Cuphead
Бой посуды — к счастью
В 1930 году на законодательном уровне в США был утвержден кодекс Хейнса. Согласно этому документу, американским мультипликаторам запрещалось делать несколько вещей. Среди прочего, изображать преступления и пороки таким образом, чтобы они импонировали зрителям. Кодекс был отменен в 1968 году, но оставил выжженное поле как нереализованных хороших идей, так и мультфильмов, которые благодаря его существованию обрели уникальный шарм.
“Попай-мореход” и “Путешествие Гулливера” братьев Флейшеров, а также огромное количество диснеевских работ того времени ознаменовали собой целую эпоху. Студии постепенно переходили от черно-белых цветов к яркой палитре красок, а музыкальное сопровождение перестало ограничиваться пианниными проигрышами и заиграло всеми инструментами оркестра. На смену немой анимации и стилю газетных комиксов пришли полнометражные ленты, где сюжету и визуальному оформлению уделялось куда больше внимания.
Несмотря на технический прогресс, оставался открытым вопрос нравственности. Поэтому злодеи в мультфильмах вели себя карикатурно, выглядели пугающе и как бы невзначай совершали плохие дела с невинной улыбкой на лице. Откровенно жестоких сцен почти не показывалось, но нарисовано все было с присущей только работам для взрослых сюрреалистичностью. Сценарии часто не выходили за рамки пары строк, а сами истории нередко выглядели простовато. И пускай многие мультфильмы тех лет не стали нетленной классикой жанра, они отчетливо запечатлели важнейшее в плане анимации десятилетие.
Хардкорный платформер Cuphead делает основную ставку на технические тонкости создания мультфильмов 1930-х годов. Детально нарисованные задники, прекрасно анимированные персонажи и общая стилистика по-приятному жутковатой старомодности влюбляют в себя с первых кадров. Фоны в игре созданы в виде акварельных картин, а каждый кадр анимации разработчики рисовали вручную, чтобы потом раскрасить в цифре. Работа со звуком достойна отдельной похвалы. Причем дело даже не в винтажном саундтреке, который так сильно искрит задором, что остановится хоть на минуту в игре практически невозможно. Фоновые звуки и мелодичный джаз составляют львиную долю того, чем игра очаровывает.
Подобное вниманием к деталям не может не вызывать восхищение людьми, которые стремились создать по-настоящему качественный и аутентичный продукт. Даже экраны загрузки выполнены таким образом, что на мониторе мелькает шуршащая рябью съемочная пленка. Тем более что картинка в Cuphead может воспроизводиться через три фильтра: стандартный цветной, архаический черно-белый и минорный выцветший.
Сюжет Cuphead начинается тривиально и по ходу своего развития не сулит неожиданных поворотов. Чашеголовые главные герои по имени Капхед и Магмен проиграли в казино свои души Дьяволу. Теперь азартные братья пытаются вернуть долг нечестивому. Для этого им предстоит преодолеть длинную цепочку схваток с боссами как на земле, так и в воздухе. Периодически эти стычки будут разбавляться необязательными run and gun-уровнями, где нужно бежать вперед и преодолевать различные препятствия. Все миссии в Cuphead расположены на глобальной карте с условной степенью свободы, перемещение по которой завязано на последовательном выполнении заданий. В игре три мира и одна финальная локация. В каждом мире игроки вольны идти к конечной цели разными путями. Единственное, что сдерживает — определенное количество миссий, которое необходимо выполнить на конкретной территории, чтобы пройти дальше.
Первый мир представляет из себя густые лесные чащи, второй выстроен гигантским парком аттракционов, а третий погружает в атмосферу небольшого портового городка. Финальная локация возвращает главного героя в злополучное казино, где он добровольно подписался на роль вышибалы. Плачущая луковица, поезд с призраками, королева сладостей, флегматичный джин, избалованная актриса, измученные алкогольные напитки, коварная сигара, рулетка-балерина… В Cuphead уйма боссов и к каждому из них необходим свой подход. Причем в ходе сражения с ними умирать так часто, что уже к первому часу прохождения с огромным грохотом разобьется не один бабушкин сервиз. Виной этому как сверхбыстрый темп игры, так и рандомные атаки, которые часто будут сбивать уже заученные комбинации. Тыкать пальцем в небо наугад не получится. Все, что останется взамен — только метко из него стрелять.
Мне сильнее всего запомнилась схватка с механическим великаном. Управлял стальным гигантом безумный ученый, а мой самолет на грани законов даже игровой физики как только не уворачивался от лазерных лучей, электрических ловушек, сильнейшего магнита, самонаводящихся бомб и увесистых шурупов. Более того, это была только первая стадия битвы. Потом голова босса отделилась от неспособного передвигаться тела и начала преследовать мое воздушное судно: то и дело заставляя сворачивать в лихие виражи и уже не взирая на все законы игровой физики молниеносно сдавать назад. Закончилось все тем, что сумасшедший профессор показал себя и решил как следует забросать меня острыми алмазами вместе с движущимися платформами. Если бы этот всезнайка увлекался не только инженерией и самолюбованием, то знал бы, что решительно настроенного человека не остановят никакие механические причуды.
Решительность в Cuphead — главный двигатель успеха. Запаситесь полным баком терпения, снимитесь с ручника промедления и на всей скорости бросайтесь туда, куда в здравом рассудке пошли бы в самую последнюю очередь. Оттачивайте мастерство, не бойтесь рисковать жизнью экранного персонажа и постоянно экспериментируйте сериями атак. Если и падаете, то только для того, чтобы подняться и извлечь из этого хороший урок. Только так игра уступит и позволит себя победить. Поражения в Cuphead не столько расстраивают, сколько подстегивают превзойти самого себя. Поэтому в игре так много отдано на волю случая, когда на максимальном уровне сложности действия противника непредсказуемы, а ранее выстроенные планы трещат по швам быстрее, чем футболки на разъяренных игроках.
В Cuphead изначально присутствует два уровня сложности. Если вы хотите пройти уровень за пару минут и без огромных усилий, то вам на первый. Но потом не расстраивайтесь, что увидели не все вариации сражений с теми или иными противниками. На втором уровне сложности боссы атакуют быстрее и больше видоизменяются. Например, схватка с жабами-боксерами. Первый уровень сложности покажет их в обычной форме и в виде вентилятора. Тогда как второй добавит ко всему вышеперечисленному игровой автомат, бросающийся звонкими монетами и крутящимися барабанами. Или монструозный месяц, с которыми вы встретитесь только в том случае, если выберете высокий уровень сложности в схватке с невероятно раздражающей Хильдой Берг.
Чтобы пройти хотя бы один уровень необходимо обязательно знать, что произойдет на нем дальше. Поэтому смерть в Cuphead — неотъемлемая часть геймплея. Именно через гибель персонажа вы будете понимать, как ведут себя враги и что нужно им противопоставлять. Кроме сражений с боссами в игре есть специальные испытания на добычу золота, которое можно тратить в небольших магазинах на колесах: покупая себе дополнительные жизни или более мощные атаки. Прохождение бонусных склепов с душами умерших наградит главного героя новыми способностями, которые обязательно пригодятся ему в будущих стычках.
Битвы в Cuphead устроены просто и без излишеств: у вас бесконечные патроны, а после смерти вы не теряете оружие или прогресс прохождения. Капхед и Магмен могут не только наносить удары, но и парировать их. Вот и все игровые механики. Бегите вперед или назад. Стреляйте вверх, наискось и прямо перед собой. Прыгайте вверх или прижимайтесь к земле. Уровни с самолетом хоть и разбавляют эту последовательность, но какого-то ощутимого влияния на общий геймплей не оказывают.
Как бы прекрасна не была Cuphead, но не обошлось в ней и без недостатков. Схватки с боссами сложны и не похожи друг на друга. Тем не менее, они становятся заложниками собственной концепции. Механика Cuphead не подразумевает сложных головоломок или комплексных мини-игр, отчего игровой процесс слишком быстро лишается разнообразия. Кроме того, по умолчанию в игре выставлен одиночный режим за Капхеда, но уровни можно проходить в кооперативе. С поправкой на то, что второй игрок должен быть напрямую подключен к компьютеру или консоли, где играете вы сами. Игру по сети разработчики планируют ввести в обозримом будущем, но как скоро это произойдет — та еще загадка.
Cuphead — динамичный, красочный и несмотря на все трудности прохождения милый ретро-платформер, который больше похож на боксерский поединок новичка и профессионала. Вас будут бить часто. Еще чаще вы будете падать. Но каждый раз, вставая на ноги и начиная все заново, вы будете становится опытнее и сильнее. Раскрывать себя с новых сторон. Держаться до последнего. Злиться, кричать, испытывать живые и, считай, животные эмоции. А главное, изо всех сил стараться не разбить клавиатуру или джойстик об экран, где безостановочно происходит зрелищный фейерверк коварной доброты и беспощадной сложности.
- Hollow Knight: Silksong выдали рейтинг в Австралии
- Crash Bandicoot 4: It's About Time разошлась тиражом больше 5 млн копий
- 8 минут геймплея ремейка Disney Epic Mickey от Уоррена Спектора