Black Mirror
Сатира на современное общество
Первые сезоны Black Mirror с легкостью можно назвать эталоном сатиры. Те, кто смотрел, наверняка помнят давящее чувство тревоги и неуютность после просмотра — сценарист Чарли Брукер писал по три эпизода и бил без промаха. Каждая серия оставляла после себя гнетущее чувство безысходности. Не потому что плоха, а потому, что отчасти всегда правдива. С переходом под крыло Netflix, казалось, что ничего не изменилось, однако четвертый сезон не в состоянии предложить зрителю те же ощущения.
Все, что в нем было, мы уже когда-то видели. Ну, почти.
Сезон вновь разделен на шесть эпизодов, каждый из которых рассказывает самостоятельную историю, никак не привязанную к другим сюжетам. В одном из интервью Чарли Брукер обещал, что в новых сериях будет гораздо больше “надежды”, однако на деле оказалось, что Black Mirror стал еще более мрачным, и не имеет почти ничего общего ни с надеждой, ни с удовольствиями. Впрочем, шоу и раньше не отличалось мягкостью и дружелюбием, но тогда показанные в нем реальность и технологии удивляли.
В четвертом сезоне лишь три эпизода отдаленно напомнили былое величие. Открывающий сезон эпизод USS Callister стал во много экспериментальным. Сюжет в нем, как способ отразить реалии могущества современных облачных технологий, а заодно напомнить, почему не стоить иметь какие-то отношения, деловые и личные, с дураками и извращенцами. Также стоит обратить внимание на четвертую серию — Hang the DJ. В ней Чарли Брукер со стороны смотрит на приложения для знакомств, лишний раз подчеркивая холодный расчет системы, который в реальности не имеет ничего общего с тем, как работает химия в отношениях между людьми. На мой взгляд, это лучший сюжет в четвертом сезоне. Здесь гармонично сочетается современная технология, понятная зрителю, и есть безусловный эмоциональный элемент, работающий в контексте истории. Таким был Black Mirror в лучшие времена, такими обычно становятся самые памятные эпизоды, вроде прошлогоднего San Junipero.
Где-то рядом с лучшими сюжетами из этой мрачной вселенной может встать и Black Museum — заключительный эпизод сезоне. В нем странноватый мужчина, владеющий жутким музеем среди пустыни, рассказывает гостье несколько историй. В них прослеживается дух предыдущих работ Чарли Брукера, каждая из них основана на более-менее реальной технологии, которую косвенно уже показывали в ранних эпизодах.
Есть еще эпизоды Arkangel, Crocodile и Metalhead, но они совершенно не вписываются в канву Black Mirror, от которого обычно ждешь мощного эмоционального толчка. Все перечисленные выше истории просто не дотягивают до стандартов, которые шоу столько лет поддерживало. На общем фоне Metalhead может показаться интересной, но только за счет авторского почерка режиссера Дэвида Слэйда и черно-белой стилистики.
После просмотра всего сезона довольно сложно определить, что же пошло не так в новом сезоне. С одной стороны — половина эпизодов достойны своих предшественников, с другой — другие три заставляют зевать. После перехода к Netflix шоу эволюционирует и как будто теряет зубы. Раньше я ловил себя на мысли, что в ужасе от увиденного потому, что события с экрана ловко ложились и на реальную действительность. Сейчас — три из шести серий можно просто пропустить, и вы ничего не потеряете.
Как бы там ни было, в свои лучшие моменты Black Mirror остается важной метафорой и рупором для уродливых сторон нашего общества. Другого такого у нас нет: как сериала, так и общества.
- Создатель "Черного зеркала" говорит, что актуальность эпизода об ИИ "не могла быть более жуткой"
- Седьмой сезон "Черного зеркала" выйдет в 2025 году — с сиквелом "USS Каллистер"
- Сериал "Задача трех тел" от Netflix получил смешанные отзывы критиков