Polygon: Valve и Steam вредят геймерам
Мало кто в сообществе PC-игроков станет отрицать, насколько большую роль в жизни каждого из них играет Valve и ее платформа Steam. 13 лет с момента появления сервис активно рос и развивался благодаря простым пользователям, которые сейчас первым делом устанавливают его сразу после переустановки системы.
Действительно ли Steam так хорош и жизненно необходим, как нам кажется, а Valve — самая заботливая по отношению к потребителям компания в мире? Журналист Polygon Тим Колвилл написал об этом огромный материал, где заявил, что Valve вовсе не является другом для игроков, а Steam, по сути, угроза для счастливого будущего игровой индустрии. Причем снабдил свои обвинения конкретными доказательствами.
По мнению Тима, в 2004 году Valve и правда была добра к игрокам и по-своему заботилась, чтобы они были довольны. Агрессивно продвигая Steam, который обязательно нужно было установить для игры в прорывные Half-Life 2, Team Fortress 2 и Left 4 Dead, компания купила популярность своими облачными сервисами и желанием бороться с пиратством. Спустя несколько лет довольные пользователи сами начали продвигать платформу среди друзей и знакомых, а также обращая ранее недовольных в свою "веру", создавая огромное и крайне лояльное комьюнити.
Valve не всегда выглядела как корпорация, которая считала своих пользователей лишь малозначительными цифрами в колоссальной машине по получению прибыли. Как такое могло быть, с ее яростным и инновационным видением цифровой дистрибуции, ее собственным набором влияющих на индустрию тайтлов и доступным, дружественно воспринимающим мемы CEO?
Первые проблемы такой приверженности появились в 2011 году, когда на рынке появился Origin от EA. Тогда еще сырую попытку создать свой магазин игроки и медиа восприняли крайне негативно, хотя причина его создания крылась в неоговариваемой политике Valve. Якобы жадная и враждебная к игрокам EA всего лишь не хотела отдавать стороннему сервису треть своих доходов, но уже тогда это считалось чем-то аморальным. Пользователи не хотели видеть ничего, кроме Steam, и такую тенденцию можно проследить и по сей день.
Когда же Valve осознала такую поддержку, то решила на этом сказочно разбогатеть. Колвилл пишет, что впервые компания показала свое истинное лицо в разбирательстве о невозможности вернуть игру в Steam, независимо от причин. Отказ в возврате средств противоречил законам о правах потребителя, однако "Хороший парень Valve" не хотел признавать свою вину. Итог — длительное судебное разбирательство, странный отказ от предоставления информации о финансах и штраф в 3 миллиона. Позже в Steam всё-таки появилась рефанд-система, которая не позволяла и не позволяет до сих пор выводить деньги из сервиса, но почему-то всё это никак не пошатнуло веру большинства в благие намерения Гейба Ньюэлла.
Восемнадцать месяцев драма разворачивалась в Федеральном суде Австралии, с 2014 по 2016 год, когда ПО-гигант из Вашингтона использовал каждый книжный трюк, чтобы остановить непрекращающееся, неизбежно осуждающее дело против нее.
Знаменитые распродажи в Steam и финансовая политика Steam Workshop — еще две проблемы, выделяемые Тимом. Хорошие идеи кроют в себе желание заработать огромные деньги на ровном месте, и это Valve легко удается. Пользователи на радостях раздувают ажиотаж вокруг больших скидок, с каждым годом увеличивая прибыль той, кто без труда отбирает 75 процентов от продаж созданного для их площадки контента. В подтверждение Колвилл приводит слова одного из таких художников, который заявляет об отсутствии каких-либо прав на всё созданное им для Workshop, а также запрет на обсуждение своей части от 57 миллионов долларов, выплаченных Valve таким, как он. Эта сумма — всего лишь 25% от того, сколько всего получает компания от лояльных пользователей Steam, причем этот процент, по словам источника, постоянно уменьшается.
Доходы от Компендиума Dota 2 и продаж сопутствующих пропусков, процент от суммы перепродажи внутриигровых предметов и удержание выплат их создателям — всё это создает нынешний вид Valve, которая из заботливого друга медленно превратилась в аппарат по выкачиванию денег. Даже замечая это, мы продолжаем защищать Steam и лишь изредка подшучивать над серьёзными проблемами компании. Тим считает, что всем пора перестать слепо верить, что тратящая миллионы на судебные издержки ради нежелания вернуть 15 долларов за игру компания не является "злой". Что веселый бородач Гейб — лишь устоявшийся образ, который не имеет ничего общего с реальностью.
Возможно настало время нам всем наконец проснуться.
- Steam установил новый рекорд онлайна — более 34 миллионов одновременных игроков
- В Steam начался фестиваль "Динозавры против роботов"
- Steam-чарт: Last Epoch стартовала со второй строчки, Elden Ring снова в тройке