Beholder

Beholder

kartosh

Молодой режиссер Никита Ордынский в прошлом году выпустил запоминающийся короткометражный фильм “Ваши документы”, снятый по мотивам инди-хита Лукаса Поупа Papers, Please. Мы рассказывали об этой ленте, отмечая остроту поднятой темы, тонкую передачу стиля первоисточника и раскрытие центрального персонажа парой изобретательных сцен. Сейчас Никита вернулся с новой работой, опять короткометражной и уникальной в своем роде. Это хороший повод поговорить не только о ней, но и о жанре в целом.

В основу нового фильма постановщика легла инди-игра Beholder от российской студии Warm Lamp Games и команды издательства Alawar Entertainment. Сюжет рассказывает историю управляющего многоквартирного дома, который пристально следит за жизнью людей и при необходимости пишет начальству докладные на жильцов, нарушающих директивы правительства. Ситуация накаляется, когда одного из соседей ловят на использовании запрещенного иностранного лекарства. Все бы ничего, но управляющий сам нуждается в запретных таблетках.

Короткометражный черно-белый фильм Beholder — кино без диалогов. За десять минут герои не произносят ни слова, потому что в тоталитарном государстве у человека нет права голоса. В основе повествования лежат визуальные средства и, собственно, само действие. В главной роли — актер Евгений Стычкин. Судьба его персонажа разворачивается стремительно под аккомпанемент песни “Скованные одной цепью” группы “Наутилус Помпилиус”.

Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд
Где выше голов находится зад
За красным восходом розовый закат.
 

Тягучая и меланхоличная мелодия задает правильный тон — мне он показался тревожным, с некоторой степенью обреченности и надрыва. К финальным титрам эти строки воспринимаются сильно иначе, чем в начале — а это значит, идею донести удалось.

Особым инструментом выступает визуальный стиль: нарочито выбеленные элементы одежды — галстуки, рубашки, лацканы и рукава. Их команда фильма делала с помощью специальной краски, ультрафиолетовой лампы и постобработки. На контрасте отлично играют тени, их команда адаптировала для каждой сцены покадрово, чтобы создать мягкий эффект, в котором на фоне гиперболизированного белого искусственная темнота частично скрывает силуэты и лица героев.

Papers, Please и Beholder — два плода одного дерева. Это красивые фильмы, в центре которых стоит социальный конфликт, а сами картины построена на инди-хитах, сюжет которых можно уложить в паре строчек. На мой взгляд, это уникальная ситуация для отечественного кинематографа и очень важная с точки зрения игровой индустрии. В объективе Никиты Ордынского и его команды те самые простые истории разворачиваются в полную силу. Конкретно Papers, Please и Beholder в чем-то напоминают театральную миниатюру, где первая — драматический спектакль, а последняя — большой и роскошный музыкальный номер.

О текущих планах Никиты пока неизвестно, но, к счастью, есть целая россыпь трогательных и остросоциальных инди, которые могут попасть к нему в поле зрения: This War of Mine, Valliant Hearts, The Stanley Parable, или, даже What Remains of Edith Finch?