Защитники

Защитники

Берегите себя и своих близких

kartosh

Российское кино довольно часто напоминает минное поле. Каждый новый фильм словно шаг — то и дело рискуешь подорваться на растяжке, умело спрятанной маркетинговыми механизмами. Хороший режиссер, в этом случае, как опытный проводник, знает куда идти, где свернуть и когда вовремя остановиться. В 2017 году таким проводником оказался Федор Бондарчук и его фильм “Притяжение”: на эту территорию не страшно было ступить, не стыдно было ее пройти. Такого, к сожалению, нельзя сказать о картине Сарика Андреасяна “Защитники”. В его случае фильм похож на темную зону, а режиссер — на слепого сапера, который то и дело спотыкается об отсутствие здравого смысла.

Главный злодей в фильме, некий Август Куратов (Станислав Ширин), подозрительно похожий на внебрачного сына Бэйна и мистера Пропера, пожелал захватить всю технику на планете. Для этого он в тайне от всех создал армию клонов и вторгся в Москву, чтобы похитить Останкинскую башню. На стороне добра находится секретная организация с кричащим названием “Патриот”, где работой руководит серьезная девушка Елена (Валерия Шкирандо), один-в-один Наташа Романофф из “Мстителей”. По канонам “Лиги справедливости” для защиты города она собрала команду супергероев, созданных на территории бывшего советского союза самим Куратовым. Среди них казах Хан (Санжар Мади) с двумя саблями, простой русский парень Арсус (Антон Пампушный), по желанию способный обернуться медведем. В компании с ними армянин Лер (Себастьян Сисак), подчиняющий своей воле камни, и забывчивая девушка Ксения (Алина Ланина), которая может становиться невидимой и дерется как заправский ниндзя.

История в “Защитниках” рассыпается практически сразу. Злодей жаждет власти, просто потому что должен, а герои почему-то хотят ему отомстить. По всей видимости оттого, что тот наделил их нечеловеческой силой и бессмертием — так зрителю говорят авторы фильма. Зритель не найдет здесь ни тайных движущих сил, ни скрытого смысла, ни какой-то интриги — каждый поступок лежит на поверхности и не подкреплен никаким внутренним порывом или внешним воздействием. Знакомство с каждым героем проходит в виде экшен-нарезки с демонстрацией способностей, затем им предлагают вступить в отряд и бороться с Куратовым. Это напоминает подборку тизер-трейлеров, которые обычно сыпятся на зрителя перед дорогими голливудскими блокбастерами. Только здесь они почему-то вставлены прямо в фильм. Защитники, конечно, соглашаются, но никакого представления об их происхождении и месте в обществе это не дает и не вызывает эмпатии.

Дальше дела идут только хуже. Сорок минут герои идут непонятно куда и непонятно зачем, драматически проигрывают бой; антагонист рушит Москву, а они тем временем шутят про борщ, примеряют новые костюмы и толкают претенциозные речи о своем прошлом и будущем, оставаясь при этом оторванными от реальности. Когда этот кошмар немного отпускает и цирк-шапито бросается в бой, становится еще веселее. Придуманный на коленке план быстро забывают, а все происходящее скатывается до нервной нарезки боевых сцен с неуместным использованием слоумо и пафосных ракурсов.

Еще одна ложка дегтя для и без того печальной картины — некрасивая графика, дешевые задники и полное отсутствие вкуса: размытые текстуры, кривые тени и пиксели — неотъемлемые спутники этого фильма. Посмотреть на все это сквозь пальцы можно было при наличии хоть сколько-нибудь интересных образов, но их нет. Молодым актерам достались роли оловянных болванчиков, устами которых им приходится говорить глупости, толкать пафосные и бестолковые речи, не имеющие отношения к происходящему. В фильме нет прописанных персонажей, нормальных диалогов и как следствие нет актерской игры.

“Защитники” продвигали как патриотическое кино, но патриотизма в нем нет совсем. Начальные титры открывают песней на английском языке, Москва всего лишь декорация. На ее месте мог быть Киев, Минск, Таллин или даже Екатеринбург. С тем же успехом можно было бы сражаться в открытом поле — помимо героев, злодея и его армии в фильме нет никого, кто мог бы серьезно пострадать от действий Августа.

Нераскрытыми остались отношения между Защитниками, полностью за кадром оставили жизнь простых людей. Герои фильма живут в каком-то вакууме, отделенном от внешнего мира, а внутри него варятся каждый в отдельной каше. Обо всем этом говорится полунамеками, с заделом на сиквел. На деле после такого сумбура видеть продолжение совсем не хочется. В фильме нет никакого посыла, идеи и морали. Художественная ценность “Защитников” равна нулю.

Единственным выходом из этого ужаса могла стать самоирония, сатира на глупые и дешевые боевики восьмидесятых, но авторы настояли на своем — здесь все серьезно.

Больше всего сбивает с толку то, как люди в здравом и уме и твердой памяти были в состоянии посмотреть на проделанную работу и вместо того, чтобы стыдливо уйти со сцены продолжили зазывать народ на это ужасное зрелище. По итогу в фильме нет ничего, что можно было бы похвалить. За ширмой первого большого российского кино о супергероях скрывается бессмысленная нарезка неловких боевых сцен с картонными персонажами без какой-либо мотивации. “Майор Гром” на фоне “Защитников” смотрится как цельный и качественный продукт, им занимались люди, которые разумно вложили небольшие средства и сумели создать интересную историю в связке с задорным экшеном. Сарику и его команде есть у кого поучиться.

Пару месяцев назад появилась информация, что Сарик хотел бы снять фильм про команду супергероев во главе с Человеком-Амфибией и головой профессора Доуэля. В основу фильма ляжет творчество советского писателя-фантаста Александра Беляева. Проект разрабатывается под рабочим названием “Избранные”, но если подход останется неизменным, то целесообразность появления таких героев на экране под вопросом.

От фильма осталось паршивое чувство — все оказалось еще хуже, чем мы думали. Зрителям показывали двухминутный трейлер, в котором логики и взаимосвязи оказалось гораздо больше, чем в целом фильме. Лучшим решением было бы выпустить “Защитников” в качестве десятиминутной короткометражки с пометкой “Снято непрофессионалами”, а все прочее оставить на полу в монтажной — настолько откровенной халтуре там самое место.

Не ходите на “Защитников” в кино. Берегите себя и своих близких.