Spellforce 3

В основе жизни лежит магия

Wanderbraun

Как-то раз наш шеф-редактор Cohen лаконично и точно выразил историю развития жанра стратегий в реальном времени: “RTS из мейнстрима превратился в нишу”. Десять лет ежемесячно выходило множество стратегических игр. Сегодня любителей RTS радуют всего несколькими качественными релизами за год. Spellforce 3 — одна из немногих попыток за весь 2017 год продвинуть жанр вперед.

Spellforce — древняя и уважаемая серия стратегических игр с крайне грустной историей. Её ключевая фишка состоит в абсолютно безумной интеграции механик ролевых игр в RTS. Многие могут вспомнить Warcraft III с его героями, а на фоне разнообразия Spellforce стратегия от Blizzard ощущалась в первую очередь как стратегия. Да, там есть герои, но нет квестов. Да, там есть прокачка способностей, однако она условная и очень простая. Серия Spellforce могла бы стать обыкновенной RPG, но разработчики решили сделать что-то инновационное. Первая часть крайне успешно ворвалась на рынок, спустя несколько лет выпустили продолжение. Однако за лучезарным рассветом последовало сокрушительное падение. Spellforce изжил себя, как и жанр RTS в принципе.

Факт разработки Spellforce 3 был шоком для всех фанатов. Grimlore Games начали работать над этим проектом в 2014 года под чутким руководством издателя Nordic Games. Для молодой студии этот проект стал первым в её истории. Однако наличие в штате опытных разработчиков, которые работали над предыдущими частями легендарной стратегии, вселяло оптимизм.

Разработчики решили максимально далеко отойти от сюжета предыдущих частей, именно поэтому события Spellforce 3 происходят задолго до известных ранее событий. История не блещет оригинальностью: в наличии множество избитых клише. Однако магическая рука сценариста сделала так, что следить за происходящим интересно. Ты просто не обращаешь внимание на изъезженные темы, они не раздражают. Для написания такого сценария нужно иметь талант. 

В мире Spellforce 3 простые люди начали бояться магов и всего магического — на фоне всеобщего недовольства и неудачного восстания магов к власти пришли религиозные фанатики. В то же время по континенту расползается магическая чума, которая может уничтожить всё живое. Орки думают спуститься со своих гор и устроить очередную мировую войну. В общем, мир катится в тартарары. Как раз здесь в дело вступает главный герой — очередной избранный, волею судьбы и случайными факторами божественного характера вынужденный спасти всё живое. Нам дают возможность выбрать классификацию героя — система крайне гибкая, можно сделать боевого мага или клирика-лучника. Однако его предысторию мы выбирать не можем.

Развитие сюжета и ролевая механика определенно являются самой интересной частью этой игры — впрочем, для серии это не ново. Помимо главного героя с детально прописанной и до ужаса драматической предысторией в наличии несколько харизматичных компаньонов. Сценаристы поработали на славу — каждый из них вполне может потягаться с их аналогами в более известных партийных RPG, вроде Divinity: Original Sin 2. Тут есть все: начиная с сурового вождя орков и заканчивая дотошным дварфом-археологом. Взаимоотношения между главным героем и его товарищами развиваются в процессе игры — открываются новые диалоги, подробности жизни, цели персонажа. Если развить отношения до максимума, то откроются уникальные способности. Отдельно хочу выделить озвучку персонажей — здесь она пробирает до мурашек, очень качественно.

Игра разделена на последовательный набор миссий. Иногда можно выбирать какую миссию вы хотите сыграть, но в целом сюжет методичный, фриплея как такового нет. Большинство миссий начинаются как PRG, и это лучшая часть игры. В такие моменты игра не уступает многим другим партийным ролевым играм, вроде Tyranny или всё той же Divinity: Original Sin 2. Особенно интересно и необычно выглядит система управления партией в бою. Получается, словно играешь в MOBA, однако сразу четырьмя персонажами, не переключаясь между героями. Бои с боссами на тяжелых уровнях сложности захватывают дух, но без хорошего микроконтроля могут быть проблемы.

После эйфории от ролевого геймплея приходит одна небольшая катастрофа в виде RTS геймплея. Многие миссии включают в себя развитие собственной и уничтожение вражеской базы. Если первые карты всё изучать интересно, так как строительство включает в себя элементы градостроительных симуляторов, то уже через несколько миссий это превращается в откровенную рутину. При этом в игре заложен продвинутый ИИ. Без шуток — даже на среднем уровне сложности он действует крайне разумно, атакует в уязвимые точки и создаёт хаос на карте. Впрочем, интеллектуальность ИИ не развлекает, а скорее наоборот — раздражает, так как даже самый упорный игрок устанет часами оборонять свою базу от нескончаемых вражеских орд в надежде когда-то контратаковать.

Ключевая ошибка Grimlore Games состоит в том, что они решили сделать RTS-RPG, а не RPG-RTS. Эти разработчики смогли сделать интересную ролевую игру, но оказались новичками в стратегиях. Увлекательный сюжет, многочисленные квесты, живые компаньоны и второстепенные персонажи, оригинальная система управления героями — всё это тонет в однообразном геймплее RTS составляющей игры. Не будь этого RTS я бы на вполне законных основаниях заявлять о появлении нового RPG шедевра 2017 года. К сожалению, это не так.