вроде коктейлей Молотова, так и профессиональная, например, осколочные гранаты), пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы. По мере прохождения сюжета и зачистки областей Days Gone предложит все больше новых рецептов для создания оружия помощнее. Сначала я не понимал, как мне может пригодиться “прокаченная” бита с гвоздями или пулемет времен Второй мировой войны, но после встречи с фриками покрупнее все вопросы отпали сами собой.
В игре есть арбалет. Ему посвящена отдельная ветка прокачки в дереве навыков и я уверен, что вы полюбите это тихое орудие смерти. С его помощью гораздо легче зачищать небольшие территории, густо заполненные фриками, так, чтобы вся безумная толпа не обратила внимание на Дикона разом. Если это случается, значит быть беде. В игре есть отдельные территории, битком набитые фрикерами. В ходе промо-кампании разработчики продвигали это как ключевую фишку игры, и она сработала: такой жары и динамики в сражениях с ходячими мертвецами в рамках видеоигр я не испытывал, кажется, никогда. Одна ошибка и орда зомби настигает и мгновенно съедает Дикона. Каждая такая встреча превращается в настоящее испытание, пройти которое с первого раза вряд ли получится. Мне приходилось тщательно изучать местность, выбирать стартовую точку и планировать пути отхода. Просто победить всю эту ораву не получится, нужно быть хитрее и умнее, чем они. На деле это оказалось не так уж просто, но я очень доволен прожитым опытом.
С технической точки зрения Days Gone не дает чего-то революционного, но держится на достойном уровне. Особенно в глаза бросается большое количество мелких деталей. Например, в городках повсюду раскидан мусор и опавшая листва, а в лесу из под колес мотоцикла летит сочная грязь. Дополнительный шарм игре придают своеобразные биомы. Пусть сугубо условные, но они есть: на некоторых участках карты встречаются заснеженные участки, а плюсом к такой красоте идет красивая смена дня и ночи, а также разные погодные условия. Все это мы уже видели, но мне кажется, что это большой шаг для Sony Bend и серьезное достижение, в которое команда вложила много сил и времени. На протяжении всего цикла разработки коммьюнити смотрело в сторону тайтла с некой долей скепсиса, тем радостней было узнать, что мы ошибались.
Сеттинг погибающей страны в Days Gone — одна лучших вещей наряду с сюжетом, и Sony Bend сделала все возможное, чтобы я наслаждался местными красотами сполна. В игре есть система быстрого перемещения, но работает она с целым рядом условностей. Быстро попасть из одного конца карты в другой поначалу вряд ли получится — не хватит бензобака. Я преодолевал половину пути самостоятельно, заезжая на ближайшую станцию, чтобы заправиться. Затем перемещался в нужную точку, экономя немного времени. Кроме того, быстрое перемещение будет заблокировано, если на пути окажутся “действующие” гнезда фрикеров — нужно сжигать их все. Некоторым это может не понравиться, но в целом схема рабочая, однако у меня есть гораздо более фундаментальная идея о том, как ощущения от игры могли быты лучше.
На мой взгляд, Days Gone слишком свободно чувствует себя в рамках открытого мира. Нарочитая необходимость выполнять сторонние активности отвлекает от основной истории, снижает градус тревожности и неопределенности, которая дает игре право называться драмой с большой буквы. Поймите меня правильно — здесь с завидной регулярностью случаются эффектные моменты и крутые сюжетные повороты, но неизбежное катание по карте туда-сюда ради того, чтобы кинуть несколько бутылок с зажигательной смесью в гнездо мерзких тварей, меня огорчает. Предположу, что формат повествования выбранный студией Naughty Dog для The Last of Us оказался удачней, в первую очередь, за счет камерности происходящего. Если бы игра вела геймера за ручку под сюжетным линиям и не вынуждала отвлекаться на все подряд, мы бы с вами просто не успевали остыть от напряжения.
Несмотря на все вышесказанное, открытый мир не делает Days Gone хуже, и это важно. Для его создания разработчики использовали проверенную формулу, которая удачно работает в других играх. Sony Bend даже удалось в некотором смысле улучшить ее, не делая открытый мир огромным и необъятным. Да, карта довольно большая, но сторонние активности на ней расположены равномерно и повторяются не сотню раз, а всего несколько на каждую область. Попотеть придется, но вы не умрете от скуки, собирая 200 сундуков ради трофея.
Финальный результат впечатляет. Сумма элементов превосходит ценность каждого отдельного аспекта игры, и в таком ключе Days Gone начинает и выигрывает за счет глубины проработки и формы подачи сюжета. История погибшего мира и лично Дикона Сент-Джона затрагивает как глобальные вопросы, так и частное, сокрытое у главного героя в душе.
Позади почти сорок часов игры. За это время Days Gone предложила оценить, как люди столкнулись с массовой угрозой, как ее пережили и поменяли свои ценности. Было и ощущение заговора, и невероятная взаимовыручка, и подлое предательство. История выжившего байкера красной нитью тянет через себя большую любовь и бескорыстную дружбу, бок о бок с которыми идут грязные тайны правительственных организаций, мародерство и банальная жестокость. В какой-то момент новый тайтл задает вопрос о том, что могут сделать люди, видевшие закат цивилизации, но получившие шанс перезапустить ее.
Days Gone — это далеко не черное и белое, скорее, клубок разноцветных ниток, который игрок может неторопливо разматывать. Механики и геймплей работают по выверенной и четкой схеме, давая игроку то, чего хочется получить от игры с открытым миром — веселье и острые ощущения. В нарративной структуре игры прослеживаются отголоски наследия Red Dead Redemption II — здесь, как и там, сюжет развивается достаточно медленно, позволяя прочувствовать на собственной шкуре все, что проживает Дикон Сент-Джон.
Когда на экране идут финальные титры, сомнений уже не остается — для Days Gone жизнь после десятка аналогичных блокбастеров оправдана. Сомнения были напрасны.
- Возможно, на State of Play анонсируют ремастер Days Gone
- UK-чарт: Elden Ring в тройке, а Dragon's Dogma 2 упала на 17-е место
- Обруганная Call of Duty: Vanguard продалась тиражом в 30 млн копий